Рубрики
Дошкольное образование

Нетрадиционные методы в работе учителя-логопеда. Игротерапия в процессе автоматизации поставленных звуков у детей на индивидуальном занятии

Работа над автоматизацией звука является довольно большим блоком в работе учителя-логопеда. В дошкольном возрасте важно привить положительное отношение к занятиям. Поэтому по-настоящему творческий педагог имеет в своем арсенале различные приемы, которые помогают ему увлечь ребенка монотонным процессом автоматизации.

0
Тихомирова Анастасия Александровна,
учитель-логопед Д/с комбинированного вида № 8
МБДОУ г. Химки «Лебедушка»
Юлдашева Анастасия Павловна,
учитель-логопед СП № 4–5
ГБОУ г. Москвы «Школа № 171»,
uld-ap@bk.ru

Работа над автоматизацией звука является довольно большим блоком в работе учителя-логопеда. В дошкольном возрасте важно привить положительное отношение к занятиям. Поэтому по-настоящему творческий педагог имеет в своем арсенале различные приемы, которые помогают ему увлечь ребенка монотонным процессом автоматизации.

Что же такое автоматизация звука? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах И.П. Павлова, который долгое время изучал условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц сначала выполняется с участием сознания. Многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Этапы появления звука в речи:

– Свистящие звуки («с» «сь», «з», «зь», «ц») – 3–4 года.

– Шипящие звуки («ш», «ж» «ч» «щ») – 4–5 лет.

– Сонорные звуки («л», «ль», «р», «рь») – 5–6 лет.

 Если ребенку исполнилось 4,5–5 лет, а у него есть ряд нарушений в плане произношения, то  необходимо  обратиться к специалисту.

Логопедическая работа по закреплению звука происходит поэтапно:

– закрепление в слогах;

– закрепление в словах;

– закрепление во фразах, предложениях;

– закрепление в повседневной речи ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности для дошкольника. Для успешной автоматизации звука мы в своей работе стараемся предложить ребенку разнообразные игры.

Игра помогает расслабить ребенка, повысить его интерес к занятиям, что в свою очередь способствует формированию положительного отношения к процессу обучения.

Данные игры направлены на развитие внимания, памяти, мышления, логики, мелкой моторики. Помогают закрепить знания о пространственных представлениях и закрепить цвета, счет и пр.

Пластилинография

Педагог предлагает ребенку повторить речевой материал. При правильном выполнении задания выдается один пластилиновый шарик, который он распределяет в пустое окошко на заранее приготовленном рисунке.

Фотография 1

Игра «Собери из палочек»

Педагог предлагает ребенку повторить за ним речевой материал на автоматизацию звука. При четком и правильном повторении выдается одна палочка, которую ребенку необходимо расположить так, чтобы конечном результате получилась правильная конструкция.

Фотография 2

Игра с прищепками

Педагог предлагает ребенку повторить необходимый речевой материал. При верном повторении, или верном выполнении задания ребенку выдается прищепка, которой он украшает приготовленный заранее предмет.

Фотография 3

Игра с шариками (гидрогель)

В аквагрунте спрятаны разные предметы, ребенок после каждого нашедшего предмета повторяет речевой материал.

Фотография 4

Игра «Мозаика»

При помощи пинцета из бусин на основе выкладывается цветок. В процессе повторяется речевой материал.

Фотография 5

Игра «Шнуровки»

В процессе игры ребенок повторяет речевой материал.

Фотография 6

Игра «Бусины»

Ребенок повторяет речевой материал, после чего ему выдается по одной бусине (детали), которую нужно нанизать на веревку.

Фотография 7

Игра «Резиночки»

Ребенку предлагается из  резинок выполнить фигуру по образцу и в процессе повторять речевой материал.

Фотография 8

Парная игра «Лото»

Детям предлагаются игровые карточки с картинками. Логопед достает фишку из мешочка и ребенок, чью фишку вытащили, повторяет за педагогом речевой материал и после этого кладет фишку на карточку.

Фотография 9

Игра «Собери фигуру»

После повторения речевого материала ребенку выдается по одной детали конструктора, из которых он собирает любую фигуру.

Фотография 10

Игра «Пазлы»

Ребенок берет по одной детали после повторения речевого материала.

Фотография 11

Все выше предложенные игры могут выполняться как в подгруппе, так и индивидуально.

Речевой материал может быть любой: слоги, чистоговорки, скороговорки. Задание – определить первый звук в слове и прочий любой речевой материал, который необходимо отработать на данном этапе автоматизации.

Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами), так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Выше представленные игры предлагаются детям после полного закрепления артикуляционного уклада и направлены на автоматизацию поставленного звука без зрительного контроля за артикуляцией, а также на развитие и совершенствование мелкой моторики, конструктивной деятельности, соотнесение частей и целого предмета и на облегчение и стимулирование процесса автоматизации звуков.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.