Рубрики
Воспитательная работа

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Происходящие изменения в современном обществе – это естественный процесс. Жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволяет ребенку в будущем позитивно преодолевать «кризисные периоды» взросления, достигнув зрелого возраста, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества.

0
Трусова Зоя Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1528»,
trusowa.z@yandex.ru

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Происходящие изменения в современном обществе – это естественный процесс. Жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволяет ребенку в будущем позитивно преодолевать «кризисные периоды» взросления, достигнув зрелого возраста, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества.

Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществлялось преподавателями таких гуманитарных дисциплин, как: литература, история и обществознание, МХК, музыка, изобразительное искусство. Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: она не только формирует у обучающихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.

Обучающиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, стремятся постичь истину, счастье, смысл жизни. Они также знакомятся с классической отечественной и зарубежной литературой, учатся примерам беззаветного и бескорыстного служения Родине, своему народу.

Целью моей педагогической деятельности является:

– формировать представление о духовном мире человека;

– осознавать необходимость этих знаний для становления личности;

– приобщать к православной духовной культуре;

– развивать духовно-нравственное воспитание;

– помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы;

– формировать умения оценивать и анализировать произведения искусства;

– научить обучающихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

– формировать творческую, созидающую, личность, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Так, на уроках русского языка и литературы в пятом классе мы работали над чудесной картиной «Малуша прощается с Владимиром» художника Сергея Ефошкина. Работу над сочинением по картине было необходимо осуществить, продумав формулировку вопросов и их последовательность, соблюдая следующие этапы:

– Выбранная учителем картина должна быть доступной для восприятия детей.

– Познакомиться с жизнью и творчеством художника.

– Найти интересный материал об истории создания картины.

– Определить тему, жанр картины.

– Выделить главное и второстепенное.

– Провести словарно-стилистическую работу, которая связана со спецификой картины.

– Попытаться войти в эмоциональный мир картины.

– Определить, какими средствами художник сумел воплотить свою идею.

– Развивать умения собирать и систематизировать материал, составлять план сочинения, строить его композицию.

– Учитьредактировать, анализировать свой текст и подходить к нему оценочно.

Картина «Малуша прощается с Владимиром»

Картина «Малуша прощается с Владимиром» – это высокое искусство, через которое школьник может приобщиться к вершинам культуры, развивая глубокое осознание своих чувств и побуждений, воспитывать в себе творческую, созидающую, личность, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Предлагаю сочинение ученицы 5 «Б» класса Красовской Ариныпо картине художника Сергея Ефошкина:

Сочинение

Мы знаем, что Владимир – внук святой равноапостольной княгини Ольги, правившей  Русью с 945 до 962 года. Княгиня Ольга приняла решение отобрать своего внука у его матери, чтобы воспитывать самостоятельно и подготовить к правлению государством. Это событие запечатлел известный московский художник на прекрасной картине «Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром».

На картине Сергея Ефошкина «Мать с сыном» мы видим трогательную сцену прощания матери Малуши со своим сыном Владимиром. Прощание происходит в деревянном крестьянском доме.

Я вижу, как сильно переживает мать из-за предстоящего расставания с сыном. Глаза ее закрыты, чтобы спрятать подступившие слезы, а на лице отражается страдание. Малуша в длинном светлом платье стоит перед Владимиром, крепко обнимая его.

На мальчике надета простая голубая рубаха и светлые кожаные сапожки. Пшеничные кудрявые волосы и легкая улыбка на его лице придают облику выражение доброты и кротости. С любовью и нежностью смотрит Владимир на свою мать. Он ласково гладит по голове, стараясь ее успокоить. Но мальчик еще так мал, что пока не может понять всей горести скорой разлуки.

Действие происходит в уютном деревянном домике. На полке в плетеных корзинах стоят букеты цветов. У стены виднеется большой открытый сундук, в котором раньше хранилась скромная одежда сына. Рядом с Владимиром на лавке сидит пушистая серая кошечка, прижимаясь к нему и мурлыча. Она как будто прощается с ним.

На переднем плане автор изобразил двух курочек с цыплятами. Мне кажется, что этим художник хотел показать, что даже в природе дети находятся вместе со своими мамами. И как наседка заботится о цыплятах, так и мать не представляет своей жизни без сына.

В углу на лавке стоит деревянная прялка, которая украшена резьбой с изображением солнца. Я думаю, что это не случайно. Ведь позже русский народ будет ласково называть Владимира «Красным Солнышком».

