Педагоги дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях современного мегаполиса, обеспокоены в последнее время проблемой дефицита общения детей с взрослыми в кругу семьи. Этот факт оказывает негативное влияние на создание условий для формирования личности ребенка-дошкольника и ведет к падению воспитательной роли семьи в целом.
Многие взрослые, занятые карьерным ростом, уделяют непростительно мало времени своим детям. Развивающие игрушки, красочные книги, многочисленные гаджеты стали доступны многим детям, но при этом они лишились самого ценного – «живого» общения с мамами и папами. А ведь именно в процессе взаимодействия с взрослыми членами семьи формируются у дошкольников начальные представления о нормах поведения.
Задача педагогического коллектива – сделать все возможное, чтобы обратить внимание родителей на особенности личностного развития детей дошкольного возраста, дать им инструмент, позволяющий быть полноценными участниками воспитательного процесса, сформировать у них потребность стать активными участниками жизни своего ребенка.
Уважаемые коллеги, уже более семи лет мы с успехом используем такую форму досуга, которая дает возможность легко сочетать несложную предварительную подготовку с экспромтом. Каждая встреча в «Семейной гостиной» посвящается одному из событий, которое позволяет обратить внимание детей на семейные ценности, воспитывает в них уважение и любовь к близким людям.
С точки зрения педагогов немаловажной особенностью этой досуговой формы является небольшое количество необходимых репетиций, возможность участия каждого ребенка и родителя, наличие сюрпризных моментов, о которых не подозревают даже ребята, посещающие одну группу.
Основной целью, проведения семейных гостиных мы считаем: «Обогащение совместного эмоционального опыта членов семьи».
Помимо этого, такая форма взаимодействия с семьями воспитанников помогает решать традиционно актуальные задачи:
– формировать навык непринужденного общения между ребенком и взрослым;
– способствовать активному участию родителей в деятельности ДОО;
– создавать комфортную среду для всех участников образовательного процесса.
Представляем вашему вниманию один из вариантов досуга, посвященного Дню Матери.
Сценарий семейной гостиной «Сюрприз для любимой мамы»
В празднично украшенном зале стоит стол, а не нем большая красивая коробка. Занавес закрыт. Выходят двое взрослых-ведущих и ребенок.
Первый ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы встретились в нашей гостиной накануне замечательного праздника.
Второй ведущий: А чтобы узнать, кому посвящен этот праздник, попробуйте разгадать загадку.
Кто вас дети крепко любит,
Кто жалеет, кто целует?
Кто заботиться, ласкает,
Нежно на руках качает?
Песни добрые поет?
Утром в детский сад ведет?
Ведущие выслушивают ответы гостей.
Первый ведущий: Вы совершенно правы, сегодня мы встретились этой уютной семейной гостиной, чтобы отметить замечательный праздник – День мамы!
Второй ведущий: Слово «мама» – одно из самых древних на Земле. Оно почти одинаково звучит на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого и единственного человека!
Ребенок: Мама – это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама – это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама – это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама – в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама – это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама – это лучик света,
Мама – это значит ЖИЗНЬ!
Первый ведущий (обращаясь к ребенку): Спасибо тебе за такое прекрасное стихотворение.
Второй ведущий: В праздники принято дарить подарки. И сегодняшний день – не исключение. Все сюрпризы для наших мам спрятаны вот в этой подарочной коробке.
Первый ведущий: Что же там? Не терпится посмотреть!
Ведущие открывают коробку и заглядывают в нее.
Второй ведущий: Здесь и песни, и стихи, и сказки, и веселые конкурсы!
Первый ведущий (достает балалайку): Смотри-ка, русская балалайка! А раз есть балалайка – значит, можно спеть веселые частушки!
Фотография 1
Дети исполняют частушки:
Дорогие наши мамы,
Поздравляем с вашим Днем!
Мы сейчас с большой любовью
Вам частушки пропоем.
Долго думали, гадали,
Чем вас в праздник удивить
И решили на денечек
Вас от дел освободить.
Чтобы маму на работу
Злой будильник не будил,
Я ему сегодня ночью
Три детальки отвинтил.
В кухне веник я нашел
И квартиру всю подмел.
Но осталось от него
Три соломинки всего.
Вот решил, что я на праздник
Милой маме сделаю –
Очень я послушным стану
На неделю целую.
Утром пол натер до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать –
Никакой работы нет.
В праздник маму удивлю,
Целый час я днем посплю
И на стенке краской
Нарисую сказку!
