Рубрики
Дополнительное образование

Условия интеграции основного и дополнительного образования в дистанционных проектах

Рамки урочной системы не всегда позволяют разобрать темы предметов естественно-научного цикла в полном объеме или же уделить достаточное количество времени исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся. В то же время изучение ряда предметов без выполнения опытов и экспериментов весьма затруднительно.

0
Чуйкина Ольга Сергеевна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильная школа № 1955»,
predslava@mail.ru

Рамки урочной системы не всегда позволяют разобрать темы предметов естественно-научного цикла в полном объеме или же уделить достаточное количество времени исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся. В то же время изучение ряда предметов без выполнения опытов и экспериментов весьма затруднительно.

Без собственного опыта проведения наблюдений или исследовательской деятельности, обучающиеся сложнее воспринимают теоретический материал. Раздвинуть рамки урока, позволить учащимся проявить самостоятельность в проведении экспериментов, научиться не только планировать свою работу, но и оформлять полученные результаты возможно при вовлечении их во внеурочную деятельность по предмету. Именно вне границ урока учитель способен создать необходимые условия для проведения опытов или другой исследовательской деятельности ученика. Заинтересованному в определенном учебном направлении ребенку внеурочная деятельность позволяет углубить свои знания и расширить их за счет практической части. Не меньшее значение такая организация работы имеет и для заинтересовавшегося ребенка – он получает возможность понять, насколько ему реально надо изучение данной предметной области в более глубоком, чем позволяет урок, варианте. Для мало мотивированного ребенка такой вид деятельности даст повод задуматься: так ли непонятен ему предмет, или же он просто не обращал на уроках должного внимания? Таким образом, создание условий, способствующих более близкому соприкосновению школьников с отдельными разделами изучаемых предметов, позволяет больше вовлечь их и в учебную деятельность, развивать их познавательные и личностные качества.

В то же время организация внеурочной деятельности с обучающимися имеет свои сложности, в частности, наличия специально отведенного для этого времени в расписании ребёнка и педагога. При учете занятости современных детей в различных секциях и кружках, а порой довольно сложно подобрать время для таких занятий. В данной ситуации необходимо оптимизировать систему работы, максимально возможно переведя ее на дистанционное взаимодействие учителя и ученика, оставив на реальные встречи только те вопросы, которые действительно требуют присутствия ученика в школе или школьной лаборатории. Например, можно провести эксперимент в кабинете, а оформление полученных в ходе эксперимента результатов и их анализ перенести на платформу google-документов.

Второй проблемой является необходимость постоянного поддержания интереса у ребенка к подобной форме занятий, а это тоже не всегда возможно, так как ученик в процессе работы может прийти к выводу, что данное направление не совсем соответствует его интересам и пожелать сменить изучаемый предмет. Организация систематической учебной деятельности по одному предмету, с внесением занятий в сетку дополнительного образования или элективов в данной ситуации не подходит, поскольку такие занятия требуют постоянного набора обучающихся.

В такой ситуации на помощь учителю приходят дистанционные краткосрочные проекты, посвященные отдельным темам и предметам в рамках изучения естественных наук. Как правило, такие командные работы продолжаются не больше месяца и состоят из нескольких заданий разного плана, направленных не только на изучение отдельной области какого-либо предмета, но и на формирование метапредметных знаний и умений обучающихся.

Одним из примеров таких занятий можно назвать систему проектов по ряду школьных предметов Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, проходящих на информационно – образовательном портале сети образовательных учреждений Ярославской области.

Все проекты данного центра проходят в течение одного месяца и состоят, как правило, из трех блоков работ: онлайн тестирования, экспериментального задания и творческой работы. Для участия в проекте достаточно зарегистрировать команду из 3–5 обучающихся одной параллели и выполнить предложенные задания. Существенным плюсом является, с одной стороны, сжатость сроков, отведенных на выполнение работы, с другой – возможность выполнять задание в удобное для команды время. Так, например, на прохождении теста командам дается 3–4 дня, в течении которых необходимо найти 45–60 минут для ответов на 10 вопросов по выбранному предмету, соответствующих программе для параллели участников. На выполнение экспериментального задания и подготовку отчета по нему отводится 7–10 дней, а на творческую работу 8–15 дней. Подобные ограничения создают условия для формирование ответственности каждого за общий результат, в то же время позволяя применить дифференцированный подход к деятельности учащихся, поскольку позволяют распределить работу в группе в зависимости от способностей и возможностей участников.