Работа художника С. Ефошкина производит грустное и печальное впечатление. Я очень сопереживаю героям картины.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. В сочинении ребенок выражает окружающий его мир во внутреннем своем отображении. Работая над этой картиной, ребята захотели отразить свое видение истории, запечатленной на картине. Это оказалось довольно интересной работой.

Предлагаю творческое восприятие картины Сергея Ефошкина. Сочинение ученицы 5 «Б» класса Сурковой Марии, написанное в жанре рассказа:

Сочинение

Передо мной картина Сергея Ерошкина «Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром». Молодая женщина обнимает маленького мальчика. Я вижу ее только со спины. Но сколько боли отчаяния в ее позе. Все чем она жила, дышала, чему радовалась и о чем мечтала – оборвалось в одно мгновение. Предстоящая разлука с сыном разрывает матери сердце, испепеляет душу. Крепче прижать к груди, спрятать, никому не отдавать свое дитя – главные материнские мысли в эту минуту. И нет никакой разницы в том, кто перед нами – крестьянка или княгиня.

А кажется, еще вчера Малуша ласкала своего сыночка, нянчила его, учила ходить и говорить. Как она радовалась первому слову малыша, первому робкому шажочку.

В тот день Малуша была занята работой по дому. Вдруг из люльки, в которой спал маленький Владимир, раздалось негромкое: «Мама, Мама». Она бросила работу, метнулась к люльке. Радость была так велика, что Малуша не могла сдержать слез.

Вот, помниться, пришли мать с сыном не берег реки. Владимир резвится на лугу, а она стирает. Вдруг малыш подбежал к матери, дернула подол, и протянул маленький букетик полевых цветов. Ну как тут не обрадоваться, как не обнять, не подхватить дитя на руки. Постояли они на берегу, а Владимир и спрашивает: «Матушка, а русалки в этой реке водятся?» Садятся она на мягкую травку, и начинает мать нараспев рассказывать о русалках, что в речке живут, о леших, о кикиморах болотных, да о водяных. Ах, как нравится Владимиру слушать мамины сказки. Уж так красиво она говорит: мягко, ласково. Этот голос медленно убаюкивает Владимира, его глаза слипаются, и вот они с мамой в тишине сидят и смотрят на розовое небо, с которого минуту назад ушло яркое солнце. Красота…

Малуша одета в простое серое платье. На голове – скромный неприхотливый деревенский головной убор. Она стоит на коленях и нежно в последний раз ласкает свое чадо. Сердце матери болит от предстоящей разлуки с ребенком. Ведь эта разлука горе не только для матери, но и для сына. Владимир еще не до конца понимает, от чего так страдает его матушка. Белокурый мальчик маленькой ручкой ласково гладит ее, стараясь утешить и развеять ее печаль. Приближается тот момент, когда мать и ребенок окажутся далеко друг от друга. Они не кричат и не рыдают, но в этом последнем объятии вся их нежность, любовь.

И никогда ни мать и ни сын не забудут, даже в самую трудную минуту, этого последнего объятия. Мать надеется, что ее сына ждет большое будущее, и эта надежда немного ослабляет горечь предстоящей разлуки.

Ученик 5 «Б» класса Турянский Антон активно, творчески работал над картиной художника. Под влиянием прекрасной картины Сергея Ефошкина «Малуша прощается с Владимиром» он написал сочинение «Сила материнской любви», избрав жанр своей работы – рассказ.

Сочинение

Грозен и могуч был киевский князь Святослав Игоревич. Высок он и статен, суров взгляд его синих глаз.

Однажды во время военного похода проезжал он с дружиной через ржаное поле и вдруг увидел девушку, собиравшую васильки. Остановился князь и залюбовался е уверенными движениями и легкой походкой. Подошла красна девица и поклонилась князю. Подняла на него бархатистый взгляд карих глаз, улыбнувшись, протянула ему букетик васильков. И влюбился молодой князь. «Как звать тебя, девица?», – спросил князь. «Малуша», – ответила с улыбкой девица, смущенно опустив глаза.

Привез князь Малушу в Киев и женился на ней. Счастливо зажили молодые, в любви и согласии. И все бы хорошо, да мать князя княгиня Ольга недовольна была выбором сына и затаила на нее злобу.

