Рубрики
Дошкольное образование

Проведение семейных досугов в дошкольной образовательной организации

Педагоги дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях современного мегаполиса, обеспокоены в последнее время проблемой дефицита общения детей с взрослыми в кругу семьи. Этот факт оказывает негативное влияние на создание условий для формирования личности ребенка-дошкольника и ведет к падению воспитательной роли семьи в целом.

0
 Абрамочкина Ольга Юрьевна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
oabramochkina11@mail.ru
Лагода Ольга Васильевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
lov08zrr@rambler.ru

Педагоги дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях современного мегаполиса, обеспокоены в последнее время проблемой дефицита общения детей с взрослыми в кругу семьи. Этот факт оказывает негативное влияние на создание условий для формирования личности ребенка-дошкольника и ведет к падению воспитательной роли семьи в целом.

Многие взрослые, занятые карьерным ростом, уделяют непростительно мало времени своим детям. Развивающие игрушки, красочные книги, многочисленные гаджеты стали доступны многим детям, но при этом они лишились самого ценного – «живого» общения с мамами и папами. А ведь именно в процессе взаимодействия с взрослыми членами семьи формируются у дошкольников начальные представления о нормах поведения.

Задача педагогического коллектива – сделать все возможное, чтобы обратить внимание родителей на особенности личностного развития детей дошкольного возраста, дать им инструмент, позволяющий быть полноценными участниками воспитательного процесса, сформировать у них потребность стать активными участниками жизни своего ребенка.

Уважаемые коллеги, уже более семи лет мы с успехом используем такую форму досуга, которая дает возможность легко сочетать несложную предварительную подготовку с экспромтом. Каждая встреча в «Семейной гостиной» посвящается одному из событий, которое позволяет обратить внимание детей на семейные ценности, воспитывает в них уважение и любовь к близким людям.

С точки зрения педагогов немаловажной особенностью этой досуговой формы является небольшое количество необходимых репетиций, возможность участия каждого ребенка и родителя, наличие сюрпризных моментов, о которых не подозревают даже ребята, посещающие одну группу.

Основной целью, проведения семейных гостиных мы считаем: «Обогащение совместного эмоционального опыта членов семьи».

Помимо этого, такая форма взаимодействия с семьями воспитанников помогает решать традиционно актуальные задачи:

– формировать навык непринужденного общения между ребенком и взрослым;

– способствовать активному участию родителей в деятельности ДОО;

– создавать комфортную среду для всех участников образовательного процесса.

Представляем вашему вниманию один из вариантов досуга, посвященного Дню Матери.

Сценарий семейной гостиной «Сюрприз для любимой мамы»

В празднично украшенном зале стоит стол, а не нем большая красивая коробка. Занавес закрыт. Выходят двое взрослых-ведущих и ребенок.

Первый ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы встретились в нашей гостиной накануне замечательного праздника.

Второй ведущий: А чтобы узнать, кому посвящен этот праздник, попробуйте разгадать загадку.

Кто вас дети крепко любит,

Кто жалеет, кто целует?

Кто заботиться, ласкает,

Нежно на руках качает?

Песни добрые поет?

Утром в детский сад ведет?

Ведущие выслушивают ответы гостей.

Первый ведущий: Вы совершенно правы, сегодня мы встретились этой уютной семейной гостиной, чтобы отметить замечательный праздник – День мамы!

Второй ведущий: Слово «мама» – одно из самых древних на Земле. Оно почти одинаково звучит на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого и единственного человека!

Ребенок: Мама – это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама – это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама – это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама – в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама – это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама – это лучик света,

Мама – это значит ЖИЗНЬ!

Первый ведущий (обращаясь к ребенку): Спасибо тебе за такое прекрасное стихотворение.

Второй ведущий: В праздники принято дарить подарки. И сегодняшний день – не исключение. Все сюрпризы для наших мам спрятаны вот в этой подарочной коробке.

Первый ведущий: Что же там? Не терпится посмотреть!

Ведущие открывают коробку и заглядывают в нее.

Второй ведущий: Здесь и песни, и стихи, и сказки, и веселые конкурсы!

Первый ведущий (достает балалайку)Смотри-ка, русская балалайка! А раз есть балалайка – значит, можно спеть веселые частушки!

Фотография 1

Дети исполняют частушки:

Дорогие наши мамы,

Поздравляем с вашим Днем!

Мы сейчас с большой любовью

Вам частушки пропоем.

 Долго думали, гадали,

 Чем вас в праздник удивить

 И решили на денечек

 Вас от дел освободить.

Чтобы маму на работу

Злой будильник не будил,

Я ему сегодня ночью

Три детальки отвинтил.

 В кухне веник я нашел

 И квартиру всю подмел.

 Но осталось от него

 Три соломинки всего.

Вот решил, что я на праздник

Милой маме сделаю –

Очень я послушным стану

На неделю целую.

 Утром пол натер до блеска,

 Приготовил винегрет.

