Рубрики
Дошкольное образование

Традиции в жизни человека нужно развивать с детства…

В последнее время наш мир переживает эпоху глобализации. Границы народов заметно стираются, уступая свое место единому, но многообразному межэтническому сообществу. Не везде этот процесс происходит спокойно, но, тем не менее, все мы живем в необычайно интересное время, когда обычаи и традиции различных культур перемешиваются, соперничая и конкурируя друг с другом.

0
Панфилова Марина Владимировна,
музыкальный руководитель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1256 имени Героя Советского Союза И.С. Полбина»,
panfilova.marina.vladimirovna@mail.ru

В последнее время наш мир переживает эпоху глобализации. Границы народов заметно стираются, уступая свое место единому, но многообразному межэтническому сообществу. Не везде этот процесс происходит спокойно, но, тем не менее, все мы живем в необычайно интересное время, когда обычаи и традиции различных культур перемешиваются, соперничая и конкурируя друг с другом. В этом ключе очень важно осознать тот факт, что независимо от численности той или иной народной группы, ее влияние определяется не только культурной, образовательной и технологической компетентностью, но и духовной силой, способностью в нужный момент осознать себя как нечто общее, непрерывное в течение времени, от прошлого – в настоящее и в благоприятное будущее.

Те этносы, которые утрачивают подобное свойство, не готовы быть стойкими к различным вызовам истории – от войн и сражений, до миграций интеллектуального потенциала. Представители подобных народов отличаются слабостью в эмоциональном плане, с отсутствием морально-этических норм, которые, как известно, не просто очередная дань культурного наследия, но и способность преодолевать трудности, как со стороны отдельного индивидуума сообщества, так и со стороны всего сообщества в целом.

Процесс глобализации, несомненно, будет нарастать все больше и больше. Уже сейчас, без особого труда, возможно определить те группы этносов и народностей, которые оказались стойкими к подобным переменам и вполне вероятно останутся весомыми и укрепят свое влияние в будущем. Их общая черта – невероятно сильное влияние традиций, которые регулируют практически каждый важный аспект бытовой и социальной сферы жизни. Эти этносы отличаются жесткостью в отношении собственных правил и норм, этических предпочтений и межэтнических взаимоотношений. В условиях современной неопределенности они обеспечивают самое важное для своих представителей – это чувство единения и силы. Именно поэтому нельзя недооценивать важность духовной составляющей и традиций народа и их крайне важно развивать, сохранять и всячески поддерживать.

Не менее важным аспектом является и отличительное значение традиций. В условиях, когда мир вокруг нас все более унифицированный и стандартизированный, несомненным преимуществом любого человека окажется принадлежность к богатой и плодородной культурно-исторической основе, помогающей выстраивать и совершенствовать свою особенную индивидуальность и неповторимость. Здесь также есть возможность и для других проявлений, в том числе и сугубо экономических. Примером тому могут стать те народности, которые распорядились своим наследием очень грамотно – превратили его в рекламный бренд, работающий и помогающий зарабатывать на туристическом бизнесе, одновременно укрепляя и распространяя свое влияние вовне, захватывая все новые и новые культурные и географические пространства.

Нельзя не отметить и еще один крайне значимый и необходимый аспект в вопросе важности сохранения и поддержания традиций – это вопрос доверия. Не секрет, что мы, как люди, с гораздо большей охотой доверяем тем из нас, кто отвечает за свои слова и поступки, кто чтит своих предков, кто предсказуем в своем поведении, кто знает цену себе и своим близким. И если перевести подобные представления на уровень отдельных этносов, мы получим очевидную картину значимости так сказать «репутаций», которые сопровождают ту или иную народность и оказывают влияние на ее работу извне. И изменить эту «репутацию» в одночасье, за финансы или силовое влияние – не представляется возможным, она нарабатывается за долгие, долгие годы.

Конечно, кто-то непременно возразит, что способность быть адаптивным и приспособленным не менее важна в этом мире. Традиции в этом плане не берут на себя ведущую роль, они лишь дополняют весь комплекс тех мер, которые помогают личности развиваться разносторонне, сохраняя баланс. И именно поэтому, приобщая детей к культурному наследию их общества, нам крайне необходимо делать это с большой осторожностью и благоразумностью.

Учитывая все это, я поставила своей целью познакомить моих воспитанников с культурным разнообразием и великолепием тех многочисленных народностей, представители которых занимаются в нашем детском саду. Кроме детей из русских семей, здесь находятся ребята из Татарстана, Узбекистана, Азербайджана. Совместно с воспитателями я разработала план по изучению культурных ценностей воспитанников. Родители также принимали активное участие в моих начинаниях. Каждую следующую неделю мы посвящали культуре той или иной национальности. В течение недели устраивались выставки народного костюма, традиционной игрушки, музыкальных инструментов. Проводился смотр национальной песни и танца, где дети участвовали совместно с родителями. Организован марафон «В гостях у моей бабушки», где воспитанники рассказывали о любимом национальном блюде, а родители, иногда бабушки, приносили попробовать одно из блюд национальной кухни. Итоговым мероприятием в конце недели были организованы праздники. Эти тематические недели мы назвали «Яркий хоровод» и были приятно удовлетворены его итогами. За время проведения этих мероприятий я дала своим воспитанникам осознание того факта, что существуют различные национальности, и у каждой национальности есть свои традиции.

