Рубрики
Дошкольное образование

Методические рекомендации по проведению НОД по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: «Птицы зимой»

Формирование экологической культуры у детей средней группы в процессе наблюдения за объектами живой природы является неотъемлемой частью формирования и развития общей культуры личности. И это, в первую очередь, длительный, планомерный и кропотливый педагогический труд, в ходе которого мы стараемся обогатить детей знаниями и умениями, способствующими этому развитию.

0
Тян Людмила Анатольевна,
воспитатель УК № 95
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
tyanlyudmila@mail.ru
Животовская Надежда Владимировна,
воспитатель УК № 95
 ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
pactuiiika@rambler.ru

Формирование экологической культуры у детей средней группы в процессе наблюдения за объектами живой природы является неотъемлемой частью формирования и развития общей культуры личности. И это, в первую очередь, длительный, планомерный и кропотливый педагогический труд, в ходе которого мы стараемся обогатить детей знаниями и умениями, способствующими этому развитию. Только в ходе личностного роста ребенок может самостоятельно и сознательно эти знания и умения применять. На базе нашего дошкольного учреждения созданы хорошие условия для воспитания экологической культуры дошкольников: экологическая комната с животными и птицами, уголок нетронутой природы, экологическая тропа и др.Это позволяет реализовывать разнообразные экологические проекты. Методические рекомендации, которыми мы хотим поделиться с вами, основаны на практической, последовательной работе по ознакомлению с окружающим миром. Мы стараемся использовать различные формы организации детей в процессе работы, позволяющие активизировать их желания заботиться о птицах. Данное занятие является не только небольшим звеном в пути « от простого к сложному», но и представляет собой определенный срез всевозможных интеграций.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц – воробья, вороны, снегиря, синицы, голубя и др.; серия сюжетных картинок «Как дети кормили птиц»; дидактическая игра «Птицы» – пазлы с изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; гнездо.

Оборудование и реквизит: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, метели и музыкальными фрагментами, шапочки птиц – Воробья, Вороны, Снегиря, Синицы, Голубя.

Цель: формирование экологической культуры у детей; прививать любовь и бережное отношение к птицам.

Задачи:

Образовательные:

– уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

– формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Развивающие:

– развивать воображение, внимание, память, мышление, усидчивость, целостное восприятие мира.

Воспитательные:

– воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание

Расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, развить умение выделять элементарные причинно-следственные связи.

2. Социально-коммуникативная

Развивать навыки общения и командной игры, умение слушать друг друга, прикладывать усилия для достижения общей цели.

3. Развитие речи

Развивать диалогическую речь: умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы; расширять словарный запас – холодная, голодная, морозная, зимняя, скворечник, кормушка, гнездо – гнездовье.

4. Художественное эстетическое

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.

5. Физическое развитие

Игра «Превращения» (имитация движений птиц)

Предварительная работа: беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдения за птицами на детских площадках и в «экологическом уголке» детского сада, регулярный уход и кормление птиц, художественное воплощение птиц в рисунках и лепке, тематическое чтение художественной литературы.

Ход НОД по экологическому воспитанию

Дети сидят на коврике.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Превращения», но в кого мы будем превращаться сегодня, отгадайте. Мне нужны помощники (воспитатель выбирает и подговаривает 2–3 детей имитировать голоса птиц и загадывает загадки).

Загадки

Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает.

Ребенок: Чик-чирик – кто это?

Дети: Воробей! (После ответа детей ребенок надевает шапочку Воробья.)

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая.

Ребенок: Кар-кар – кто это?

Дети: Ворона! (Ребенок надевает шапочку Вороны.)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове черненькая шапочка, да еще полоска шарфика.

Ребенок: Синь-синь – кто это?

Дети: Синица! (Ребенок надевает шапочку Синицы.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять – Кто это?

Дети: Снегирь!

(Дети отгадывают, повторяют звуки, обобщают: воробей, ворона, синица, голубь, снегирь – это птицы.)

 

Фотографии 1–3

Воспитатель: Да, молодцы, ребята! Это птицы! А сейчас вы закроете глазки, а мы с Воробышком, Вороной и Синицей своими перышками погладим вас и тоже превратим в птичек.

(Звучит аудиозапись № 1 (фрагмент песни Г. Гладкова и Э. Успенского из м/ф «Пластилиновая ворона» в исполнении хора Турецкого). Под музыку воспитатель и помощники обходят сидящих детей на ковре и каждого гладят по голове.)

Воспитатель: Давайте узнаем, кто в какую птичку превратился?

(Идет опрос детей,рассматривание иллюстраций с изображением птиц.)

Фотография 4

Звучит аудиозапись № 2 (звуки метели).