Тесто сдобное месить
Будем с братом сами.
Чтобы маму ждал пирог,
Испеченный нами.
Подогрели суп и кашу,
Соль насыпали в компот.
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.
Я со штангой тренируюсь,
Начал мышцы я качать,
Чтобы мамочкину сумку
Мог от пола оторвать.
С мамой за руку хожу,
Крепко я ее держу,
Чтобы мама не боялась,
Чтоб она не потерялась.
Джентльмен я или кто?
Маме снять помог пальто.
Правда, мне в свои шесть лет,
Влезть пришлось на табурет.
Очень мамочку люблю!
Заявляю прямо.
В небе новую звезду
Назову я: «Мама»!
Вам желаем, дорогие,
Быть здоровыми всегда.
Чтоб вы долго-долго жили,
Не старели никогда.
Пусть невзгоды и печали
Обойдут вас стороной.
Чтобы каждый день недели
Был для вас, как выходной!
Ведущий подходит к коробке и вынимает бумажный свиток.
Первый ведущий: Посмотрите, это самый настоящий свиток. Раньше именно на таких записывали гусиным пером прекрасные стихотворения. А это значит, что сейчас нас с вами ждет поэтическая минутка.
Дети читают стихотворения:
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
«Это мамочка моя».
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
Ведущие подходят к коробке, и один из них вынимает куклу.
Фотография 2
Второй ведущий: Кукла! (Cнова заглядывает в коробку.) Но только одна. Даже не знаю, кому ее подарить?
Первый ведущий: Я знаю. Эту куклу надо отдать ребятам, которые подготовили для наших гостей следующий сюрприз. (Передает куклу подошедшей девочке.)
Открывается занавес. На сцене декорация детской комнаты. Девочка с куклой подходит к столу с игрушками. Дети показывают инсценировку стихотворения О. Дриз «Наташа».
Фотография 3
Действующие лица:
Автор
Девочка Наташа
Наташина мама
Автор: Есть в квартире нашей
Девочка Наташа,
Мама ей в коробке
Принесла конфет.
И сказала строго:
Наташина мама:
Съешь сейчас немного.
Остальные завтра!
Положи в буфет.
Автор: А Наташа села,
Все конфеты съела,
Съела и смеется:
Наташа: Мама, не ругай!
Я не позабыла.
Помнишь, ты учила:
«Никогда на завтра
Дел не оставляй!»
Второй ведущий: Какой замечательный сюрприз сделали наши маленькие актеры! Давайте посмотрим, какие еще подарки спрятаны в праздничной коробке.
Ведущие подходят к коробке и один из них вынимает декоративный веник.
Первый ведущий (удивленно): Это что, мы зал подметать будем?
Второй ведущий: Нет, конечно, мы не будем подметать. Это веник не простой, а праздничный, и понадобится он нам для веселого конкурса.
Ведущие помогают взрослым и детям объединиться в три команды.
Проводится эстафета «Забей гол». Участники по команде стартуют парами: взрослый и ребенок. Взрослый пытается с помощью веника мяч забить в ворота. После того, когда гол забит, ребенок бегом передает мяч следующей паре участников.
Ведущие благодарят участников конкурса и снова подходят к коробке, один из них вынимает книгу.
Первый ведущий: Какая замечательная книга – «Азбука вежливости». Наверное, она в праздничной коробке для того, чтобы напомнить детям, что мам надо беречь и чаще говорить им слова благодарности.
Второй ведущий: Много поговорок и пословиц придумано о маме. А наши ребята их знают?
Первый ведущий: Давайте проверим.
Ведущие проводят игру «Закончи пословицу (поговорку)».Ведущие предлагают участникам по очереди пословицы или поговорки, которые нужно закончить. Если участники затрудняются, то ход переходит к соперникам. Взрослые соревнуются с детьми.
Фотография 4
Первый ведущий: Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает да скоро… (растает)
Второй ведущий: При солнышке тепло, при матушке… (добро)
Первый ведущий: Птица рада весне, а младенец… (матери)
Второй ведущий: Нет милее дружка, чем… (родная матушка)
Первый ведущий: Сердце матери лучше солнца… (греет)
Второй ведущий: Ребенок без матери, что стол без… (скатерти)
Первый ведущий: Материнская ласка конца… (не знает)
Второй ведущий: Все знают! Надо им потруднее что-то придумать, Например, такую поговорку: «Для матери ребенок – до ста лет… (дитенок)
Первый ведущий: Мать трудолюбива и дети… (не ленивы)
Второй ведущий: Без матушки родной и радость… (наполовину)
Первый ведущий: С матерью жить – ни скуки, ни горя… (ни знать)
Второй ведущий: Ни разу не ошиблись. Какие молодцы!
