Рубрики
Дошкольное образование

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на Пенягинском пруду

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

0
Федотова Татьяна Викторовна,
старший воспитатель ДО «Родничок-2»
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1358»,
fedotova2244@mail.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, стремление познать мир, самостоятельность, проявляются творческие способности детей и их интеллектуальная активность.

В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, а с другой стороны, овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать в целостную картину мира отдельные представления.

Недалеко от нашего дошкольного отделения расположен ландшафтный парк «Митино». На его территории по днищу Уварова оврага протекает река Барышиха. В парке имеется Пенягинский пруд, который представляет собой сложную запруду на реке между Митино, Рословкой и Пенягиным. В верховьях пруда поселились бобры. Здесь имеются их плотина и хатка. Вот на этих водоемах мы и решили провести познавательно-исследовательскую деятельность детей.

Сначала мы из научной литературы узнали, что название реки Барышиха происходит от слова «барыш», что означает «выгода, прибыль». Выяснили, что Пенягинский пруд назван в честь деревни Пенягино, которая располагалась раньше недалеко от пруда. Удалось узнать, что Уваров овраг назван по имени сельца Уварове, которое находилось недалеко от Митино, а сельцо было названо так в честь графа С.С. Уварова, жившего в 40 километрах от города Можайска.

Мы заранее подготовили иллюстративный материал: портрет С.С. Уварова, старые фотографии деревень Митино, Рословка и Пенягино, иллюстрации с изображением бобра, его хатки и плотины, иллюстрации с изображением забора воды сотрудниками научных лабораторий, карточки формата А6 с изображением Пенягинского пруда по количеству детей.

Затем мы незадолго до выхода с детьми на образовательную прогулку сами посетили парк и продумали, по какому маршруту будем проходить с ребятами. Решили, что у нас будет 6 остановок. Тщательно продумали, чем мы будем заниматься с детьми, какие задания они будут выполнять на каждой остановке. Чтобы ребятам было интереснее проходить по маршруту, мы разработали вот такой маршрутный лист.

Фотография 1

Стрелками указано направление нашего движения. Остановки отмечены кружочками с цифрой в середине, означающей номер остановки. По этому маршрутному листу дети в дальнейшем определяли направление, куда нам нужно идти до следующей остановки. А когда мы приходили на остановку, то дети отмечали эту остановку на маршрутном листе стикером.

Мы взяли стикеры, так как прогулку с детьми совершали зимой. Удобнее открепить стикер, который был расположен справа на маршрутном листе, и прикрепить его к той остановке, где мы сейчас находились.

Следующим этапом нашей работы было приготовить исследовательский комплект, то есть весь материал, который нам понадобится на прогулке для исследования воды.

Мы решили, что будем проводить забор воды из реки и из родника. Взять забор воды из пруда было невозможно, потому что пруд был замерзший. В целях безопасности спуск к реке и забор воды из нее будет проводить взрослый. Так как на роднике Митинский колодец из округлой железобетонной стенки выходят три трубы с расходом воды 5, 10 и 20 литров в минуту, то мы решили, что сначала предложим детям понаблюдать за скоростью вытекания воды, а потом взрослый за определенное равное количество времени наполнит колбы водой. Далее дети по уровню воды в этих колбах будут делать выводы.

В итоге мы взяли пластиковый контейнер с крышкой и сложили в него весь инвентарь: 4 колбы, секундомер, наклейки на липкой основе, маркеры, фольгу для закрывания колб сверху, чтобы вода не вылилась, цветную бумагу. Чтобы колбы не разбились, мы проложили их полотенцами. Для детей это был «волшебный сундучок». Оставалось разработать рабочие листы для детей. Мы решили, что все задания будут располагаться на одном рабочем листе и будет их всего четыре.

Чтобы детям было удобно работать и с маршрутным листом, и с рабочим листом, мы решили, что оба листа должны быть всегда вместе. Для этого мы взяли папку-планшет с крышкой и на ее развороте с одной стороны прикрепили маршрутный лист, а с другой – рабочий лист.