Экспериментальное задание, как правило, требует проведения определенных опытов и оформление полученных результатов при помощи презентации в Power Point. В нашем случае давно отработана практика, когда опыт проводится в школе, а оформление результата идет через google-документы и беседу в социальной сети «ВКонтакте», позволяющие каждому участнику выбрать для себя оптимальное время для выполнения своей части задания. Таким образом, работа над проектом в реальном общении и в пределах школьного кабинета, сведена к минимуму. Такой подход позволяет подключать ребят, занятых на тренировках или внешкольных кружках. Оформление работы в соответствии с четкими требованиями организаторов проекта помогает обучающимся вырабатывать не только чувство ответственности за свою часть работы, но и умение представить результат своей деятельности наиболее грамотным способом.

Одним из наиболее интересных этапов работы над заданиями является выполнение творческой части. Именно здесь происходит формирование так называемых метапредметных навыков и умений обучающихся, умение работать с различными источниками информации и преобразовывать их в новый продукт собственной работы. Уже два года участникам проекта средней и старшей возрастной категории предлагается написать сценарий мероприятия по определенной теме, провести мероприятие перед учениками своего класса или перед учениками начальной школы, а затем оформить выполнение задания в виде видеоролика на 4 минуты и приложенного к нему сценария. Это замечательная возможность для ребят проявить креативное мышление и научиться перекладывать приобретенные знания на новую платформу их применения. В техническом плане данное задание способствует развитию навыков монтажа видеороликов, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения. В эмоциональном и психологическом отношении выполнение подобных работ формирует у участников проекта умение представить результат своей работы на публике, отстоять свою точку зрения, не теряться перед аудиторией.

Именно с выполнения такого задания по физике в 2015–2016 учебном году началось наше взаимодействие с учащимися начальной школы. Необходимо было придумать и провести занятие, посвященное световым явлениям. Было принято решение организовать урок-сказку для учеников начальной школы, в процессе которого вовлечь их в деятельностное участие в процессе, связанное с наблюдениями за различными световыми явлениями.

В рамках выполнения творческого задания по проекту три девятиклассника разработали и провели урок, посвященный световым явлениям для учеников 2–3 класса. В процессе урока ученики младших классов не только слушали о том, какие бывают световые явления, но и самостоятельно проделали ряд опытов.

Проведение занятий в начальной школе вызвало массу впечатлений у обучающихся. Дети стали узнавать старшеклассников, запомнили их имена и здоровались с ними весь учебный год. Появилась некоторая связь между начальной и средней школой.

В советское время существовала практика участия пионеров в жизни октябрят в качестве вожатых «Звездочек» из 5–6 человек. Вожатый организовывал досуг своих подшефных, помогал им с учебой. Подобное взаимодействие способствовало сплочению ученического коллектива школы, организации взаимопомощи, поддержки младших учеников старшими, а также передачи школьных традиций от поколения к поколению. Многие положительные стороны такого взаимодействия на сегодняшний день утеряны. Ученики разных параллелей мало общаются друг с другом, особенно, при большой разнице в возрасте.

В современной школе создание взаимодействия между учениками старших и младших классов довольно затруднительно. В результате, попадая в среднюю школу, сменив одного учителя на несколько новых учителей, один кабинет – на кабинетную систему обучения, оказавшись в окружении малознакомых старших обучающихся, ребенок теряется и испытывает стрессовую ситуации, которая отражается не только на его учебе, но и на психологическом состоянии. В то же время давно замечено, что в средней школе быстрее адаптируются те пятиклассники, у которых есть старшие братья или сестры, или же просто хорошие знакомые в старших классах. Конечно, сегодня организация взаимодействия учеников средней и начальной школы – задача очень сложная, тем не менее, оказалось, что возможно частичное ее решение за счет вовлечение учеников начальной школы в выполнение проектов под руководством старшеклассников.