И как только Святослав отправился в очередной военный поход, велела слугам своим отвезти Малушу в глухую деревню в лесу и поселить ее в бедной деревянной избе. Смиренно покорилась Малуша своей судьбе. А князь Святослав Игоревич, вернувшись в Киев, и не вспомнил о молодой жене, увлеченный новой красавицей. Непостоянно оказалось сердце княжеское…

А Малуша между тем родила сына и назвала его Владимиром. Так и жили мать с сыном в избушке в лесу, небогато жили, но счастливо. Она завела кур и корову, разбила огород – тем и жили. А по вечерам зажигали лучину, Малуша пряла пряжу и рассказывала сыну волшебные сказки. Завороженно слушал мальчик про русских богатырей и великие битвы. Вот исполнилось Владимиру 5 лет. Тут прознала княгиня Ольга, что не одна Малуша в лесу живет, а с сыном маленьким. А сын этот внук ее, родная кровь. Дрогнуло тут сердце княгини Ольги. Послала она гонцов к Малуше с просьбой отпустить Владимира в Киев. Все богатства ему обещала, жизнь княжеское и большое будущее. Трудно было матери принять решение. Обливалась она слезами, думая о том, что придется расстаться с любимым сыном и больше никогда его не видеть. Но в то же время понимала , что Владимир – сын князя, и место его в Киеве рядом с отцом. Рыдала Малуша в отчаянии, но материнская любовь оказалась сильнее – обняв сына в последний раз, отпустила она его в Киев на дела великие.

И стал сын Малуши великим князем русским по прозвищу «Красно Солнышко».

Очень часто на уроке литературы звучит вопрос: «Что же значит быть духовно-нравственным человеком?» Есть разные понимания. Одни считают, что духовно-нравственный человек – тот, кто начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно, когда душа восходит на высоты Духа. Любимые литературные герои, проходя через испытания, приобретают духовный опыт, обретают нравственную чистоту, приближаются к пониманию смысла жизни. Это и есть та духовная сила, которая возвышает человека. Воспитывая в детях милосердие, щедрость души, умение любить, жить в гармонии с окружающим миром, мы прививаем в детях оптимистическое восприятие жизни: жить в мире с Богом, природой, культурой, в согласии с людьми.

Однажды на уроке мы вели беседу о великих православных людях, которые своими деяниями делают наш мир чище и лучше. Православная церковь чтит память о святых. Я предложила ребятам подготовиться к уроку на тему: «Подвиг Святых православных людей».Мои ученики приводили примеры, рассказывали о великих духовных подвижниках, о святых мучениках. Беседовали о святом апостоле Андрее Первозванном, который  с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Восхищались святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, апостолах и просветителях славян. Рассказали о святой равноапостольной княгини Ольге.

Звучало много интересных выступлений учащихся. Одна девочка, Петрова Ольга, рассказала о Преподобном Иоанне Рыльском, об истории его жизни: «Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома»…

Итогом нашей работы было написание сочинения. Я предложила написать творческую работу, используя разные формы изложения материала, повествующие истории жизни православных святых. Очень хорошую работу выполнила Фатеева Анна, ученица 8 «Б»:

Рассказ на тему « Самый близкий путь к Богу—самоотречение и служение ближним»

Сгущались сумерки, звенящая тишина была вокруг, мирно пели свои вечерние песни жаворонки, просто и спокойно пахло родной землей и прелестью полевых цветов. Во всем чувствовался покой и мир.

На Ордынке у ворот Марфо-Мариинской обители я остановилась. Во дворе видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви. Из дверей нежно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне непременно захотелось войти туда. Перекрестившись и прочитав молитву, я вошла. Долго стояла, глядя на слабое мерцание старого золота иконостаса, благолепное пение возносило мою душу высоко, в купол церкви, в небо. Пение завораживало мою душу. Я подняла глаза и стала внимательно смотреть на поющих. Уже закончилась вечерняя литургия. Все собирались к столу, чтобы отведать скромный ужин, который был создан руками сестер. Наконец все собрались, началась молитва. Как всегда, отужинав, сестры пили чай. Но это чаепитие было особенным, не похожим на все остальные. Сестры приготовили вкусный яблочный пирог, настроение после трудного дня поднялось у всех, начались задушевные беседы. Среди сестер-монахинь сидела и вязала чулок старуха, похожая на старуху из сказок, – в очках, с провалившимися и шамкающими губами. Она внимательно и с любопытством поглядывала на статную и величественную сестру Елизавету. Время от времени останавливаясь, загадочно улыбаясь себе и чему-то радуясь. Сестра Ефросинья сразу все поняла и тоже улыбнулась. Задушевно беседовали о прошлой и настоящей жизни, вспоминали что-то хорошее, доброе, веселое.