Первый ведущий: Какой же следующий подарок ждет наших мам? (Достает из праздничной коробки муляж ватрушки.)
Второй ведущий: Это что, мы сейчас ее съедим? На всех не хватит. Как делиться будем?
Первый ведущий: Отдадим ее ребятам. Это реквизит к сценке «Три мамы», которую они нам сейчас покажут.
Открывается занавес. В центре зала или на сцене стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками. Ведущий кладёт на блюдо ватрушку, которую достал из коробки. Дети показывают инсценировку стихотворения Е. Серовой «Три мамы».
Действующие лица:
Автор
Таня
Мама
Бабушка
Автор: Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня: Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла (Входит мама, садится на стул около Тани.)
И Таню спросила:
Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Автор: Тут бабушка – мамина мама – пришла (Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.)
И маму спросила:
Бабушка: Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Автор: Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все трое: Ох, как не просто быть мамами!
Фотография 5
Занавес закрывается. В зал входят ведущие.
Первый ведущий: А ведь действительно, каждая бабушка тоже мама для ваших пап и мам. Так что сегодняшний праздник и их тоже.
Второй ведущий: Эх! Жаль, что ватрушку не попробовали. Может в коробке еще есть что-то вкусное?
Оба ведущих подходят к праздничной коробке и заглядывают внутрь.
Первый ведущий (достает из коробки яркую конфету): Нашла! Смотри, какая большая конфета, можно разделить ее на всех.
Второй ведущий: Прежде чем съесть, давайте с ней немного поиграем. Предлагаю «Сладкую эстафету».
Второй ведущий: Началом старта станут слова, которые мы повторим все вместе: «Эстафета, эстафета!
Вместо палочки – конфета!»
Ведущие помогают взрослым и детям объединиться в три команды.
Проводится «Сладкая эстафета». Задача участников – быстро пронести шарик, держа его на большой картонной конфете, оббежав все препятствия, вернуться к команде, чтобы передать эстафету. Задание выполняется парами: взрослый несет конфету с шариком, ребенок поднимает шарик в случае падения и возвращает на конфету.
Фотография 6
Ведущие благодарят участников и подходят к коробке.
Первый ведущий: Я на самом дне коробки, я нашла что-то не совсем праздничное. (Вынимает муляж репки.) Репка!
Второй ведущий: Очень даже праздничная, потому что сказочная. И оказалась она здесь не случайно. Все ребята, без исключения, любят, когда мамы находят свободную минутку и читают им сказка. А сегодня мамы нам сказку не расскажут, а покажут. Догадались, что это будет за сказка?
Фотография 7
Ведущие выслушивают ответы гостей, затем приглашают семь мам принять участие в театральной импровизации. Один из ведущих выводит участников ненадолго из зала, чтобы распределить роли и вручить им элементы костюмов и аксессуары. Второй ведущий берет на себя роль автора, помогает артистам варьировать знакомый сюжет по ходу представления.
Фотография 8
Первый ведущий: В нашей праздничной коробке остались самые ценные подарки, те, которые ребята сделали своими руками для вас, дорогие мамы и бабушки и им не терпится их подарить.
Дети дарят своим мамам и бабушкам самодельные подарки.
Фотография 9
Второй ведущий: Спасибо вам, дорогие мамы, за ваше доброе сердце, за желание всегда быть рядом с детьми, дарить им душевное тепло.
Первый ведущий: Нам всегда приятно видеть добрые и нежные улыбки мам, счастливые глаза детей в нашей семенной гостиной. Пришло время прощаться.
Второй ведущий: Но мы уверены, что сегодняшний праздник продолжится в каждом доме для всех мам. Еще раз говорим вам:
Вместе: Поздравляем!
Первый ведущий: И до новых встреч в нашей семейной гостиной!
Примечания:
1. В сценарии использованы стихи А. Шатохиной; В. Руссу; П. Синявского; И. Агеевой.
2. Данный сценарий представлен в варианте, когда семейная гостиная проходит для детей и родителей одной группы. Но его легко можно переделать на случай, если в досуге примут участие взрослые и дети из 2–3 групп. Достаточно «разбить» материал на три части, что значительно облегчит подготовку и добавить еще 2–3 поэтические минутки, чтобы дать возможность детям и педагогам из другой группы подготовиться к сценкам.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.