Рубрики
Дошкольное образование

Мастер-классы как эффективная форма взаимодействия родительской общественности и дошкольной образовательной организации

Современный родитель хочет видеть своего ребенка счастливым: как составная часть счастья рассматривается социальная успешность, личностная реализованность. На каждом этапе жизни человека стоят свои задачи, и на этапе дошкольного детства они чрезвычайно сложны. Добиться успешного результата сегодня в одиночку практически невозможно – именно это и подталкивает родителей к общественной системе воспитания.

0
 Резинчук Людмила Викторовна,
воспитатель ДО № 3
ГБОУ г. Москвы «Московский культурологический лицей № 1310»,
reznichyk@rambler.ru

Современный родитель хочет видеть своего ребенка счастливым: как составная часть счастья рассматривается социальная успешность, личностная реализованность. На каждом этапе жизни человека стоят свои задачи, и на этапе дошкольного детства они чрезвычайно сложны. Добиться успешного результата сегодня в одиночку практически невозможно – именно это и подталкивает родителей к общественной системе воспитания.

Современный, успешный детский сад – это команда специалистов, единомышленников, соратников. Только такой подход, на наш взгляд, дает возможность достичь единения действий, достичь результат. Понимание друг друга с полувзгляда, поддержка любых разумных начинаний, взаимное дополнение друг друга – вот те несложные, но порой недостижимые компоненты педагогического успеха.

Мы шли долгой дорогой: где-то научно обоснованного, где-то интуитивно выбранного пути построения эффективного взаимодействия детского сада и родителей. По крупицам собирали мозаику нашего индивидуального педагогического маршрута: не все получалось – тем ценнее то, что выстрадано. Хотелось бы, с одной стороны, поделиться, а с другой – услышать иные мнения на систему построения отношений с современными семьями воспитанников.

 

Фотографии 1–2

В 2013 году в нашей ДОО был создан родительский клуб «Созвездие», в работе которого мы уделили огромное внимание организации культурной среды и культурного досуга наших воспитанников и их родителей. Среди наиболее удачно реализованных нами форм организации работы родительского клуба, достойное место занимает организация мастер-классов для детей и родителей.

Мастер-класс, с нашей точки зрения, это:

– особая форма организации взаимодействия в триаде: педагог – ребенок – родитель;

– особый жанр обобщения и распространения педагогических знаний, умений среди родительской общественности;

– форма учебно-обобщающего мероприятия, на котором педагог вовлекает в совместную деятельность всех участников мастер-класса, обучает их мастерству общения, творческого мышления, освоения качественно нового;

– уникальная ткань психо-эмоционального проникновения участников мастер-класса в состояния, переживания и действия друг друга;

– возможность познакомить родителей с деятельностным потенциалом его ребенка.

 

Фотографии 3–4

Особенности мастер-класса:

– активная деятельность всех участников;

– смена вариантов активности;

– наглядность, простота, доступность, творчество;

– использование нетрадиционных форм и методов работы;

– интегративность образовательной деятельности;

– буря положительных эмоций, проживаемых вместе с ребенком.

 

Фотографии 5–6

За время нашей работы мы разработали примерный алгоритм проведения мастер-классов, который, безусловно, маневренен, мобилен, гибок:

1. Периодичность проведения мастер-классов: для каждой возрастной группы – 2–3 раза за учебный год.

2. Приветствие, сюрпризный момент: создание обстановки эмоционального комфорта, раскрепощенности, готовности к тесному взаимодействию, мотивационное побуждение к будущей деятельности. В процессе реализации данного этапа мы, как правило, используем резервы музыкальной деятельности детей, элементы костюмированности, театрализации, неожиданности.

3. Наблюдение и рассматривание внесенных атрибутов: каждая тема мастер-класса подразумевает атрибутивную составляющую, опираясь на ведущий вид мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Мы стараемся подбирать наглядность и атрибуты максимально красочными, яркими, вызывающими неподдельный интерес к предстоящей деятельности детей. Как правило, для пополнения материальной базы мастер-класса мы активно привлекаем родителей к подбору и изготовлению атрибутов, что создает единую предметно-развивающую среду и расширяет представления родителей о принципах построения подобной среды в рамках семьи.

4. Совместная деятельность в зоне развития мелкой моторики и сенсорики: целенаправленная работа по развитию ведущих психических процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти. Ознакомление родителей со способами и средствами развития психики детей дошкольного возраста. Этот блок ведет педагог-психолог. Его арсенал включает в себя игровые задания: пальчиковую гимнастику, эмоционально-тактильные игры, задания с массажными мячиками, работа с прищепками, нанизывание макарон на шнурочки и другие задания. Наиболее важным в данном блоке мастер-класса мы считаем грамотно организованную совместную деятельность ребенка и взрослого, которая помогает совместному проживанию положительных эмоций, радости от малейших достижений ребенка.

5. Действия в зоне развития движений: организованная деятельность по развитию движений детей. Как правило, мы используем физкультурное оборудование: мягкие модули, ребристые дорожки, гимнастические скамейки и др. Применяя поточный метод организации деятельности детей и родителей. Задания могут предлагаться и по опережающим развитие ребенка вариантам, так как на протяжении всего пути ребенка страхует взрослый.

6. Действия в зоне музыкальной деятельности: побуждение к проживанию ярких, праздничных эмоций от каждого мастер-класса средствами музыки. Развитие музыкально-ритмических движений, крупной моторики, музыкального слуха, ритма и голоса детей дошкольного возраста. Данный блок, безусловно, является самым ярким, эмоционально насыщенным, кульминационным.

7. Блок релаксации: использование релаксационных упражнений для смены процессов возбуждения и торможения. Несмотря на внешнюю простоту действий, данный блок мастер-класса является самым проникновенным и искренним, при условии грамотной организации деятельности детей и родителей.

8. Действия в зоне творческой изобразительной деятельности: развитие графических навыков, формирование положительного эмоционального отношения к продуктивным видам деятельности. В реализации этого блока предлагаются задания интегративного плана, в которых соединены возможности рисования, аппликации, лепки, конструирования.Используется огромная палитра материалов: пальчиковые краски, салфетки, «рисование» пластилином, бросовый, природный материал, лоскуты ткани, перья, бусины и многое другое, практически все, на что хватит фантазии.

 

Фотографии 7–8

Родители – не наблюдатели работы специалистов с детьми, а активные участники интегративного процесса. Задача специалистов – включить родителей в процесс активной деятельности с детьми. Это расширит представления родителей о необходимом для развития ребенка наборе игрового оборудования, о способах действия с ним, об умении налаживать с ребенком деятельностное взаимодействие. Мастер-классы необыкновенно психо-эмоционально затратны для педагогов, но пролонгированный эффект сторицей воздает вложенную душу и сердце в работу с детьми и родителями.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.