«Что же все-таки было?» – спросила сестра Ефросинья, дослушав один из рассказов Марии.

Все чувствовали, что всех мучил один вопрос: все давно хотели спросить о жизни скромной и добродетельной Матушке Елизавете, которую все называли «наш ангел». Елизавета почувствовала этот вопрос, прекрасные ее глаза осветились внутренним светом, и она заговорила тихим, мягким, красивым голосом.

«Что ж, – сказала Матушка, – вы много рассказали о своей жизни, теперь время настало рассказать вам о моей.

«Родом я из семьи заграничной, было много братьев и сестер у меня. Родители мои были добрейшими людьми по природе, любили всех нас. Моя мама, принцесса Алиса помогала нам во всех начинаниях наших, наставляла на путь истинный, выявляя и развивая наши таланты. Но, к сожалению, она умерла. Меня отправили к моей бабушке, королеве Виктории. Провела я там четыре года».

Голос ее звучал все громче и громче. Сестры внимательно и сосредоточенно слушали Елизавету. Но вдруг щеки Матушки Елизаветы зарделись, в глазах появилась девичья лукавинка. Она стала рассказывать о самом сокровенном.

«Но однажды я вновь увидела Сергея, царевича российского. Я показала ему свой любимый сад и любимую беседку, где читала Евангелие, а он рассказывал о загадочной и великой России. Букетик, который я подарила ему, Сергей Александрович хранил в Евангелии, которое мы читали вместе. Мы долго беседовали ,говорили о Боге, о великом служении своему народу, о милосердии и сострадании… Так могли проводить целые дни вместе. Постепенно поняли, что подходим друг другу. Сергей Александрович сделал мне предложение, я, конечно, согласилась. Так я приехала в Россию, и мое сердце навек прониклось любовью к ней. Я стала изучать русский язык, ведь я совсем не понимала окружающих меня людей. Поначалу было сложно, но постепенно я привыкла и к русскому обществу, к русской культуре, к русскому народу.

Я любила посещать больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Но больше всего я любила маленьких детей, я аккуратно брала их на руки и нежно говорила: «Мой ангел». Я посылала им еду, деньги, одежду. Я любила смотреть, как они улыбаются и радуются. За это я готова была отдать свою жизнь. Я всегда вспоминала слова матери: «Самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним». И в который раз я убеждалась глубиной и сердечностью материнских слов.

Я всегда ходила с мужем. Он часто ездил в церковь, потому что был глубоко верующим человеком. Я поняла, что только в православии я найду сильную веру и подлинную радость, что русская церковь для меня родная. Я попросила батюшку окрестить меня. Он согласился. Так я стала православной верующей. 25 апреля, в Лазареву субботу, я перешла в православную веру с прежним именем Елизавета, но уже в честь святой праведной Елизаветы, матери  Иоанна Предтечи. В 1891 году великого князя Сергея Александровича, моего мужа, назначили генерал-губернатором Москвы. С этого момента жизнь моя изменилась, появились новые обязанности. По вечерам устраивала приемы, танцевала на балах, а днем много занималась благотворительностью, помогая бедным и убогим. Это стало моей верой в созидание моего предназначения. Эта вера придала мне сил.

Но начались волнения в России. Мой муж был честным и порядочным гражданином своей Родины и вступил в конфликт с террористами, стремящимися свергнуть самовластие, ему стали угрожать эсеры. Зная мое доброе сердце и милосердные дела, террористы решили не трогать меня, опасаясь возмущения простых людей. Они посылали мне множество писем с просьбой не сопровождать мужа. Тогда я поняла, что буду  защищать его и стану его ангелом-хранителем.

Но все же я не смогла уберечь его, 18 февраля он погиб. Я никого не винила в его смерти. На третий день после смерти мужа я отправилась в тюрьму, где содержался убийца – террорист Иван Каляев, прося его о покаянии в содеянном. Я приехала с единственной целью: облегчить и спасти его душу…». Ее красивые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково, что хотелось плакать. На губах появилась тихая улыбка. От этого в комнате было особенно хорошо. Старуха, вязавшая чулок, незаметно отложила работу и внимательно стала смотреть на говорящую Матушку. Она боялась помешать себе любоваться Елизаветой, хотелось сказать: «Милая, велик твой путь терпения и сострадания». Губы ее беззвучно двигались, а из глаз медленно и ровно одна за одной текли большие и мутные слезы, но губы ее  беззвучно все же прошептали: «Иисус Христос, сохрани и помилуй рабу свою Елизавету».

