Рубрики
Дошкольное образование

Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста «Исследование воды в природном водоеме»

Современный дошкольник – маленький человечек, который очень любознателен, и в то же время очень сообразителен.

0
Федотова Татьяна Викторовна,
старший воспитатель ДО «Родничок-2»
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1358»,
fedotova2244@mail.ru

Современный дошкольник – маленький человечек, который очень любознателен, и в то же время очень сообразителен.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 2.6) нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об <…> объектах окружающего мира…».

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Одним из условий развития этой деятельности является создание универсального комплекта для исследовательской деятельности.

Предлагаем вашему вниманию порядок создания универсального комплекта для проведения с дошкольниками исследования воды.

Исследование воды в водоемах воспитанниками дошкольных организаций может осуществляться в любое время года. Легче всего проводить такую прогулку с детьми в летний период. В зимний период могут возникнуть некоторые затруднения из-за погодный условий: мороз, снегопад, сильный ветер. В любом случае, для выхода с детьми к водоему необходимо тщательно подготовиться.

Для начала необходимо выяснить, какие водоемы находятся в шаговой доступности от дошкольного отделения, прогулка к которым может вызывать у детей значительный интерес. Это может быть и река, и родник, и пруд. Необходимо узнать из достоверных источников названия этих водоемов: почему, например, тот или иной водоем называется именно так, а не иначе. Это необходимо для того, чтобы достоверно объяснить детям происхождение названия водоема. Все выяснили? Тогда можно собираться.

Для исследования реки заранее сделайте с ребятами кораблики из цветной бумаги.

Фотография 1

У каждого ребенка должен быть кораблик такого цвета, какой ему больше всего нравится. Для чего нужны кораблики? Когда подойдете к реке, то взрослый сможет опустить кораблики в реку, а дети понаблюдать за ними. Затем дети делают вывод, в какую сторону течет река. Если река имеет разное течение, то можно посмотреть, где течение быстрое, а где медленное. А зимой рекомендуем задать детям вопрос: «Почему река не замерзла?». Наши ребята ответили на этот вопрос так: «Потому что она двигается».

Далее советуем вам взять с собой колбы для забора воды. Их можно попросить в кабинете химии вашей образовательной организации.

Фотография 2

Делая забор воды из реки, опускайте колбу ближе ко дну реки. Если вы проводите забор воды из пруда, то колбу опускайте на 20 сантиметров ниже поверхности пруда. Ну а если вы берете воду на исследование из родника, то просто подставляете колбу под струю воды и наполняете сосуд.

Фотография 3

Еще вам понадобятся резиновые перчатки. Возможно, вы удивитесь и спросите: «Зачем?». Если посмотреть в разных источниках, как берут воду на исследование, то вы заметите, что забор воды сотрудник лаборатории или научно-исследовательского института проводит в резиновых перчатках.

Хорошо, если недалеко от вашего дошкольного отделения располагается какой-то родник. Обычно в таких местах в землю вкопана труба, из которой вытекает ключевая вода. Допустим, вы подошли к роднику, в котором из железобетонной плиты выведены несколько труб одного диаметра, но скорость вытекания воды из них разная. Такая конструкция есть на Митинском колодце, который находится на территории ландшафтного парка «Митино». Обратите внимание детей на то, что вода из труб вытекает с разной скоростью. В данном случае для забора воды вам понадобятся колбы по количеству труб и, конечно же, секундомер.

Чтобы не попасть впросак, лучше заранее подойти к такому роднику и засечь оптимальное время забора воды в колбы. В случае с Митинским колодцем нам потребовалось всего 3 секунды. Когда все колбы заполнены водой, вы выставляете их в один ряд. Еще раз проговариваете с детьми, где колба с водой из первой трубы, где из второй, и где из третьей. Лучше поставить все колбы на устойчивую поверхность на уровне глаз детей. Мы ставили колбы на черный картон на крышке контейнера, в котором принесли колбы, а контейнер помещали на скамейку.

Фотография 4

Вопрос детям: «Из какой трубы всех быстрей течет вода? Из какой – медленнее? И из какой – самая медленная?». Дети с заданием справились очень быстро.

Итак, вода из реки и родника набрана в колбы. Обязательно закрыть колбы пробкой. Мы обошлись простой фольгой. Не забудьте подписать колбы, чтобы не перепутать их потом. Конечно, можно взять простой маркер. Но в зимнее время маркер по стеклу не пишет. Тогда возьмите с собой наклейки на липкой основе. Приклеиваете одну наклейку к колбе и подписываете по первой букве названия водоема, из которого взяли воду.

Обращаем ваше внимание, что «река» и «родник» начинаются на одну и ту же букву. Мы вышли из этой ситуации следующим образом: познакомили детей с омонимом «ключ». И заменили потом слово «родник» на слово «ключ». Колбы имели наклейки: «Р» – «река» и «К» – «ключ».

Фотография 5

Советуем вам взять с собой пластиковый контейнер с ручкой, чтобы сложить все необходимое для исследования, а колбы еще и чем-то проложить, чтобы не разбились, например, мягкими полотенцами. Для детей это был «волшебный сундучок».

Итак, забор воды проведен, колбы находятся в «волшебном сундучке», можно возвращаться в дошкольное отделение.

Когда вернетесь с прогулки, пригласите детей в  мини-лабораторию. Это может быть кабинет учителя-логопеда, или кабинет психолога, или какое-то место в групповой комнате. Заранее приготовьте лупы, чтобы дети смогли через них рассмотреть содержимое колб. Достаете тот самый «волшебный сундучок», с которым ходили к водоему. Дети обязательно вспомнят, что лежит в этом сундучке. На глазах у детей открываете сундучок и вынимаете колбы. Дети должны вспомнить по букве, написанной на этикетке, из какого водоема эта вода в колбе. Предложите детям с использованием лупы рассмотреть.

Фотография 6

Потом предлагаете детям проверить, чистая ли вода в колбе. Для этого изготовьте прямо на глазах у детей простейший фильтр:

– Возьмите кусок марли и немного медицинской ваты.

– Заверните вату в марлю.

– С помощью  коктейльной палочки вставьте фильтр в специальный сосуд, через который вы будете переливать воду в чистую колбу. Мы брали такой сосуд в кабинете химии нашей гимназии.

– Перелейте речную воду через фильтр в чистую колбу.

Фотография 7

И дайте посмотреть, что осталось на фильтре, и какая вода стала после фильтрации. Вы не поверите, дети сами сделают умозаключение без вашей помощи! А наши ребята даже развели целую полемику, можно ли пить воду из реки или нельзя и почему нельзя!

Итак, делаем выводы: для исследования воды дошкольниками в природном водоеме вам понадобятся: бумажные кораблики, пластиковый контейнер, колбы с пробками, самоклеящиеся наклейки, маркеры, секундомер (по необходимости), лупы, медицинская вата, медицинская марля или бинт, коктейльная палочка, сосуд для фильтрации воды.

Желаем удачных исследований!

Перейдя по ссылке, Вы побываете на интересной образовательной прогулке, в процессе которой наши дети занимались исследованием воды.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.