В процессе работы «Яркого хоровода» я изучала национальные праздники и составила маршрут изучения традиций – на нем были отмечены обряды, традиции, обычаи и ритуалы, характерные для того или иного торжества. Оперируя таким маршрутом, стало доступно сравнение и определение целесообразности конкретного мероприятия на основании имеющихся возможностей и тех воспитательных задач, которые стояли передо мною в процессе работы. Становилось ясно, какие из праздников имеют наибольшие шансы заинтересовать ребенка, какие лучше раскрывают творческий и коммуникативный потенциал детей, какие проще или сложнее провести исходя из существующих ресурсов.

При подготовке каждого такого мероприятия я привлекала к участию и родителей. Их настрой не менее важен для успешного результата, потому что дети, проводя свое время в домашней обстановке, быстро впитывают нормы поведения собственных пап, мам, братьев и сестер, дедушек и бабушек. Нужно объяснить родителям практическую необходимость традиций – ведь, помимо всего остального, это еще один способ закрепить взаимоотношения в семье между ребенком и взрослым, установить между поколениями прочные и долговечные связи. Совместно с взрослыми мы шили костюмы, подготавливали различные атрибуты, писали сценарии и распределяли роли. Папы с мамами нередко проявляли инициативу и вызывались играть различных персонажей. В процессе работы я обратила внимание на то, как зарождаются традиции в их собственной семье – это и передача каких-либо предметов (часов, реликвий, элементов одежды, и т. д.), и составление фотоальбомов, и модное в нынешнее время увлечение – когда собираются и фотографируются все вместе в определенный день года – «Наш праздник день семьи». Я считаю это важным достижением в своей деятельности, ведь так формируется уважительное отношение к традициям не только непосредственно у детишек, с которыми я работаю, но также и у их взрослых.

Как-то раз один их родителей рассказал мне о весьма интересной традиции, которая происходит в его семье. Каждую неделю все члены семьи предлагают, как провести выходные. Все представители данной семьи разрабатывают свои собственные рекламные материалы – будь то стихи, танцы, песни, презентации или простая агитационная речь. После ознакомления со всеми заявками производится общее голосование, в котором не допускается выбирать себя самого. Результат определяется большинством голосов. Победитель получает право провести выходные по задуманному сценарию.

В случае, когда у семьи уже существуют какие-либо традиции, я старалась расспросить о них поподробнее. Встречались достаточно необычные варианты, коллекционирования орденов, письма от отца к сыну и дочери. Позже, собрав всех родителей за совместным чаепитием, мы совместно обсуждали с ними их собственные традиции, и те, которые потенциально возможны для зарождения в их среде, для обогащения духовного воспитания их детей.

В течение своей работы особое внимание уделяла составлению сценариев праздников. Вместо скучного и предсказуемого развития действия я включала множество неожиданных моментов, взятых из народных сказок и былин. Также я старалась делать героев праздников харизматичными и запоминающимися персонажами, теми, которым хочется сопереживать, кто предельно открыт в своей мотивации. Иногда в процессе повествования я включала дополнительные интерактивные элементы – например, несколько вариантов развития сценария, в зависимости от выбора детей. Таким образом, принятое малышами решение, хоть и частично иллюзорное, все же кажется им своим собственным, а потому играть и продолжать действие становится по-прежнему интересно.

Помимо прочего, я уделяла свое внимание зарождению новых и сохранению уже существующих традиций в моем детском саду. Я провела длительную и плодотворную работу с родителями, такую как круглые столы, мастер-классы и т. д. После дополнительного обсуждения в нашем образовательном учреждении появился ряд новых и интересных мероприятий – таких, как переходящий макет садика от воспитанников подготовительных к школе групп к детям младшей группы. «Встречи первоклассных выпускников», где бывшие дошкольники имеют возможность прийти в гости в детский сад пообщаться с воспитателями, педагогами, воспитанниками. Встречи проходят в форме увлекательных сценок, этюдов, скайп беседах, также – ежегодные театральные фестивали для тех детишек, кто постарше. Ученики делятся впечатлениями о школе и интересуются нововведениями в саду.

Резюмируя всю вышеописанную работу, я считаю, что успешно справилась с поставленной перед собою целью. Мне, прежде всего, хотелось развить в детях искреннее уважение к наследию и достоянию наших предков, заложить фундамент культурных ценностей, воспитывая в детях желание поддерживать культурные традиции, желание пересказывать свои традиции и гордиться этим. Также я показала своим воспитанникам, насколько разные могут быть культуры, и, тем не менее, эти культуры способны уживаться вместе спокойно и гармонично. Ведь чем больше мы узнаем о других этносах, тем лучше понимаем, что универсальные ценности, такие как желание мира, способность к состраданию и любви – характерны для любого человека, независимо от его национального происхождения. Я надеюсь, что мой опыт будет полезен и другим педагогам, а также всем тем, кто уверен в необходимости поддержания и укрепления знаний подрастающего поколения о культуре, обычаях и народных традициях.

Список литературы:

1. Котова И., Котова А. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург: Паритет, 2016.

2. Михеева Л., Короткова М. Русские традиции и праздники. М.: Дрофа-Плюс, 2015.

3. Поленова Т. Самые удивительные обычаи и традиции народов мира. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

4. Тимофеева Л., Волохова Н., Тимофеева Т., Князева В., Богачева И. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. Программа, планирование, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2016.

5. Тишков В. Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

6. Шапошникова С. Групповая традиция в детском саду. Планирование, познавательные занятия, праздничные вечера для детей 4–7 лет. Волгоград: Учитель, 2009.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.