«Я нашла свое истинное призвание: посвятила себя Господу Богу, основала эту обитель. Теперь я приобрела новую семью – вас, дорогие мои сестры». Она замолчала, выпила глоток воды, глубоко вздохнула и сказала: «Самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним». Слова матери стали словами и делами ее.

Ефросинья, преданно глядевшая на сестру Елизавету, слушала и печально качала головой, чувствуя что-то новое, неведомое ей, скорбное и радостное, – оно мягко ласкало ее наболевшее сердце. Такие речи она слышала впервые, и они будили в ней давно уснувшие, но ясные мысли Она поняла. Как ей жить дальше. Ефросинья, как молитву трижды повторила слова Матушки Елизаветы: «Самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним». На душе стало тихо и спокойно

Так закончился рассказ Матушки Елизаветы в один из вечеров в Марфо- Мариинской обители.

Елизавета не знала, а (может быть и знала?), что уготовит ей судьба, через какие муки и страдания пройдет она…

В духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся одно из важнейших мест занимала семья. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Она играет важнейшую роль в жизни каждого из нас, являясь маленьким миром, в котором все привычно, понятно и дорого. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной. На уроках часто говорим о семейных традициях, о гармонии в отношениях между родителями и детьми. Ребята любят писать творческие работы на темы, связанные семьей, домом…

Приходько Катерина – ученица 5«Б» класса написала сочинение «Семейная тайна»:

Любовь, как солнце воссияет,

Она согреет без огня

Все, что скопилось за века.

Ярко светило солнце. Было жарко и душно. Хотелось спрятаться в тени.  Бабушка Ксения предложила укрыться под деревенским навесом. Пахло ароматным сеном, ещё сохранявшим запах меда, цветов. Она села со мной рядом и, обхватив большими крепкими руками, прижала к себе. Я очень люблю такие минуты, так как знаю, что бабушка расскажет какую-нибудь интересную историю или тихонько начнет петь старинные песни. Но в этот раз бабушка внимательно посмотрела на меня. Взгляд ее был глубоким и проникновенным. Я тотчас почувствовала это и внутренне насторожилась.

«Дорогая моя внучка, я хочу поведать тебе о семейной тайне, которая передаётся из поколения в поколение», – слова бабушки меня заинтриговали. Тихий, спокойный, неспешный голос завораживал. «Я хочу рассказать о наших семейных корнях, о твоих прапрапрадедушках Порфирии и Иосифе Кудрявцевых. Будучи братьями, они оба учились в Симбирской школе, где преподавал Иван Яковлевич Яковлев. Это был умный и чуткий преподаватель. Порфирий и Иосиф обожали своего учителя. И.Я. Яковлев с любовью относился к детям самых разных национальностей. Он никогда не ставил интересы родного чувашского народа превыше других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что, только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью-Россией, чуваши могут сохранить свою культуру и самобытность. Именно поэтому одной из главных его задач было содействие сплочению двух народов: русского и чувашского, на почве как школьной программы, так и жизни, быта в целом. Он приобщал чуваш к христианской культуре, сумел перевести на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтырь. Сейчас, моя внученька, Библия целиком переведена и издана на чувашском языке. Наши предки, братья Порфирий и Иосиф, принимали активное участие в созидательных делах своего учителя. Работали над новой чувашской письменностью, создавали чувашский алфавит, притом с алфавитом, имеющим много общего с русским; облагородили литературный язык и письменность.

Два брата преданно служили чувашскому народу. Иосиф стал священником, а его брат Порфирий всегда был рядом, помогал и в бедах и в радостях. Они знакомили русский народ с жизнью и бытом чуваш, равно как и приобщали  чувашский народ к историческому прошлому и настоящему Матери-России. Переводили и издавали книги на чувашском языке в десятках тысяч экземпляров, занимались их распространением среди сельского населения. Крестьяне любили слушать проповеди Иосифа. Его сильный, искренний голос взывал к чистоте души, к искренним, добрым поступкам.

