Рубрики
Дошкольное образование

Плоскостная кукла в гендерном воспитании дошкольников

На данный момент проблема гендерного воспитания среди детей дошкольного возраста очень актуальна. Современное общество ожидает от наших детей не проявления исключительно мужских или женских качеств, но и общечеловеческих качеств тоже. Мы с детьми говорим не только о том, что они являются мальчиками и девочками, но и обсуждаем те качества, которые привлекают нас в мужчинах и женщинах. Мы хотим, чтобы представители обоих полов проявляли доброту, заботу, с пониманием относились к окружающим людям, сопереживали.

0
Гусева Елена Борисовна,
заведующая
ОАНО ОЦ «Лучик»,
ebgyseva@mail.ru

На данный момент проблема гендерного воспитания среди детей дошкольного возраста очень актуальна. Современное общество ожидает от наших детей не проявления исключительно мужских или женских качеств, но и общечеловеческих качеств тоже. Мы с детьми говорим не только о том, что они являются мальчиками и девочками, но и обсуждаем те качества, которые привлекают нас в мужчинах и женщинах. Мы хотим, чтобы представители обоих полов проявляли доброту, заботу, с пониманием относились к окружающим людям, сопереживали.

Слово gender взято из английского языка и переводится как «род» (мужской, женский).

Гендерное воспитание – это такое формирование мужских и женских качеств в наших детях, в результате которого формируются способы эффективной социализации. Детский сад «Лучик» много лет занимается технологиями социализации дошкольников, поэтому вопрос гендерного воспитания входит в круг наших интересов. Перед педагогами стояла задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесс половой дифференциации детей.

Использование гендерного подхода предполагает индивидуальное выражение каждым ребенком своей принадлежности к полу. Ближайшее окружение ребенка формирует способы ежедневного общения, которыми пользуются дети. Это дает возможность мальчикам и девочкам выражать свои интересы в жизни, желания и возможности.

Используя в процессе социализации дошкольников гендерное воспитание, мы учитываем, что анатомические и биологические несходства являются не единственными отличиями мальчиков и девочек. Существенную роль играют также психические особенности пола. Они формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. Таким образом, мы предлагаем рассматривать вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек как процесс, на который влияют природные задатки, социальные компетенции и личностные особенности ребенка. И, конечно же, их формирование в дошкольном возрасте особенно активно происходит в сюжетно-ролевой игре.

Мы считаем необходимым научить мальчиков и девочек ладить друг с другом и принимать особенности мальчиков и девочек, которые проявляются в играх.

Фотография 1

Мальчиков особенно привлекают путешествия, самолеты, машины, ракеты, корабли. Они используют свойственные им игрушки: мечи, копья, стрелы, всадников, пиратов и пр. Девочкам же присущи игры в материнство с помощью таких игрушек, как куклы, детские кроватки, коляски. Современные девочки играют в принцесс, строят дома, расставляя в них красивые вещи.

Идею постройки домов, а из них улиц и городов, в которых могут жить мальчики и девочки, мужчины и женщины мы решили взять за основу одной из игр, которые составляют программу гендерного воспитания в детском саду. Все помнят плоскостные куклы  из своего детства.

Фотография 2

Дети с удовольствием вырезали кукол из бумаги и рисовали к ним различные принадлежности. Фантазии не было границ. Это свое детское увлечение мы решили вспомнить в нашем детском саду. Именно плоскостная кукла объединила в себе поставленные перед нами цели и задачи и удивительные возможности такого материала, как бумага.

Начался проект с создания кукол.

Фотография 3

С помощью плоскостной куклы ребенок может выражать свои эмоции, чувства, проигрывать различные ситуации общения. Куклу можно нарисовать с теми эмоциями на лице, которые ребенок переживает в данный момент. Ее одежда может соответствовать игровой ситуации. Очень важно, что подобную куклу ребенок делает сам, собственными руками, в соответствии со своими желаниями. В результате она отражает внутренний мир ребенка, передает необходимые ему черты характера.

При создании куклы ребенок выражает себя. Шаг за шагом продумывает характер, место в социуме, эмоции, привычки, увлечения своего героя. Получается взгляд со стороны на себя и окружающих людей. Конечно, ребенок наделяет свой персонаж теми чертами, которые свойственны ему.

Наши дети создавали  кукольных мальчиков и девочек. Таким образом, одновременно мы рассуждали об отличиях одежды мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Это дало возможность рассматривать мужские и женские черты профессий, поступков, увлечений. Представления о мужском и женском народном  костюме увлекли детей. Ну и, конечно же, очень важен вопрос взаимоотношений мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Игра «Таня и Ваня учатся играть». На ковре стоит двухэтажный кукольный домик. Нижняя комнатка для куклы Тани, верхняя – для Вани. Сначала девочки здороваются с воспитателем, потом мальчики. Педагог говорит, о том, что как хорошо, что в группе есть мальчики, и девочки. Все дружные и веселые ребята. Педагог спрашивает, во что любят играть девочки. А мальчики? Далее он подводит итоги.

Девочки играют с куклами, в кухонную посуду, магазин, дочки-матери, и они вырастут добрыми, ласковыми, заботливыми и умными, как мама. Потому что девочки – будущие мамы.

