Рубрики
Дошкольное образование

«Помогите синичкам»: совместная с родителями интегрированная непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ

Проблемы экологического воспитания вышли на первый план, в наше время им уделяют большое значение. Деятельность человека в природе безграмотна, расточительна, неправильна с экологической точки зрения, приводящая к нарушению экологического равновесия.

0
 Постушенко Елена Владимировна,
воспитатель УК 95
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
postuska-gor@mail.ru

Проблемы экологического воспитания вышли на первый план, в наше время им уделяют большое значение. Деятельность человека в природе безграмотна, расточительна, неправильна с экологической точки зрения, приводящая к нарушению экологического равновесия.

Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. На данном возрастном этапе закладываются основы личности, в том числе и положительное отношение к окружающему миру и природе. Ребенок в этом возрасте выделяет себя из окружающей среды, формируются нравственно-экологические позиции личности, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему миру. Благодаря этому, дети, повышая экологические знания, формируют нормы и правила обращения с природой, воспитывается сопереживание к ней.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования воспитание у детей любви и бережного отношения к природе рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение следующих задач:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Реализация задач по экологическому воспитанию осуществляется через весь педагогический процесс – непосредственно-образовательную и свободную деятельность, прогулки, игровые ситуации и т.д.

Организация систематических наблюдений в уголке не тронутой природы, приобщение к регулярному труду в экологической комнате способствует привитию детям экологической культуры и дают возможность ребенку ненавязчиво общаться с природой.

В связи с переходом на ФГОС ДО, концепция российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания детей. Вследствие чего работа с родителями является неотъемлемой частью в реализации экологического воспитания, поскольку семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к природе. Только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание экологически грамотного человека!

Совместно с родителями мы проводим экологические досуги, учувствуем в различных экологических проектах, ежегодных экологических акциях, таких как: «Сдай батарейку, спаси ежика», «Бумажный бум», «Помоги птицам зимой».

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, детям характерно наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, поэтому принципом моей работы являются слова советского педагога В.А. Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Используя в своей работе различные формы, создавая игровые ситуации, дошкольники формируют не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. Играя, мы общаемся с детьми на их территории, поэтому мы (педагоги и родители) становимся непосредственными участниками. Эмоционально общаясь и вовлекая детей в совместную деятельность, делаем ее значимой и важной для малышей. Вступая в мир детской игры, мы можем не только научить детей, но и научиться многому сами.

Вашему вниманию предлагаю конспект совместной с родителями интегрированной непосредственно образовательной деятельности, приуроченной к началу ежегодной экологической акции «Помогите зимующим птицам».

В данном мероприятии игра выполняет организационную функцию. Педагогу необходимо находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей и умело их направлять.

Цель: расширить знание младших дошкольников о жизни зимующих птиц.

Задачи:

Обучающие:

– познакомить детей с одним из видов зимующих птиц (синичка).

Развивающие:

– развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе игры;

– развивать зрительное восприятие, координацию движений;

– развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;

– закрепить знания детей о повадках, о способе передвижения, о частях тела птиц.

Воспитательные:

– воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Интеграция образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие:

– развитие навыков общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками;

– развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

2. Познавательное развитие:

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– расширение кругозора детей;

– стимулирование познавательного интереса;

– развитие элементарных причинно-следственных связей.

3. Художественно эстетическое развитие:

– развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;

– совершенствование умений в лепке.

4. Речевое развитие:

– обучение умению вести диалог с педагогом и понимать заданный вопрос;

– приучение детей слушать новые рассказы, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

– продолжение расширения и активизирования словарного запаса детей;

– стимулировать общение со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений.

5. Физическое развитие:

– развивать интерес к участию в подвижных играх;

– воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций зимующих птиц; прослушивание стихотворений о зимующих птицах; дидактические игры «Что лишнее?», «Части тела птицы»; аппликация «Снегири»; беседы «Что едят птицы?», «Чем строят гнезда птицы?», «Зачем птицам хвост?».

Оборудование: интерактивная доска, фонарик, искусственное дерево, кормушка, контейнер с пшеном (с расчетом один на стол), шапка лисы, столы и стулья (по количеству детей).

Раздаточный материал (по количеству детей): доски для лепки, пластилин (синий),  салфетки для рук, картинка – синичка (из картона с ниточкой, крылышко не закрашенное), прозрачный стаканчик с мерной полоской, ложка.

Ход:

(На интерактивной доске – изображение зимнего леса (слайд 1). Звучит спокойная музыка, дети со своими родителями входят в зал и образовывают круг.)