Мне приятно было слушать бабушку, как она с интересом рассказывала своим нежным и ласковым голосом. Я с большим вниманием слушала ее. А потом спросила: «Были ли братья довольны своей жизнью? Почему они хотели, чтобы весь народ жил честно, свободно, добросовестно трудился, творил добро?» Бабушка же ответила, что братья рады были помогать людям, они искренне желали, чтобы между разными народами существовал мир и дружба. Я обняла и поцеловала бабушку. В эти минуты я ощутила свое родство с бабушкой, почувствовала огромную любовь к ней. Но позже поняла, что она чем-то обеспокоена, даже расстроена. Из кармана своего фартука она вытащила документ и показала мне. В нем говорилось о расстрелянных в Алатыре: «Правительство CCCР провело репрессии неугодных советской власти граждан. Расстрелы продолжались до 1942 года. В Чувашии, как и по всей стране, проходили расстрелы «по разнарядке». В городах Чебоксары и Алатырь были расстреляны более 600 человек. Расстрелы проходили тайно ночью в подвалах отделений НКВД и сразу же трупы хоронились в общих ямах. Об этом знали несколько человек из начальства Комиссариата внутренних дел и исполнители, давшие подписку о неразглашении. Вплоть до 1989 года родственникам расстрелянных граждан давали ложные справки, что их родные умерли в каком-либо лагере. Все, репрессированные советской властью после падения тоталитарного режима, были реабилитированы».

В то время мой прапрапрадедушка Кудрявцев Иосиф Андреевич – священник в Тайсинской церкви. На тот момент проживал в Чувашии, был арестован 4 августа 1937 г. и находился под стражей в Алатырской тюрьме. «Приговорен: Тройкой при НКВД ЧАССР 8 сентября 1937 г., обвинение: «Организатор контрреволюционной группы». Приговор: «Расстрелять с конфискацией лично принадлежащего имущества». Расстрелян 17 сентября 1937 г. Реабилитирован 10 октября 1958 г. Президиумом Верхсуда ЧАССР: «Постановление спецтройки при НКВД ЧАССР в отношении Кудрявцева И.А. отменить и дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления».

Мой второй  прапрапрадедушка Кудрявцев Порфирий Андреевич был арестован 17 ноября 1939 года, находился под стражей в тюрьме № 3 УГБ НКВД ЧАССР.

«Приговорен: Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда ЧАССР 31 января 1940 г., обвинение: ст.58 п.10 ч.1 УК РСФСР – «Вел антисоветскую агитацию». Приговор: «Подвергнуть лишению свободы сроком на 10 лет, с поражением в избирательных правах согласно ст.31 УК п. «а, б» сроком на 5 лет, с зачетом предварительного заключения с 17.11.1939 г. Меру пресечения оставить содержание под стражей». Реабилитирован 26 августа 1992 г. прокуратурой Чувашской Республики «Подпадает под действие п.»а» ст.3 и ст.5 Закона РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий». Высказывания Кудрявцева не образуют состава преступления».

Я с радостью узнала, что сейчас администрация г. Алатыри готовит проект памятника на новом месте захоронения жертв репрессий. Место выбрано на городском кладбище рядом со строящимся храмом в честь ново мучеников и исповедников Российских.

Бабушка, вздохнув, сказала: «Если бы таких людей было больше, то никогда бы не было ни злобы, ни недоверия между людьми. Все жили бы в мире и согласии, радовались жизни».

Какая у меня мудрая бабушка! Я улыбнулась ей и запела:

Алран кайми аки-сухи!

Асран кайми атти-анни!

Турăран-Пÿлĕхрен асли çук,

Атте-аннинчен пахи çук.

Мы пели, и у меня, и у бабушки текли слезы. Но мои слезы были  радостными: рядом бабушка, у меня есть любящие родители, много друзей. Я радовалась жизни. Ведь все еще впереди! Меня ждет прекрасное, счастливое будущее! Меня всегда будет согревать память о моих прекрасных, крепких предках, которые хотели жить для людей, нести радость и счастье. Для чувашей нет ничего дороже Бога, отца-матери, родни, соседей  всей Родины, а также немыслима жизнь без труда – плуг-соха вечно в руках! Песни, которые пели братья Порфирий и Иосиф, теперь поем и мы.

Отец-мать вечно в памяти!

Плуг-соха вечно в руках!

Старше Бога нет ничего

Дороже отца-матери нет ничего!

Приобщаясь к лучшим творениям писателей, художников, композиторов, обучающиеся духовно и нравственно развиваются. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

Список литературы:

1. Материалы Государственного Архива Чувашской Республики.
2. Предания, которые передаются из поколения в поколение.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0