Рубрики
Дошкольное образование

Образовательный проект «Читаем вместе»

С каждым годом проблема снижения престижа чтения ставит педагогов перед необходимостью поиска новых форм и методов развития интереса к книге у детей и подростков. Школа бьет тревогу: «Дети не читают! Что делать?»

0
Каманина Светлана Владимировна,
заместитель директора
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1996»,
svkamanina@yandex.ru

С каждым годом проблема снижения престижа чтения ставит педагогов перед необходимостью поиска новых форм и методов развития интереса к книге у детей и подростков. Школа бьет тревогу: «Дети не читают! Что делать?»

Надежным союзником в формировании у ребенка ценностного отношения к чтению и книге может стать семья, которая способна развить потребность в чтении, заложить задатки вдумчивого читателя.

В настоящее время, к сожалению, забыты и во многом  утрачены традиции семейного чтения, характерные для России XVIII–XIX вв.

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» на период 2007–2020 гг. содержатся следующие данные: «Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80 % семей, в настоящее время – только в 7 %».

Эффективным средством в решении этой задачи является реализация общешкольного проекта «Читаем вместе»,цель которого – используя современные технологии и приемы, привлечь родителей школьников к совместному чтению с детьми, возродить и сохранить традиции семейного чтения.

Семейное чтение – совместная читательская деятельность детей и членов семьи, направленная на формирование устойчивого интереса к чтению и книге, умения обсуждать и понимать нравственно-эстетическую значимость художественных произведений.

Первый этап проекта – погружение педагогов в проблему, углубленное изучение педагогического опыта в направлении развития чтения, изучение вопросов: «Традиции семейного чтения в России», «Организация чтения в зарубежных странах», «Современная библиотека», «Инновационные формы работы по продвижению чтения и книги».

Начинать работу по привитию у детей интереса к книге необходимо с раннего возраста. На уровне дошкольного образования успешно реализуются проекты: «Рукописная книга», клубы «Мы – читающая семья», «Книжные волонтеры», мини-библиотека «Прочитал сам – поделись с другом», акция «Книжное дерево», литературные мини-музеи.

 

Рисунки 12

Но нам важно, чтобы участие семьи в чтении детей не прекращалось и на школьной ступени.Для этого мы разработали такие литературные мини-проекты, реализация которых возможна лишь при совместной деятельности педагогов, учеников и родителей.

Практическая задача мини-проекта «Здравствуй, старая книга!» – провести поиски самых старых книг (взрослой и детской) в домашних библиотеках, представить книгу-долгожителя, рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке.

Результат: старая книга помогла открыть страницы семейных историй, узнать сведения о своей родословной, подтолкнула взрослых познакомить детей с традициями семьи.

Фотография 1

Детско-взрослый проект «Реклама книги» предполагает творческое задание по заполнению специальных рубрик, содержащих сведения о книге и авторе. Лучшие рекламные листки размещаются в школе на стендах «Реклама книги». Акция способствует развитию интереса к книге у детей, поиску понравившихся книг в библиотеке.

Согласно требованиям ФГОС, обучающиеся должны уметь выражать свои мысли в письменной речи. Важную роль в формировании читательских компетенций учеников играют практические навыки в составлении отзывов, написания сочинений-миниатюр. С этой целью реализуется проект «Читаем, рассуждаем, творим». Можно предложить ученикам темы: «Роль книги в жизни человека», «Книги моей семьи», «Если бы я был писателем» и др. Ребята изучают читательские интересы членов семей, подбирают литературу, пишут эссе, выполняют рисунки.

В школе разработана новая модель читательского дневника «Моя книжная полка». Ученики заполняют специальную форму (лист формата А4), листы могут быть объединены в дневник (в виде папки, сброшюрованы), либо представлены на стенде.Форма дневника интересна для ребенка, понятна, не требует значительных временных затрат. В модели дневника сделан акцент на данных автора и названии произведения. При заполнении формы обучающийся получает возможность проявить творческий подход при заполнении рубрик «Рекомендую прочесть эту книгу», «Моя обложка книги» и др.  Ребенку важно получить одобрение результатов егоработы другими людьми, поэтому предлагаемая форма дневника удобна для размещения на стендах «Читайте!», «Книжная страна».