В 2016–2017 учебном году Ярославский центр предложил задания по физике и химии для обучающихся начальной школы и 5–6 классов. Вспомнив опыт прошлого года, мы переработали схему работы над проектом. Результатом изменений стала новая структура работы над проектом в командах. Для средней школы изменений не произошло: обучающиеся, как и раньше, работают над заданием в пределах команды, выходя с творческим заданием либо к одноклассникам, либо к обучающимся младших классов, в зависимости от требований проекта. Основные изменения коснулись участия в проекте учеников старших классов.С этого года десятиклассники, выполняющие задание своей возрастной категории, становятся руководителями команд младших классов. Ученик 10-го класса отвечает не только за свою часть работы в проекте, но и становится ответственным за организацию работы группы из 5 учащихся начальной школы. В его обязанности входит организация работы младшей команды по выполнению заданий проекта, помощь в прохождении онлайн тестирования, оформлении проделанной работы, соблюдение сроков отправки работы на проверку. Все эти действия с учащимися младших классов возможны только при тесном общении.

Результатом нашей работы по данной схеме стала организация 7 команд учащихся начальных классов в проектах «Занимательная физика» и «Химстарт» этого учебного года. Под руководством старшеклассников, ребята выполняли измерения объектов в придуманных ими величинах, проводили опыты по обнаружению крахмала и действию на соду органических кислот. При этом хочется отметить, что младшие очень внимательно слушали своих руководителей, а сами старшеклассники ярко переживали за успешность своих команд, стараясь объяснить подшефным все как можно лучше, чтобы добиться хорошего результата. Сегодня большинство участников проектов первого тура с нетерпением ждут повторения работы в феврале.

Работа в дистанционных проектах позволила сформировать группу заинтересованных учащихся, готовых продолжать проектную деятельность дальше. Взаимосвязь учащихся разных параллелей, формирующаяся в процессе работы над проектами, также способствует организации взаимопомощи и взаимообучения. К примеру, при участии в конкурсе «Прогнозер» в 2015 году была создана смешанная команда из учащихся 9-го и 11-го классов, в которой младшая часть занималась поиском необходимой информации, а старшая – обработкой и конечными выводами. В 2016 году помощь учеников 10-го класса позволила команде 9-го выйти в лауреаты конкурса.

Навыки, полученные за время выполнения определенных заданий, учащиеся средней и старшей школы с удовольствием применяют в реализации индивидуальной проектной деятельности. Более того, за три года работы из заданий дистанционных проектов было создано несколько индивидуальных, с расширением поля деятельности и применением более глубоких исследований. Результатом стало представление работ в городе и получение призовых мест.

Усилилась активность учащихся и в отношении разработки собственных проектов и проведении собственных исследований, получивших высокие оценки при представлении на городских площадках. В числе наших проектников призеры таких конкурсов, как «Шаги в экономическую науку», «Школа будущего», «Технопарк», конкурса социально-значимых проектов в области экологии. На конкурсе «Я узнаю Москву» два года подряд в числе лидеров оказались не только ученики, но и вся школа в целом, заняв в 2016 году 1 место по качеству представленных на конкурс работ. Отдельно хочется заметить, что среди призеров и победителей различных городских конкурсов из учащихся нашей школы далеко не все являются мотивированными и сильными учениками в рамках школьной программы. Тем не менее, эти ребята нашли себя в проектной деятельности.

Подводя итоги, можно отметить, что проектная деятельность с элементами дистанционного сопровождения на сегодняшний день является наиболее оптимальным способом организации внеурочной работы обучающихся, позволяя им реализовать свои способности в удобном для них формате. Выстроенная система взаимопомощи между участниками проектной деятельности способствует большей самостоятельности в выполнении проекта, формирует навыки командной работы и личностные качества учащихся. Для учителя подобный вариант работы так же довольно удобен, поскольку позволяет сократить временные затраты на сопровождение деятельности отдельного ученика, а, следовательно, охватить своим вниманием и привести к реальным результатам большее число обучающихся.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0