Рубрики
Дошкольное образование

Коррекционная направленность дидактических игр и упражнений по развитию у детей навыков ориентировки в пространстве

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательные интересы.

0
Чичигина Татьяна Петровна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог) ДО № 1446
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1236 имени С.В. Милашенкова»,
tiflo1446@mail.ru

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательные интересы.

Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных взаимосвязей.

Увлеченность ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию. В играх дети с косоглазием и амблиопией получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве.

Е.Н. Подколзина предлагает несколько групп игр и упражнений, направленных на отработку навыков ориентировки в пространстве:

1. игры и упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства;

2. игры и упражнения на ориентировку в процессе передвижения;

3. игры и упражнения на микроориентировку;

4. игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием схем и планов.

Главной задачей ДОУ с нарушением зрения является подготовка детей к школе, а одним из направлений решения этой задачи – развитие у дошкольников навыков ориентировки на микроплоскости. Эти навыки необходимы ребенку во всех видах школьной деятельности, а особенно в ориентировке на страницах тетради, учебника, в пространстве парты, учебной доски.

Поэтому важное место в коррекционно-педагогической работе занимают игры и упражнения на микроориентировку. Так как ведущей коррекционно-развивающей формой воздействия на ребенка я выбрала игру, то основным методом – практические действия с ребенком, являющиеся наиболее эффективными для коррекции недостаточности чувственного опыта детей.

Для детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием из своего опыта работы предлагаю проведение следующих игр:

1. Дидактическая игра «Котята разбежались»

Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе ставят несколько игрушек (стоят в середине). Тифлопедагог спрашивает: «Где находятся котятки?» Дети называют месторасположение. Далее он говорит: «Котята разбежались». И передвигает игрушки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и рассказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и т.д.

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.

Ход игры. Тифлопедагог расставляет игрушки (фигурки или картинки) на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета (группы), а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось.

3. Дидактическая игра «Дрессированные котята»

Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.

Ход игры. Ребенок-«дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например: «Черный котенок – в середине, а серый – внизу справа». Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями «дрессировщика».

Эти игры могут проводиться индивидуально или с подгруппой, состоящей из двух-трех детей. Игрушки (фигурки или картинки) могут быть разные: медвежата, лисички, зайчики, фигурки детей, машинки (вариант игры «Машины разъехались»).

4. Дидактическая игра «Разноцветные трапеции» (вариант «Разноцветные домики»)

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей из двух детей.

Программное содержание: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, лист бумаги) и обозначать в речи пространственные направления, формировать элемент учебной деятельности.

Материал: фланелеграф, 6 трапеций разного цвета.

Ход игры. Дети рассматривают изображения цветных трапеций, называют их, отвечая на вопрос тифлопедагога: «Где расположена трапеция красного цвета?», «Какого цвета трапеция находится в правом верхнем (левом нижнем) углу?» и т.п.

5. Дидактическая игра «Где что находится?»

Игра проводится индивидуально или с подгруппой из двух детей.

Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на микроплоскости, обозначать в речи расположение предметов в микропространстве.

Материал: стол, набор мелких игрушек (елочки, грибки, фигурки животных, детей, машинки).

Ход игры. Тифлопедагог предлагает детям рассказать, где какие игрушки находятся. Например: «На середине стола стоит елочка, под елочкой машинка, справа от машинки зайчик, впереди елочки уточка» и т.п.

6. Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Программное содержание: учить детей ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, стол) и обозначать в речи пространственное расположение объектов.

Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев (по сказкам «теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и др.)

Ход игры. Сначала сказку рассказывает тифлопедагог, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от Ниф-Нифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т.п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления.

7. Дидактическая игра «Красная шапочка»

Программное содержание: учить ориентировать на микроплоскости (лист с рисунком ландшафта, содержащий признаки удаленности), обозначать пространственное расположение, вводить понятия «ближе-дальше» в словарь.

Материал: лист с рисунком ландшафта, два домика.

Ход игры. Тифлопедагог начинает рассказывать сказку: «Жила-была Красная шапочка в домике вместе с мамой. Возьми и поставь их домик в середине леса. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что домик был едва виден. Поставь домик для бабушки. Какой домик находится близко? Расскажи, где находится. А где находится домик бабушки? Расскажи о его месторасположении» и т.п.

Эту игру можно проводить, как игровое упражнение: домики нужно рисовать, дорисовать сказку и рассказать по своему рисунку.

В процессе проведения выше названных игр дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве: вверху-внизу, слева-справа, в правом верхнем (нижнем) углу, в левом нижнем (верхнем) углу, впереди справа, внизу слева.

Такие же задачи решаю при проведении игровых упражнений:

1. Разложи на фланелеграфе: в середине трапецию, в левом верхнем углу ромб, в правом нижнем углу треугольник и т.д.

2. Нарисуй в правом верхнем углу солнце, а в левом верхнем углу цветок и т.д.

После выполнения заданий такого типа предлагается рассказать, что где расположено.

3. Разложи игрушки на фланелеграфе (столе, листе бумаги), как я скажу; назови их местоположение.

4. Обведи геометрические фигуры (предметы) по контору (по трафарету) в той последовательности, какой я скажу.

5. Расставь игрушки на столе по предложенной схеме и расскажи, как они расположены.

6. Нарисуй схему расположения предметов на столе и расскажи об их местоположении.

7. По схеме с изображением геометрических фигур расставь на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.

8. Нарисуй расположение игрушек (геометрических фигур) на листе, отраженном в зеркале, и в действительности на столе. Найди различия в изображениях и расскажи, в чем они состоят.

9. На верхней полоске листа обведи по трафарету три ромба (елочки, зайчики, машинки, цветки и др.), на нижней полоске обведи по трафарету трапеций на одну больше, чем ромбов.

10. Обведи по трафарету в правом верхнем углу цифру «1», в левом нижнем углу цифру «5», в середине цифру «6» и т.п.

Использование трафаретов осуществляется с учетом зрительных нагрузок в зависимости от остроты зрения. Провожу много игровых упражнений на тренировку пространственного поиска (лабиринты). В этих упражнениях развиваю умение использовать ориентиры в задачах поиска, формирую умения последовательно ориентироваться от пункта к пункту. Например: «Идем вместе с Белоснежкой к гномику в красном колпачке, дальше к гномику в желтом колпачке». В лабиринтах с ориентирами использую не только картинки, но и цифры, и буквы (это важно для подготовки детей к школе).

Упражнения в тетради в клетку помогают совершенствовать умение ориентироваться при движении в заданном направлении; формировать умение находить заданную точку по ориентирам, понимать пространственное расположение: верхняя строчка, нижняя строчка, отступить влево, вправо, вверх, вниз; вырабатывать усидчивость, внимание, формировать элементы учебной деятельности; понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

Таким образом, проводимые мною игры и игровые упражнения на микроориентировку помогают детям старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией овладеть навыками самостоятельного ориентирования на микроплоскости, что, в свою очередь, помогает им в школе свободно ориентироваться на поверхности парты, страницах учебника, тетради и в овладении школьными навыками. Эти игры и упражнения могут быть использованы и для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались, и как они пользуются ими в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Челябинск: АЛИМ, изд. Марии Волковой, 2008.
2. Подлколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3–4 лет с косоглазием и амблиопией: автореферат диссертации к.п.н. М.,1998.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.