Для обучающихся начальной школы и их родителей интересен выпуск журнала «Читай-ка», где ученики имеют возможность представить авторские тексты, отзывы о произведениях, иллюстрации.

Эффективным видом работы по продвижению чтения является рекламно-информационный прием «Слоганы о чтении и книге» – яркие плакаты с иллюстрациями и высказываниями о чтении, которые размещены в школьных коридорах, в библиотеке. Каждое высказывание можно использовать для обсуждения на классных часах, собраниях, написания эссе. Привлекают внимание учеников плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами. Стены школы становятся «говорящими».

Важную роль в реализации проекта играет деятельность читательских клубов для родителей обучающихся.Темы заседаний клуба: «Все мы родом из детства», «Книги нашего дома», «Загадки творчества писателей», «Как стать родителем читающего ребенка». Главная установка при проведении заседания клуба: мероприятие должно быть полезным, интересным, родители должны получить актуальную для них информацию.

Фестиваль «Поэтический дуэт» предполагает совместное чтение произведений наизусть детьми и взрослыми. Участники заранее распределяют роли, готовят красочные слайды презентации, подбирают музыкальное сопровождение. Мероприятие становится настоящим семейным праздником.

Одной из форм взаимодействия с родителями является проведение открытых классных часов «Обсуждаем книги вместе» (5–9 классы). Проведение классного часа сочетается с демонстрацией презентаций и видеоматериалов, с выставками творческих работ, что делает мероприятие наглядным, запоминающимся. Возможные темы: «Книги на все времена: о добре и дружбе», «Когда читатель улыбается», «Поэзии мир необъятный», «Диалог культур».

Представляет интерес проведение в 1–4 классах фестиваля лэпбуков «Я люблю читать». Тема – литературные произведения детских писателей. Родители и ученики проявляют творчество при изготовлении интерактивных папок с окошками и кармашками, где размещен дополнительный материал, загадки, кроссворды. Работа над лэпбуком в семье – эффективный способ приобщения родителей к совместной деятельности.

 

Фотографии 2–3

В современном мире происходит формирование новой культуры чтения. Понятные и привлекательные для школьников информационные технологии могут быть использованы для повышения интереса к чтению.  Виды проектных работ: буктрейлеры, интерактивные карты для виртуальных экскурсий по литературным местам, виртуальные выставки книг.

Одним из направлений просветительской работы является создание буклетов-перечней книг для родителей «Читаем вместе» (дошкольное образование, начальная школа). Разработаны рекомендации для родителей по выбору книг для семейного чтения.

Важной формой приобщения к чтению являются тематические общешкольные проекты, пример – образовательный проект «Открывая Лермонтова», приуроченный к юбилею писателя.

Традиционным школьным мероприятием является конференция проектных и исследовательских работ воспитанников и обучающихся начальных классов. На конференции «Этот удивительный мир литературы» ребята представляют проектные работы, посвященные чтению и книге. Какие темы интересуют ребят? Сказки, интересные факты из биографий поэтов и писателей, истории создания книг и многое другое. Конференция – настоящий праздник для всех, кто любит счастливые мгновения общения с книгой.

Выводы по итогам реализации общешкольного проекта «Читаем вместе»:целенаправленное проведение совместных мероприятий для детей и взрослых, литературных мини-проектов способствует развитию интереса воспитанников и обучающихся к чтению и книге.

Работа над проектом не завершена. Мы разрабатываем новые идеи для продвижения чтения, пропаганды книги.

В заключение хочется напомнить слова К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

Список литературы:

1. Взаимодействие школы и семьи /Авт.-сост. С.А. Цабыбин. Волгоград: Учитель, 2006.
2. Год книги и ее вечность / Ред.-сост. Л.В. Нестерович. Мн.: Красико-Принт, 2012.
3. Каманина С.В. Организация работы с родителями в направлении «Семейное чтение» // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов Международной конференции 30.06.2014 г.: Часть 8. Тамбов: «Юком», 2014 г. С. 37–40.
4. Национальная программа поддержки и развития чтения // Школьная библиотека. 2006. № 9–10.
5. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобр. Учреждений / [Т.Г. Галактионова и др.]. М.: Просвещение, 2012.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.