Рубрики
Дошкольное образование

Упражнение «Я – самый-самый…» как метод первичной диагностики и коррекции самооценки дошкольника старшего и подготовительного к школе возраста

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она определяет ее активность, отношение к себе и другим людям, влияет на поведение, коммуникабельность, способность добиваться желаемого. Самооценка начинает формироваться в конце раннего возраста на основе представлений ребенка о своем «Я», полученных от значимых взрослых, от качества общения с ними. Ребенок вначале «видит» себя глазами тех, кто окружает его, принимает, безусловно, все то, что взрослые говорят.

0
Ртищева Мария Александровна,
педагог-психолог ДС 7
ГБОУ г. Москвы «Государственная столичная гимназия»,
marirt2014@mail.ru

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она определяет ее активность, отношение к себе и другим людям, влияет на поведение, коммуникабельность, способность добиваться желаемого. Самооценка начинает формироваться в конце раннего возраста на основе представлений ребенка о своем «Я», полученных от значимых взрослых, от качества общения с ними. Ребенок вначале «видит» себя глазами тех, кто окружает его, принимает, безусловно, все то, что взрослые говорят.

В результате такого общения у ребенка может сформироваться как заниженная самооценка, так и завышенная. И в том, и в другом случае это не является полезным для становления здоровой личности. Особенно – для детей с заниженной самооценкой, которые переживают чувство неполноценности, которое мешает реализовать свой потенциал в полной мере.

Для таких детей показана индивидуальная работа по коррекции эмоционально-волевой сферы. Но и в условиях группы можно оказать им достаточную помощь. Для решения этой задачи очень подходит простое упражнение «Я – самый-самый…».

Ход игры: дети вместе с педагогом-психологом сидят на стульях в кругу. Эту игру лучше проводить после проговаривания правил (уважать друг друга – соблюдать тишину; говорит только тот, у кого в руках мягкая игрушка; игрушка передается по часовой стрелке; в случае затруднений – помочь с разрешения) и «тренировочного» круга, в котором дети делятся тем, что им важно озвучить в данный момент. Затем педагог-психолог проговаривает инструкцию к игре: «Дети, сейчас мы будем играть с вами в хвастунишек. Да, это очень полезно – уметь хвалить себя, говорить хорошие и добрые слова о самом себе. И сейчас мы попробуем сделать это. Каждому из вас надо назвать три прилагательных про себя. Сейчас минуту подумайте над вопросом: «Какой/какая я?». А потом по очереди расскажите нам. Я уверена, что каждый из вас – добрый, умный, красивый человек. И будет здорово, если вы сами придумаете что-то про себя».

В игре важно обращаться к каждому ребенку по имени и в конце подводить лаконичный итог: «Точно», «Правда», «Все про тебя». Необходимо позволить ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует. Так вы сможете услышать, что ребенок считает своими достижениями: «Я мою посуду… Убираю игрушки…». Важно все. В упражнении работать стоит только на позитиве.

Если ребенок по каким-либо причинам затрудняется рассказать о себе, то можно дать время подумать и в конце круга вернуться к обсуждению. Ведущему необходимо очень внимательно отслеживать мимические реакции детей, движения тела, изменения в настроении. В случае если ребенок в первый раз затрудняется похвастаться собой, ему дается время подумать, если же и во второй раз он отказывается, то тут важно предложить помощь группы и ни в коем случае нельзя оставлять такого ребенка с неоконченным высказыванием. Другие дети с удовольствием включаются в помощь и придумывают весьма оригинальные эпитеты. В этом случае необычайно важно, чтобы ребенок сам выбрал и повторил сказанное про себя. Иногда бывает легче присвоить себе качества про самого себя через взгляд других. Если же и здесь следует отказ, тогда ведущий сам проговаривает похвалу, чтобы она осталась в психологическом поле ребенка как открытая, озвученная информация. Завершать игру следует кратким резюме: «Все это так. Каждый из вас действительно ловкий, добрый и отзывчивый. В эту игру вы можете играть и сами: здесь – в саду или дома, а можно и одному – перед зеркалом. Главное – почаще себя хвалить».

Упражнение полезно проводить как можно чаще, оно не требует специальных условий и занимает непродолжительное время. А результаты не заставят себя ждать.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.