Фотография 2

Приближался день, когда погода позволяла нам выйти на прогулку. Для определения направления течения реки накануне мы заготовили с детьми кораблики. Также накануне мы провели с ребятами очень интересный эксперимент. Для этого мы использовали центр воды и песка. Перед детьми поставили задачу: на одной стороне реки находится деревня, на другой стороне реки находится другая деревня. И захотели жители одной деревни придти в гости к жителям другой деревни. Как им это сделать? Ребята предложили построить мост. Но мост может сгореть или сгнить. Он непрочный. Тогда дети предложили сделать насыпь. Но вода не стала проходить под насыпью, а стала разливаться перед ней. Тогда дети предложили положить трубочку, а потом насыпь, и вода протекла!

Фотография 3

Наступил день нашего выхода в ландшафтный парк. На автобусе мы с детьми доехали до места. Сразу на остановке сориентировались по маршрутному листу, в какую сторону нам идти.

Фотография 4

Вот и первая остановка. Работаем с маршрутным листом, ищем первую остановку и отмечаем ее стикером. Далее мы раздали карточки с изображением пруда и предложили подумать, на что по форме похож Пенягинский пруд. Ответы были совершенно разные: кто-то увидел голову дракона, кто-то – стульчик, кто-то – лису, ну а кто-то – половину рыбы.

Фотография 5

Здесь же дети выполняли первое задание на рабочем листе: «Чем отличается пруд от реки? Поставь отличия к нужной картинке».

По маршрутному листу определяем, куда нам идти на следующую остановку. Такая работа с маршрутным листом проводилась на каждой остановке.

На второй остановке дети узнали, почему река называется «Барышиха», почему овраг называется «Уваров». Мы нашли, где протекает река Барышиха. С помощью корабликов определили, в какую сторону течет река. На вопрос «Почему река не замерзла?» ребята ответили: «Потому что она двигается».

Затем дети с помощью иллюстраций с изображением сотрудников научных лабораторий, берущих воду на исследование из разных водоемов, догадались, что для заборы воды из реки на исследование нужны резиновые перчатки и колба. Забор воды проводили взрослые.

Фотография 6

На колбу наклеили липкую наклейку и написали «Р» – первую букву слова «река». Закрыли сверху фольгой, чтобы не попал мусор, не пролилась вода, и аккуратно поставили в «волшебный сундучок».

Был сделан вывод, что вода из реки Барышиха попадает в Пенягинский пруд.

Далее на вопрос «Чем же еще питается наш пруд? Откуда берется вода?» последовал ответ: «Из-под земли». Дети выполнили второе задание на рабочем листе: «Что нарисовано на картинках? Назови одним словом. Найди родник».

Фотография 7

Потом мы рассмотрели родник – Митинский колодец. Взрослый проводил забор воды в колбы из всех трех труб родника по очереди в течение 3 секунд по секундомеру.

Фотография 8

Определили, что вода всех быстрее вытекает из второй трубы, медленнее – из первой трубы, и самая медленная – из третьей трубы.

Дети выполнили третье задание в рабочем листе: «Перед тобой трубы, из которых вытекает вода. Посчитай количество труб. Определи, из какой трубы вода течет быстро, медленнее, очень медленно. Поставь капельки к нужной трубе».

Одну колбу с водой из родника также поставили в «волшебный сундучок». Так как дети знали, что «родник» и «ключ» – синонимы, то на наклейке на колбе написали букву «К» – первую букву слова «ключ».

Истинный восторг у детей вызвала третья остановка. Еще бы! Здесь дети узнали, что у нас на пруду водятся бобры! Они нашли плотину, которую построили бобры. С помощью бинокля нашли хатку бобра.

Фотография 9

Выполнили четвертое задание на рабочем листе: «Перед тобой разные виды жилищ животных. Назови, кто где живет. Найди жилище бобра и обведи его». Ребята разбились на пары и сделали из собранных в парке веток деревьев хатки наподобие тех, что строит бобр.

Фотография 10

Дети с удовольствием рассказывали, какая семья бобров живет в их хатке, сколько в ней всего входов и выходов, и где находится главный вход.