Фотография 4

Мальчики очень любят играть с машинками, с самолетами, в железную дорогу, стоить из конструктора роботов и ракеты. Поэтому наши мальчики, когда вырастут, станут как папы – умными, сильными, смелыми и храбрыми. Они будут защищать нас и нашу Родину.

Сюрпризный момент. К детям приходят Ваня и Таня.

Оказывается, у Вани и у Тани сегодня был День рождения и к ним приходили гости, их друзья – девочки и мальчики. И конечно, они принесли очень много подарков, так много, что у Вани с Таней получилась целая гора из красивых коробочек, пакетов и свертков. Друзья играли, веселились, а потом все дружно пили чай с вкусным тортом! Но, когда Ваня и Таня проводили своих гостей, настало самое интересное: время открывать подарки. Ребята очень быстро достали их и сильно обрадовались! Тут были и машина, и самолет, и новенький конструктор, красивая кукла, мяч, пушистый котенок и много чего еще! Ваня и Таня так увлеклись, что не заметили, как мама позвала их обедать и сказала, чтобы они обязательно собрали все игрушки. Да вот беда… Ребята совсем не помнят, какие игрушки кому подарили. А главное, не знают, как их поделить, во что играть? Что же делать? Давайте, им поможем? Разложим игрушки по коробкам – в одну мы будем складывать игрушки, в которые играют мальчики, и наш Ваня, а в другую – те, в которые играют девочки и наша Таня.

Проводится дидактическая игра «Кто во что играет?».

Педагог использует карточки или небольшие игрушки. Их раскладывают по коробкам. Остаются мяч, пирамидка, кубики. Воспитатель благодарит детей и говорит, что теперь Таня и Ваня не будут ссориться из-за игрушек, и у каждого будут те игрушки, в которые ему интересно играть. А как же быть с этими игрушками? В эти игрушки интересно играть всем – и мальчикам, и девочкам. И Таня, и Ваня с удовольствием играют в мяч, строят из кубиков город и собирают пирамидку. И, конечно, делают это дружно и вместе.

Работа переходит в творчество.

Педагог сообщает детям, что Таня шепнула на ушко и хочет угостить нас конфетами, ведь у них с Ваней сегодня День рождения. Предлагает тоже их поздравить и сделать для них подарок. Дети делают игрушку, в которую могут играть и мальчики и девочки – мяч. Пластилинография – «Мой веселый звонкий мяч». (Лепят пирамидку или медвежонка, который с ними потом и танцует.) Воспитатель хвалит детей за их старания. Он предлагает полюбоваться работами мальчиков и девочек, еще раз проговаривает, что хотя у Тани и Вани есть много разных игрушек, как для мальчиков, так и для девочек, но играть в них по отдельности не интересно, а вместе – очень весело.

Педагоги разработали конспекты игровой образовательной деятельности с детьми «Заколдованное королевство», «Мужские и женские профессии», «Таня и Ваня учатся играть», «Украсим мебель», «Бумажная пластика».

После изготовления кукол мы с ребятами сделали им дома.

Фотография 5

Каждый ребенок из картонной коробки мастерил кукольный дом. Это было полностью его творчество: обои, расположение комнат, мебель, люстры, окна, украшение фасада и прочие принадлежности. Некоторые дома превратились в больницу, парикмахерскую, студию дизайна, магазин и пр. Для каждой жизненной ситуации необходимо свое пространство. Для жизни нужен дом. Для маленьких детей необходим детский сад, прогулочная площадка. Папа посещает офис, банк, мама – магазин, салон красоты и пр. А всем вместе можно сходить в театр, парк и на каток. Для всех этих случаев требуется и свой интерьер. Постройка каждого ребенка неповторима. Все использовали разнообразные детали для их создания. Настоящее богатство!

В данный дом каждый ребенок поселил жителей. Это были мальчики и девочки, взрослые люди, животные. К ним в гости приходили друзья, коллеги по работе, вызывали врача. Дети осмысливают мир взрослых, копируют чье-то поведение и одновременно анализируют его. Девочки копируют действия их мам, бабушек и других близких женщин. Они примеряют к себе их специальности, манеру говорить, взаимодействовать с другими людьми, использовать интонации и манеру одеваться. Мальчикам, конечно же, интересны мужские роли. А когда к куклам добавляются дома, улицы, города, то игра с первой же минуты становится реальностью.

В результате в каждой группе детского сада появился свой город с названием улиц и номерами домов.

У детей появилась возможность:

Фотография 6

В данной работе мы инициировали любознательность детей, желание их задавать вопросы, обсуждать поступки людей, т.е. формировали начальные знания о социальном мире с помощью проблемно-поисковой деятельности самих детей.

Все дети имели возможность принимать собственные решения, опираясь на полученные знания о взаимоотношениях людей в обществе.

Мы учили детей учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, адекватно проявлять свои чувства.

Фотография 7

По QR-коду и мобильному приложению Вы ознакомитесь с вариантами игр использования бумажной плоскостной куклы в игровой деятельности детей.

Рисунок 1

Фильм можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.