Воспитатель: Мы сегодня с вами оказались в зимнем лесу, посмотрите, как он красив. Белый снежок украсил деревья, запорошил дорожки. Что стало холодать, нам пора согреться.

Фотография 1

Подвижная игра «Выпал беленький снежок» (игра проводится 1 раз).

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем.

(Дети и взрослые топают ножками.)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

(Дети и взрослые хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

(Дети и взрослые прыгают на месте.)

Воспитатель обращает внимание детей и родителей на интерактивную доску (На интерактивной доске появляется картинка синички (слайд 2)):

– К нам прилетела птичка. Посмотрите у нее синенькая спинка, хвостик, крылья, голова черненькая, а грудка желтенькая, все тело покрыто перьями. Ее называют «синичкой». Давайте все вместе повторим ее название!

Дети, родители и воспитатель: Синичка.

(На интерактивной доске картинка синички исчезает и появляется синий экран (слайд 3).)

Воспитатель удивляется и подходит к доске: Ой, куда делась синичка? А вот что случилось, она спряталась за этим экраном и хочет с нами поиграть. Садитесь на ковер, я вам расскажу правила игры.

(Дети и родители располагаются на ковре.)

Речевая игра «Назови часть тела птички» (игра проводится 1 раз, используя слайды 4–7).

Воспитатель объясняет правила игры: У меня в руке волшебный фонарик. Когда я направлю лучик фонарика на экран, на нем появится одна или несколько частей птички синички. Вам нужно посмотреть на картинку и сказать, какая часть тела птички изображена и для чего она ее нужна.

(На интерактивной доске появляется картинка синички (слайд 8).)

Воспитатель хвалит детей: А вот и синичка, спасибо тебе за интересную игру! А теперь и мы тебе покажем, как мы умеем играть. Ребята, покружись, покружись и в птичку превратись, ручки выпрямляем в стороны – это наши крылышки.

Игра-инсценировка «Птички невелички» (игра проводится 1 раз).

Фотография 2

Вот летали птички,

птички-невелички.

Все летали, все летали

крыльями махали.

Все летали, все летали

крыльями махали.

(Дети бегают по залу и машут ручками, как крылышками.)

На дорожку сели,

зернышек поели.

Клю-клю-клю-клю

как я зернышки люблю.

Клю-клю-клю-клю

как я зернышки люблю.

(Присаживаются на корточки и стучат пальчиком по полу.)

Перышки почистим,

чтобы были чище.

Вот так и вот так,

чтобы были чище!

Вот так и вот так,

чтобы были чище!

(Обеими ручками справа и слева отряхиваются.)

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем по веткам.

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем по веткам.

(Прыгают, размахивая крылышками.)

Воспитатель: Вот какими бывают птички! Ребята! А вы знаете если не слушаться родителей, то может случиться беда. Я слышала одну историю про птенца, который не послушался своих родителей.

(Дети и родители садятся на ковер.)

Воспитатель: Я сейчас вам покажу и расскажу сказку, слушайте!!!

(На интерактивной доске появляются анимационные слайды (слайды 9–50).)

Воспитатель рассказывает сказку в соответствии с появлением картинки: На краю лесной опушки, на березовой макушке две синички тёплым днём свили гнёздышко вдвоём. Вскоре мамочка-синичка отложила одно яичко. Дождались, в конце концов, папа с мамочкой птенцов.

Голос слышится птенца: «Пи-пи, здравствуй мама вот и я».

Пролетали дни, недели, птенец взрослел, много ел. Папа с мамой без конца оставляли одного птенца, чтоб еду ему добыть, что бы досыта накормить. И пришла в семью беда: Выпал птенчик из гнезда. Не успел птенец – синичка, что молвить, вдруг лисичка появилась из кустов, цап за крылышко птенца. Плачет жалобно юнец, знать пришел к нему конец. Видят, добрые детишки не взлететь синичке выше. Скажем ей: «Беги сюда». Лисице: «Оставь птенца»

(Дети и родители, под руководством воспитателя, зовут синичку к себе (слайды 51–54 – анимационные). А лисичку прогоняют, топая ногами. (Слайды 55–60 – анимационные).)

Воспитатель показывает детям синичку, сделанную из картона: Мы спасли синичку от лисички, которая ее хотела съесть. Ой, что это? Что случилось с ее крылом, посмотрите оно белое? Лиса, наверное, успела схватить птенца за крыло и выдернула перышки из него. Наш птенец теперь не сможет летать. Давайте ему поможем.

(Дети и родители подходят к столам. Дети садятся на стульчики, а родители располагаются позади них.)

