Рубрики
Биология

Исследовательская работа «Комплексная оценка функционального состояния здоровья подростков с учетом их генетических особенностей»

Одной из ключевых задач государства в области здравоохранения является улучшения качества здоровья подрастающего поколения.

0
Беспалова Алина,
ученица 11 класса
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»
Мамедова Наргиз,
ученица 11 класса
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»
Мусин Ринат,
ученик 11 класса
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»
Научные руководители:
Безматерных Татьяна Леонидовна,
учитель химии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»,
betale19@gmail.com
Белогорцева Елена Владимировна,
учитель биологии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»,
elenabelv@yandex.ru

Одной из ключевых задач государства в области здравоохранения является улучшения качества здоровья подрастающего поколения. При проведении ежегодной диспансеризации среди обучающихся 9–11 классов, диагностируется невысокое качество здоровья, отмечается низкая физическая подготовленность, а также фиксируется высокий процент школьников с хроническими заболеваниями [1; 4; 7].

Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в подростковом возрасте, снижают возможность реализации важнейших биологических и психофизиологических функций при вступлении во взрослую жизнь [6].

Существует много методик (Баевский Р.М., Ланда Б.Х, Холодов Ж.К., Шварц В.Б.), дающих оценку функционального состояния здоровья подростков. В большинстве случаев они базируются на биомаркерах сердечно-сосудистой системы. Тем не менее, на уровень функционального состояние здоровья оказывает влияние ряд ключевых факторов, к которым относится и генетический. Согласно научным исследованиям, его влияние оценивается в 15–20 % [5; 6].

В литературе мы не нашли методики, позволяющей дать оценку функционального состояния здоровья подростков с учетом их генетических особенностей.

Таким образом, выбор темы нашей работы не случаен.

На основании вышесказанного,мы сформулировали проблему исследовательской работы:необходим поиск новых путей к оценке функционального состояния здоровья подростков с учетом их генетических особенностей, коррекция нарушений, вызванных влиянием генетических факторов на организм лиц подросткового возраста, а также эффективные профилактические и реабилитационные мероприятия [5].

Объект исследования: группа учащихся 9–11 классов в количестве 16 чел.

Предмет исследования: комплексная оценка функционального состояния здоровья подростков с учетом их генетических особенностей.

На основании вышеизложенного сформирована следующая цель исследования:оценить состояние здоровья учащихся 9–11 классов, входящих в состав исследовательской группы, и выработать систему самоконтроля с учетом их генетических особенностей.

Гипотеза состоит в том, что оценив состояние здоровья подростков с учетом их генетических особенностей, мы сможем разработать индивидуальные рекомендации для участников группы, направленные на создание эффективной системы самоконтроля, основанной на методике обратной связи. Данный метод позволяет корректировать работу ключевых систем организма, добиваясь купирования не только патологических, но и предпатологических симптомов заболеваний на фоне полного исключения медикаментозной терапии [2]. Мы предполагаем, что создание комплексного мониторинга, основанного на данных принципах, позволит повысить уровень здоровья подростков.

Проверка истинности гипотезы предполагает выполнение следующих задач:

1. Провести оценку уровня здоровья учащихся по методике Белова В.И. (1993 г.).

2. Составить родословную семьи с помощью программы «Живая родословная» для выявления врожденных заболеваний.

3. Составить рекомендации для корректировки суточного рациона питания, основанного на генетических особенностях (группа крови и резус-фактор) у исследуемой группы учащихся.

4. Выявить взаимосвязь влияния биомаркеров крови на заболевания в семьях исследуемых групп подростков.

5. Разработать индивидуальные рекомендации для участников группы, направленные на создание эффективной системы самоконтроля, основанной на методике обратной связи.

6. Для оптимизации валеологических знаний провести обучающий тренинг для участников исследовательской группы, основная цель которого – научиться осуществлять комплексный самоконтроль за состоянием своего здоровья, используя выработанные рекомендации.

В исследовании были использованы следующие методы:сбор и комплексная обработка материалов исследования осуществлялась с помощью основных (цифровая лаборатория «Физиология» на базе ПК Intel) и сопряженных биометрических методик (Белова В.И., Sabate. J.) с применением дополнительных офисных программ Microsoft Office (Excel, Word) и статистических программных продуктов Mystat, Freestatistic.info 2014.