 Ищет мама, что же делать –

 Никакой работы нет.

В праздник маму удивлю,

Целый час я днем посплю

И на стенке краской

Нарисую сказку!

 Тесто сдобное месить

 Будем с братом сами.

 Чтобы маму ждал пирог,

 Испеченный нами.

Подогрели суп и кашу,

Соль насыпали в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот.

 Я со штангой тренируюсь,

 Начал мышцы я качать,

 Чтобы мамочкину сумку

 Мог от пола оторвать.

С мамой за руку хожу,

Крепко я ее держу,

Чтобы мама не боялась,

Чтоб она не потерялась.

 Джентльмен я или кто?

 Маме снять помог пальто.

 Правда, мне в свои шесть лет,

 Влезть пришлось на табурет.

Очень мамочку люблю!

Заявляю прямо.

В небе новую звезду

Назову я: «Мама»!

 Вам желаем, дорогие,

 Быть здоровыми всегда.

 Чтоб вы долго-долго жили,

 Не старели никогда.

Пусть невзгоды и печали

Обойдут вас стороной.

Чтобы каждый день недели

Был для вас, как выходной!

Ведущий подходит к коробке и вынимает бумажный свиток.

Первый ведущий: Посмотрите, это самый настоящий свиток. Раньше именно на таких записывали гусиным пером прекрасные стихотворения. А это значит, что сейчас нас с вами ждет поэтическая минутка.

Дети читают стихотворения:

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

«Это мамочка моя».

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама – самый лучший друг,

Лучше мамы – нету!

Ведущие подходят к коробке, и один из них вынимает куклу.

Фотография 2

Второй ведущий: Кукла! (Cнова заглядывает в коробку.) Но только одна. Даже не знаю, кому ее подарить?

Первый ведущий: Я знаю. Эту куклу надо отдать ребятам, которые подготовили для наших гостей следующий сюрприз. (Передает куклу подошедшей девочке.)

Открывается занавес. На сцене декорация детской комнаты. Девочка с куклой подходит к столу с игрушками. Дети показывают инсценировку стихотворения О. Дриз «Наташа».

Фотография 3

Действующие лица:

Автор

Девочка Наташа

Наташина мама

Автор: Есть в квартире нашей

Девочка Наташа,

Мама ей в коробке

Принесла конфет.

И сказала строго:

Наташина мама:

Съешь сейчас немного.

Остальные завтра!

Положи в буфет.

Автор: А Наташа села,

Все конфеты съела,

Съела и смеется:

Наташа: Мама, не ругай!

Я не позабыла.

Помнишь, ты учила:

«Никогда на завтра

Дел не оставляй!»

Второй ведущий: Какой замечательный сюрприз сделали наши маленькие актеры! Давайте посмотрим, какие еще подарки спрятаны в праздничной коробке.

Ведущие подходят к коробке и один из них вынимает декоративный веник.

Первый ведущий (удивленно)Это что, мы зал подметать будем?

Второй ведущий: Нет, конечно, мы не будем подметать. Это веник не простой, а праздничный, и понадобится он нам для веселого конкурса.

Ведущие помогают взрослым и детям объединиться в три команды.

Проводится эстафета «Забей гол». Участники по команде стартуют парами: взрослый и ребенок. Взрослый пытается с помощью веника мяч забить в ворота. После того, когда гол забит, ребенок бегом передает мяч следующей паре участников.

Ведущие благодарят участников конкурса и снова подходят к коробке, один из них вынимает книгу.

Первый ведущий: Какая замечательная книга – «Азбука вежливости». Наверное, она в праздничной коробке для того, чтобы напомнить детям, что мам надо беречь и чаще говорить им слова благодарности.

Второй ведущий: Много поговорок и пословиц придумано о маме. А наши ребята их знают?

Первый ведущий: Давайте проверим.

Ведущие проводят игру «Закончи пословицу (поговорку)».Ведущие предлагают участникам по очереди пословицы или поговорки, которые нужно закончить. Если участники затрудняются, то ход переходит к соперникам. Взрослые соревнуются с детьми.

Фотография 4

Первый ведущий: Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает да скоро… (растает)

Второй ведущий: При солнышке тепло, при матушке… (добро)

Первый ведущий: Птица рада весне, а младенец… (матери)

Второй ведущий: Нет милее дружка, чем… (родная матушка)

Первый ведущий: Сердце матери лучше солнца… (греет)

Второй ведущий: Ребенок без матери, что стол без… (скатерти)

Первый ведущий: Материнская ласка конца… (не знает)

Второй ведущий: Все знают! Надо им потруднее что-то придумать, Например, такую поговорку: «Для матери ребенок – до ста лет… (дитенок)

Первый ведущий: Мать трудолюбива и дети… (не ленивы)

Второй ведущий: Без матушки родной и радость… (наполовину)

Первый ведущий: С матерью жить – ни скуки, ни горя… (ни знать)

Второй ведущий: Ни разу не ошиблись. Какие молодцы!