Немалую радость вызвала и четвертая остановка. Это была остановка подвижных игр. Дети играли в игры «Капельки» и «Море волнуется».

На пятой остановке дети увидели железобетонную трубу, которая находилась под тротуарной дорожкой, и сделали заключение, что она нужна для того, чтобы вода со склона холма во время дождя или таяния снега стекала в пруд. То есть пруд питается, кроме воды из реки и родника, еще и дождевыми и талыми водами.

Фотография 11

И вот уже шестая – последняя остановка. Здесь дети с помощью бинокля внизу опять увидели реку Барышиха. Они сами сделали вывод, что река впадает в пруд, а из пруда опять продолжается. Мы подошли к железобетонному колодцу, в который стекает вода из пруда. Был слышен шум падающей воды. Но как она течет под насыпью? Дети вспомнили эксперимент, который мы проводили перед выходом на прогулку: чтобы протекала вода под какой-то насыпью, нужно положить трубу. Ребята догадались, что под дорогой лежит труба, по которой вода из пруда попадает опять в реку Барышиха.

Далее мы предложили детям рассмотреть старый фотографии деревни Митино, которая раньше была на одном стороне от реки Барышиха, а также деревень Рословка и Пенягино, которые были на другой стороне от реки.

Фотография 12

Задали вопрос: «Что изменилось?». Дети ответили, что вместо деревень сейчас находятся современные дома и ландшафтный парк Митино.

Далее мы спросили: «А как вы думаете, почему же этот пруд называется Пенягинский?». Дети сами сделали вывод: «Его назвали в честь деревни Пенягино».

На этом наша прогулка к Пенягинскому пруду закончилась. И мы вернулись в наше дошкольное отделение.

Через несколько дней мы предложили детям посетить нашу мини-лабораторию. Приготовили для детей лупы. Достали тот самый «волшебный сундучок», взяли из него две колбы с наклейками «Р» и «К». Дети сразу вспомнили, что одна колба была с водой из реки, а другая – из ключа, то есть родника Митинский колодец.

Фотография 13

Мы предложили ребятам через лупы рассмотреть воду в колбах. Дети сделали вывод: вода из родника – чистая, а из реки – грязная, в ней есть посторонние предметы.

Фотография 14

Далее мы сделали самый простой фильтр: кусок ваты завернули в марлевый бинт. Фильтр с помощью коктейльной палочки положили в специальный химический сосуд (из кабинета химии нашей гимназии) и пропустили через фильтр сначала воду из родника: фильтр оказался чистый, а потом – из реки: фильтр оказался грязный, с песком и листьями.

Фотография 15

Дети пришли к выводу: воду из родника пить можно, а из реки – нельзя.

Таким образом, дошкольники в результате познавательно-исследовательской деятельности на Пенягинском пруду:

– получили знания о происхождении названия реки Барышиха, Уваров овраг, Пенягинский пруд;

– получили знания об источниках питания Пенягинского пруда: вода из реки Барышиха, вода из родника Митинский колодец, талые и дождевые воды;

– определили направление течения реки с помощью корабликов;

– сравнили форму пруда с какими-то предметами (развитие творческого воображения);

– познакомились с омонимом «ключ» и синонимами «ключ» и «родник»;

– определили скорость вытекания воды из труб родника Митинский колодец путем сравнения уровня воды в разных колбах;

– определяли направление движения от остановки к остановке по маршрутному листу (ориентировка по схеме);

– проводили познавательные действия с помощью бинокля;

– работали в парах при постройке хатки бобра;

– выполнили задания на рабочем листе;

– исследовали воду с помощью лупы и простейшего фильтра;

– участвовали в эксперименте;

– научились самостоятельно наблюдать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Детям такая прогулка к Пенягинскому пруду очень понравилась! Надеемся, что наш опыт пригодится многим воспитателям при проведении познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками на природном водоеме.

Предлагаем Вам просмотреть образовательный фильм, созданный нашими педагогами, отражающий деятельность детей в районе Пинягинского пруда. Для просмотра, перейдите по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.