Воспитатель: Что это? Какое время года?

Дети: Метель, снег, ветер – зима.

Воспитатель: Как холодно, морозно! Где же нам укрыться? Где птички живут?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, птички живут в гнездах. Их они строят на высоких деревьях, под прикрытием густых ветвей, защищающих постройку от снега, дождя и хищников. А сейчас я вам что-то покажу (демонстрация гнезда). Это настоящее гнездо. Когда-то оно упало с дерева, то ли от сильного ветра, то ли птичек потревожил какой-либо хищник. Надеюсь, что птички не пострадали и построили новое гнездышко. Посмотрите, из чего птицы делают гнезда?

Фотография 5

(Дети рассматривают гнездо и отвечают.)

Воспитатель: Правильно, гнезда строят из различных материалов, например, из тонких веточек, корешков, сухих стебельков трав, мха, а также пуха, перьев, клочков шерсти, паутины пауков и насекомых. Птички любят свои домики.Внутри они выстилают их шерстью, травой, тряпочками, перьями и т.д. или набивают соломой.У некоторых птиц гнездо внутри измазано глиной. А есть птицы, которые охотно поселяются в гнездовьях, сделанных человеком. Кто знает, как они называются?

Дети: Скворечники!

Воспитатель: Конечно, какие вы молодцы! А сейчас подумайте, чем птицы отличаются от остальных животных?

Дети: У птиц есть крылья, и они умеют летать.

Воспитатель: Способность летать помогает птицам выживать, когда холодно и голодно.Птиц, которым холод нипочем, и они живут на одном месте, называют зимующими. В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, сойки. Не покидает лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда – вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника. Удивительная птица клест зимой даже вьет гнезда и высиживает птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва. К зимующим птицам относятся и птицы, которые живут вблизи человека и зависят от него: сизый голуб, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие.

Воспитатель: Как человек помогает птицам зимой?

Дети: Человек делает кормушки и кормит птичек кормом.

Воспитатель: Верно! А какой вы знаете корм?

Дети: Семечки, крошки, семена, ягоды, сало, творог и т.д.

Воспитатель: Правильно! У каждой птички своя любимая еда. Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало. Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины. Вороны питаются очистками, остатками пищи. Воробьи любят зернышки, крошки.

Фотография 6

Некоторые птицы постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. А птицам, которые питаются насекомыми, приходится перелетать с места гнездовий на место зимовок.

Воспитатель: Как называют таких птиц?

Дети: Их называют перелетными птицами. Они улетают зимой на юг, в теплые края.

Воспитатель: А сейчас мы с вами соберемся небольшими группами – стайками и потихонечку полетим спасать птичек, которые потерялись и не знают, кто они и как их зовут.

Дидактическая игра «Птицы»

Звучит аудиозапись № 3: фрагмент «Песни птички» А. Журбина и Б. Заходера из м/ф «А кто ж такие птички?». На столах приготовлены крупные пазлы с изображением 5–7 птиц. Дети группами по 4–5 человек садятся за стол.

Фотография 7

С очередным выполнением каждого задания демонстрируется иллюстрация с изображением этой птицы. В конце игры педагог просит детей назвать всех собранных по картинкам птиц и описать, по каким признакам(размер, окраска, как передвигаются…) их можно узнать. Воспитатель предлагает вернуться птичкам на лужайку (на ковер) и поиграть.

Объяснение условий игры: громко – тихо.

Звучит аудиозапись № 4 (фрагмент песни М. Фадеева «Я ворона»).

Дети под музыку «перелетают на лужайку».

Физминутка «Вороны»

Вот под елкой зеленой скачут весело вороны.

Кар-кар-кар (громко)

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Кар-кар-кар (тихо).

(Дети под музыку прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза.)

Воспитатель: А сейчас мы открываем глазки, и наши замечательные птичкипревращаются в деток. Спасибо вам за внимание!

Звучит аудиозапись № 5 (песня «Кукушкины гаммы» А. Ермолова и С. Золотухина).

В ходе работы использовались фрагменты из музыкальных композиций:

1. Фрагмент песни Г. Гладкова и Э. Успенского из м/ф «Пластилиновая ворона» в исполнении хора Турецкого.

2. Аудиозапись – звуки метели.

3. Фрагмент «Песни птички» А. Журбина и Б. Заходера из м/ф «А кто ж такие птички?».

4. Фрагмент песни М. Фадеева «Я ворона».

5. Песня «Кукушкины гаммы» (муз. А. Ермолова, сл. С. Золотухина).

Музыкальные композиции – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Расскажите детям о птицах: Наглядно-дидактическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Книга для чтения в детском саду и дома: 4–5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. Москва: издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.