Воспитатель: Перед нами синички, у которых повреждено крылышко, что бы их подлечить нужно из пластилина, который находится у вас на столе, сделать не достающие пёрышки. Возьмите кусочек пластилина и скатайте палочку, это будет перышко. Готовое перышко положите на крылышко. Перышек нужно много, что бы заполнить все белое пространство крыла.

Воспитатель обращается к родителям: Мамы, папы, бабушки и дедушки помогите нам!

 

Фотографии 3–4

(Дети и взрослые выполняют задание, воспитатель наблюдает за правильностью выполнения приемов лепки, подсказывает.)

Воспитатель обращает внимание детей на веревочку, прикреплённую к синичке: Возьмите ниточку и поднимите ее. Посмотрите, наши синички опять могут летать. Какие мы молодцы, мы вылечили крылышки наших синичек. Подуйте на синичек и полетят  они ещё быстрей.

(Дети дуют на синичек.)

Воспитатель: Синички полетали, полетали и немножечко устали, давайте посадим их в кормушку (слайд 61).

(Дети подносят синичек к воспитателю, который помогает закрепить их на импровизированной кормушке.)

Фотография 5

Воспитатель читает стихотворение с сопутствующими движениями: Синички – маленькие птички,

Синички – шустрые сестрички,

К кормушке нашей подлетели

Для наших маленьких синичек

Насыплем семечек отличных,

Они опять к нам прилетят.

(Воспитатель рассаживает всех синичек на кормушку.)

Воспитатель показывает на дно кормушки: Ребята, наша кормушка пуста! Чем же мы будем кормить наших птичек? Вспомнила! У меня где-то были ящики с пшеном. Пойдемте со мной.

Воспитатель и дети подходят к ящикам с пшеном, возле которого, стоят стаканчики с меркой и лежат одноразовые ложки.

Воспитатель объясняет детям задание: А вот и ящики с пшеном. Любимое лакомство всех птичек. Нужно перенести пшено в кормушку. Для этого каждый из вас возьмет один стаканчик и одну ложку. Нужно насыпать в стаканчик ложкой пшено. Затем отнести стаканчик к кормушке, что бы высыпать корм для наших птичек.

Воспитатель показывает на полоску: Ребята, а как вы думаете, для чего на стаканчике нарисована полоска? Что может произойти, если насыпать пшена выше полоски? (Ответы детей.)

(Если дети затрудняются ответить, то воспитатель насыпает пшено выше линии и демонстрирует, что при движении пшено высыпается из стаканчика, затем задает наводящие вопросы для получения ответа.)

 

Фотографии 6–7

(Дети, усвоив задание, выполняют его, родители помогают.)

Воспитатель собирает детей возле кормушки: Пшено мы насыпали, синичек накормили. Необходимо отдохнуть. Предлагаю поиграть в подвижную игру «Синички». Для этого вам нужно снова превратиться в этих красивых птичек. (Слайд 62)

Воспитатель просит повторять за ним:

Синички распушили перышки,

(Дети часто потряхивают руками.)

Греются на солнышке,

(Дети поднимают ручки и тянутся к верху.)

Головой вертят,

Улететь хотят.

Дети поворачивают голову в стороны, воспитатель объясняет правила игры: Вы синички, у вас у каждого есть свое гнездышко – обруч, занимайте гнездышки.

(Дети занимают гнездышки.)

Фотография 8

Воспитатель надевает шапочку лисы одному из родителей: Это лис! Пока играет музыка, синички летают, а лисичка спит. Музыка закончилась лис, проснувшись ловит синичек, а синички должны спрятаться в своих гнездышках – обручах. Синичка, которую поймал лис, берет обруч и садится на стульчик.

Подвижная игра «Синичка» (игра повторяется 2–3 раза).

 

Фотографии 9–10

Воспитатель обращает внимание детей на синичек в кормушке (слайд 63): Птички благодарны нам. Крылышко подлечили, накормили, поиграли. Весело у нас, но пора прощаться. Мы их еще не раз встретим на улицах нашего города и сможем им помочь. Предлагаем присоединиться к ежегодной экологической акции «Помогите птичкам зимой». Каждый из нас может изготовить кормушку для птиц, повесить её возле дома, в парке, сквере и т.д. Подсыпая в них крупы, крошки хлеба, мы поможем птицам перезимовать эту зиму! А сейчас давайте тихо уйдем, что бы их не беспокоить, пусть клюют пшено.

Воспитатель, дети и родители прощаются с синичками и тихо уходят из зала.

Презентация к статье – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. М.: Академия, 2009.
2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.