Для статистического анализа применяли методы вариационной статистики: подсчет достоверности полученных показателей определяли по коэффициенту Стьюдента с учетом «ошибки средней» – ±m- корреляционный анализ по коэффициенту парной корреляции [4].

Анализ полученных результатов позволил сформулировать следующие выводы:

1. Осуществляя оценку уровня здоровья учащихся по методике Белова В.И. (1993 г.) [2], мы выявили, что наши участники исследовательской группы имеют в основном средний уровень здоровья. Причем у мальчиков он гораздо выше и составил – 31,25 %, а у девочек – 12,5 %. Уровень здоровья выше среднего отмечается у 18,75 % юношей и у 25 % девушек (рис. 1.). Структурный анализ полученных данных позволяет утверждать, что причинами такого низкого качества здоровья являются несбалансированное питание, хронические заболевания и невысокий процент подростков, занимающихся закаливанием.

Рис. 1. Уровень функционального состояния здоровья по методике Белова В.И.

2. Уровень качества питания оказывает значительное влияние на состояние здоровья. Почти половина подростков (43,75 %) имеют уровень здоровья на отметках «низкий» и «ниже среднего». Высокий уровень здоровья у девочек и мальчиков не диагностирован. В среднем, прослеживается дефицит белков в количестве 30 % от необходимой суточной нормы потребления 100–113 г/сутки, дефицит жиров в количестве 28 % от необходимой суточной нормы потребления 93–107 г/сутки и дефицит углеводов в количестве 6 % от необходимой суточной нормы потребления 378–420 г/сутки.

3. Закаливание как фактор существенно повлияло на низкие результаты устойчивости испытуемых к действию болезнетворных факторов. Только 6 % участников регулярно проводят закаливающие процедуры. Согласно нашим результатам, только 20 % участников исследовательской группы не болели простудными заболеваниями за последний год.

4. Анализируя данные употребления «правильных» продуктов, определенных Джейд’Адамо П., считаем, что этот фактор может существенно влиять на повышение уровня здоровья [3]. Корректируя свой рацион питания согласно своим генетическим особенностям, можно повысить уровень своего здоровья.

5. В нашем исследовании испытуемые с различными группами крови имели совпадения с предрасположенностью и имеющимися у них хроническими заболеваниями, характерными для данных групп.

6.Сравнивая полученные значения t-критерия Стьюдента с критическим при р=0,01, мы сделали вывод, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р < 0,01), так как рассчитанное значение критерия больше критического.

На основании комплексного подхода к оцениванию функционального состояния здоровья подростков с учетом их генетических особенностей, мы разработали эффективные методы самоконтроля, основанные на методике обратной связи. Практическая значимость нашей работы – индивидуальные карточки участников исследовательской группы, в которые мы включили следующие компоненты:

1. Оценка функционального состояния здоровья подростков с учетом их генетических особенностей.

2. Анализ выставленной оценки функционального состояния здоровья.

3. Анализ влияния генетических особенностей на уровень здоровья.

4. Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья с учетом генетических особенностей участников исследовательской группы.

Все наши материалы носят рекомендательный характер, проверить их эффективность – это следующий этап исследования. Для обучения и практического внедрения наших результатов мы провели тренинг на тему «Оценка функционального состояния здоровья подростков с учетом их генетических особенностей» среди старшеклассников нашей школы. Основная цель тренинга – научиться осуществлять комплексный самоконтроль за состоянием своего здоровья, используя выработанные рекомендации.

Видеотчет об исследовании доступен по ссылке.

Презентация об исследовании доступна по ссылке.

Список литературы:

1. Баранова А.А. Состояние здоровья детей подросткового возраста в России Т. IV. М.: Федеральный справочник, 2015.
2. Белов В.И. Уровень образования и самооценки здоровья населения. М.: Медицина, 2003.
3. Джейд Адамо П. Есть правильно, по группе крови. США, 1996.
4. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика. М.: Московский психол.-соц. институт: Издательство «Флинт», 2003.
5. Зуйкова А.А., Петрова Т.Н. Экспресс-оценка функционального состояния здоровья студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко // Вестник новых медицинских технологий 2011. Т. XVIII. № 2. С. 277–279.
6. Характеристика состояния здоровья подростков Иркутской области, проживающих в различных экологических условиях// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 5(2). С. 22–23.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0