Рубрики
Воспитательная работа

Школьное краеведение: от поиска к результату

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, методологической основой которого в том числе является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», одним из приоритетных направлений содержания образования является воспитание [1; п. 2].

0
Юфит Инна Борисовна,
учитель истории
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2107»

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, методологической основой которого в том числе является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», одним из приоритетных направлений содержания образования является воспитание [1; п. 2].

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [2; гл. 1, ст. 2, п. 2]. Поэтому профессиональная задача педагога состоит в том, чтобы организовать деятельность обучающихся, в ходе которой они приобретают компетенции, необходимые в жизни, формируют личность. Одной из результативных форм воспитательной работы, на мой взгляд, является краеведение – «всестороннее изучение определенной части страны, города, района, деревни, населением, для которого эта территория является родным краем».

Мы работаем с детьми, для которых Москва является родным городом. Ведь здесь проходит их детство, здесь они получают образование и, скорее всего, здесь останутся строить свою дальнейшую судьбу.

Краеведение поддерживает живую связь времен и поколений. Благодаря краеведению хранится историческая память, формируется активная жизненная позиция школьников, происходит гражданское становление. Обогащение обучающегося краеведческими знаниями желательно с первого года обучения, причем мы, педагоги, должны не просто дать ученику знания, но и создать педагогические условия для выработки эмоционального отношения школьников к полученным знаниям.

Важно с первого класса приучать ребят к прогулкам по городу, и мы идем в музей Васнецова, в музей Мещанского района, в детскую библиотеку, Музей пожарных, в театр Надежды Бабкиной «Русская песня» – все перечисленное находится в шаговой доступности от нашей образовательной организации. После посещения ребятам задают вопросы, заставляющие их задуматься над увиденным и услышанным материалом, а еще наши дети пишут рассказы.

Результативным методом формирования гражданского становления обучающихся является поисковая работа. Работа с газетами, книгами воспоминаний, произведениями искусства, документами, архивами способствует формированию у школьников ряда компетенций, среди которых:

– умение добывать знания: пользоваться различными источниками, сопоставлять и анализировать полученную информацию; составлять грамотные библиографические списки;

– умение цитировать документальные источники;

– умение преобразовывать полученные знания в продукт деятельности (создавать сочинения, фотовыставки, презентации, ролики, проекты, маршруты и др.);

– умение брать интервью у ветеранов, работников музеев, прохожих, учеников школы;

– изучение требований на основе разных конкурсных положений;

– умение создавать план и логические переходы.

Овладение методикой поисковой работы – серьезная научно-практическая деятельность педагога с учениками.

Важный метод в поисковой работе – интервьюирование. Ученики заранее готовят вопросы и в ходе встречи придумывают новые. При многократном повторении такой деятельности наступает творческая фаза: ученики экспериментируют в составлении очерков о герое встречи и набирают свой материал в одно и то же время. Это удается не всем и не сразу. Но эффект огромный: ученики чувствуют свою значимость, особенно робкие и не очень успешные в учебе.

Многие ученики умеют фотографировать и снимать видеофильмы, и эти способности школьников всегда востребованы в поисковой работе. Наши юные фотографы и видеорежиссеры подготовили (видеофильмы по итогам встреч с ветеранами нашего района, видеопроект о парках Мещанского района, видеофильмы о своих районах: Алексеевский (об улицах Героев Советского Союза завода «Колибр»), о Ростокинском виадуке и о Мещанском районе).

Стремление искать и исследовать приводит моих учеников в разные уголки столицы. Шагая по Москве и ее историческим местам, школьники узнают о героях Московской битвы, о войне 1812 года, о старинных местах (Кремле, Красной площади, Пречистенке, Пятницкой, о ВВЦ, Поклонной Горе). Но главный воспитательный результат для меня, как для классного руководителя, состоит в том, чтобы школьник не только узнал и дал эмоциональную оценку полученным знаниям, но и превратил свои знания в продукт деятельности, нужный и важный другим людям. Одним из продуктов поисковой деятельности учеников нашей школы стал подготовленный ими квест «Уголок Мещанской слободы» (см. Приложение 1). И, конечно же, главным продуктом краеведческой деятельности наших ребят являются проекты. Назову лишь некоторые: «Проект о памятниках 1812» посвящался маршруту в 4,5 км от Кремля до Храма Христа Спасителя. Проект о местах памяти Куликовской битвы занял все учеников: мы побывали в Китай-городе, Симоновом и Донском монастырях, в музее истории Москвы, на Каширской и Комсомольской станциях метро и т.д. А по страницам книги В.А. Гиляровского ученики составили вопросы о местах современной Москвы и массу проектов по отдельным главам (см. Приложение 1). Ученики побывали в кинотеатрах, ДК, музеях, на ВВЦ, музее метро, музей истории Москвы, исследовали улицы, расположенные вблизи метро Сухаревская, Тверская, Чистые пруды, где нашли массу домов с мемориальными досками и, сфотографировав эти артефакты, стали изучать источники, повествующие о людях, зданиях, событиях.

По каждой теме творческого исследования работают группы учеников. Это еще один фактор сплочения школьников. Все проекты стали участниками городских конкурсов  и теперь применяются в  учебной и воспитательной работе.

Уже сегодня мы можем отметить следующие результаты:

– ученики получили знания об истории нашей страны через историю города;

– научились смотреть на интересные здания с желанием узнать о них информацию, приобщились к творчеству;

– получили возможность проявить свои способности;

– загорелись поисковой работой;

– пополнили знания по курсу истории, литературы, культуры;

– стали победителями окружных конкурсов «Нить времен» (победы в нескольких играх в течение многих лет (1997–2016)).

Из всего перечисленного можно сделать вывод о том, что краеведение – огромное пространство для поиска и овладения знаниями, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.

Культурно-исторический потенциал столицы не имеет границ, и поэтому у наших юных исследователей огромный простор для открытий, и наша профессиональная задача – подарить им возможность и радость этих открытий. У каждого педагога, наверно, есть свой профессиональный девиз. Есть такой девиз и у меня: «Дорогу осилит идущий» – идущий учитель и идущий ученик, особенно если путь их пролегает по дорогам Москвы, самого прекрасного и величественного города России.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Сайт Городского методического центра Департамента образования г. Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 03.03.2017).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Сайт Городского методического центра Департамента образования г. Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/federalnyj-zakon-rossijskoj-federatsii-ot-29-dekabrya-2012-g-n-273-fz.html (дата обращения: 03.03.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0