Первый ведущий: Какой же следующий подарок ждет наших мам? (Достает из праздничной коробки муляж ватрушки.)

Второй ведущий: Это что, мы сейчас ее съедим? На всех не хватит. Как делиться будем?

Первый ведущий: Отдадим ее ребятам. Это реквизит к сценке «Три мамы», которую они нам сейчас покажут.

Открывается занавес. В центре зала или на сцене стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками. Ведущий кладёт на блюдо ватрушку, которую достал из коробки. Дети показывают инсценировку стихотворения Е. Серовой «Три мамы».

Действующие лица:

Автор

Таня

Мама

Бабушка

Автор: Наши дети так упрямы!

Это каждый знает сам.

Говорят им часто мамы,

Но они не слышат мам.

Танюша под вечер

С прогулки пришла

И куклу спросила:

Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.

Таня: Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Автор: Танюшина мама с работы пришла (Входит мама, садится на стул около Тани.)

И Таню спросила:

Мама: Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

Обедать кричала бабуся не раз,

А ты отвечала: сейчас да сейчас.

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка, обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Автор: Тут бабушка – мамина мама – пришла (Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.)

И маму спросила:

Бабушка: Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд.

Нельзя же весь день сидеть без обеда.

Уж доктором стала, а все непоседа.

С этими дочками просто беда.

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Все едят ватрушки.

Автор: Три мамы в столовой сидят,

Три мамы на дочек глядят.

Что с дочками сделать упрямыми?

Все трое: Ох, как не просто быть мамами!

Фотография 5

Занавес закрывается. В зал входят ведущие.

Первый ведущий: А ведь действительно, каждая бабушка тоже мама для ваших пап и мам. Так что сегодняшний праздник и их тоже.

Второй ведущий: Эх! Жаль, что ватрушку не попробовали. Может в коробке еще есть что-то вкусное?

Оба ведущих подходят к праздничной коробке и заглядывают внутрь.

Первый ведущий (достает из коробки яркую конфету): Нашла! Смотри, какая большая конфета, можно разделить ее на всех.

Второй ведущий: Прежде чем съесть, давайте с ней немного поиграем. Предлагаю «Сладкую эстафету».

Второй ведущий: Началом старта станут слова, которые мы повторим все вместе: «Эстафета, эстафета!

Вместо палочки – конфета!»

Ведущие помогают взрослым и детям объединиться в три команды.

Проводится «Сладкая эстафета». Задача участников – быстро пронести шарик, держа его на большой картонной конфете, оббежав все препятствия, вернуться к команде, чтобы передать эстафету. Задание выполняется парами: взрослый несет конфету с шариком, ребенок поднимает шарик в случае падения и возвращает на конфету.

Фотография 6

Ведущие благодарят участников и подходят к коробке.

Первый ведущий: Я на самом дне коробки, я нашла что-то не совсем праздничное. (Вынимает муляж репки.) Репка!

Второй ведущий: Очень даже праздничная, потому что сказочная. И оказалась она здесь не случайно. Все ребята, без исключения, любят, когда мамы находят свободную минутку и читают им сказка. А сегодня мамы нам сказку не расскажут, а покажут. Догадались, что это будет за сказка?

Фотография 7

Ведущие выслушивают ответы гостей, затем приглашают семь мам принять участие в театральной импровизации. Один из ведущих выводит участников ненадолго из зала, чтобы распределить роли и вручить им элементы костюмов и аксессуары. Второй ведущий берет на себя роль автора, помогает артистам варьировать знакомый сюжет по ходу представления.

Фотография 8

Первый ведущий: В нашей праздничной коробке остались самые ценные подарки, те, которые ребята сделали своими руками для вас, дорогие мамы и бабушки и им не терпится их подарить.

Дети дарят своим мамам и бабушкам самодельные подарки.

Фотография 9

Второй ведущий: Спасибо вам, дорогие мамы, за ваше доброе сердце, за желание всегда быть рядом с детьми, дарить им душевное тепло.

Первый ведущий: Нам всегда приятно  видеть добрые и нежные улыбки мам, счастливые глаза детей в нашей семенной гостиной. Пришло время прощаться.

Второй ведущий: Но мы уверены, что сегодняшний праздник продолжится в каждом доме для всех мам. Еще раз говорим вам:

Вместе: Поздравляем!

Первый ведущий: И до новых встреч в нашей семейной гостиной!

Примечания:

1. В сценарии использованы стихи А. Шатохиной; В. Руссу; П. Синявского; И. Агеевой.

2. Данный сценарий представлен в варианте, когда семейная гостиная проходит для детей и родителей одной группы. Но его легко можно переделать на случай, если в досуге примут участие взрослые и дети из 2–3 групп. Достаточно «разбить» материал на три части, что значительно облегчит подготовку и добавить еще 2–3 поэтические минутки, чтобы дать возможность детям и педагогам из другой группы подготовиться к сценкам.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.