Рубрики
Воспитательная работа

Воспитание гражданственности в условиях многонациональной среды общеобразовательной организации

В современном обществе ярко проявляется процесс интеграции. В нашем районе многие образовательные организации уже решают сложные задачи адаптации учащихся к жизни в школе в условиях многонациональной среды.

0
Кропотка М.С.,
учитель начальных классов, высшая категория
МАОУ г. Мирного Республики Саха (Якутия) «СОШ № 8 с углубленным изучением технологического профиля»
Макартычан И.В.,
учитель музыки, высшая категория
МБОУ г. Мирного Республики Саха (Якутия) «Политехнический лицей».
irina74irina@mail.ru

В современном обществе ярко проявляется процесс интеграции. В нашем районе многие образовательные организации уже решают сложные задачи адаптации учащихся к жизни в школе в условиях многонациональной среды.

В работе наших школ уделяется внимание для полноценного развития подрастающего поколения, в сфере духовно-нравственного образования, где формируются его гражданское и патриотическое сознание на основе межнациональной толерантности. Это особенно актуально для школы № 8, так как в общеобразовательной школе из 524 учащихся 297 учащихся – дети разных национальностей.

На протяжении многих лет проблема совместного обучения и воспитания детей разных национальностей в школе решается и обсуждается на разных уровнях. Формирование межличностных отношений мы рассматриваем как отношения между обучающимися, родителями и педагогами. Данные отношения осуществляются за счет интеграции личности школьников в основу культуры русского народа и его духовных традиций. Понимая, что нельзя стать россиянами, не укоренившись в этих этнических традициях. Знакомясь с традициями разных народов России, мы строим воспитательную работу, основываясь на взаимоуважении к другим культурным и нравственным ценностям. В воспитании россиянина-гражданина и патриота особо важная роль принадлежит школе.

Фотография 1

В школах разработаны программы гражданско-патриотического воспитания: работают клубы «Патриот»; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – реализуется программа «В семье единой».

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. В наших школах проводятся мероприятия, на которых школьники, разных национальностей знакомятся с народными традициями, праздниками разных народов, тем самым мы сохраняем самобытность русского народа.

Фотография 2

В школах стали традиционными такие мероприятия, как: дискуссионный круглый стол «Я – гражданин многонациональной страны», конкурс сочинений «Я и мы», выставка рисунков «Моя родословная», участие в районном конкурсе «Моя малая Родина», проведение классных часов о символике Республики Саха (Якутии), Российской Федерации и посвященные Дню Конституции РФ, декада «Игры народов мира», ярмарка «Кухня народов России», в 4 классе ребята знакомятся с таким предметом как «Основы религиозных культур и светской этики», который знакомит учащихся с основами различных мировоззрений, опираясь на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Гражданственность – нравственная позиция, которая выражается в проявлении чувства долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств ее права и интересы. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

На уроках истории, обществознания детям объясняют, что Россия представляет собой единое государство, единый народ, скрепленный общими ценностями, общностью исторической судьбы. Материалы, изучаемые на этих уроках, находят практическое отражение во внеклассных мероприятиях по темам «День народного единства», делах, посвященных Дням Памяти и Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., акции «Бессмертный полк», уважении и почитании старшего поколения, гордости за нашу Армию. В школах с нетерпением ожидают смотр песни и строя, дети сами выбирают полюбившие им военные песни.

Всестороннему развитию личности способствуют экскурсии в музеи: краеведческий, историко-производственный АК «АЛРОСА», кимберлитов. Наши школьники совершают экскурсии в ботанический сад, походы на автобусе в природный парк «Живые алмазы Якутии» (Аан Айылгы).

Русский язык это один из богатейших языков мира, и обучающиеся учатся видеть, чувствовать и ценить его красоту не только на уроках русского языка, литературы, но и  с удовольствием участвуют в НПК «Шаг в будущее», в неделе русского языка, посещают с интересом встречи с нашими писателями, художниками, музыкантами.

Фотография 3

Воспитательную систему наших школ мы называем «Школа – наш дом», а значит, по праву можем называться единой многонациональной семьей педагогов, родителей и учащихся. В семье передают из поколения в поколения духовные, отечественные культурные и национальные традиции. Родина начинается для ребенка с семьи. В кризисных ситуациях истории нашего государства, русского человека спасали твердая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались именно в семье. Поэтому в формировании гражданина России мы неразрывно взаимодействуем с семьями.

Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Это праздники – День матери РС (Я) и РФ, «Папа, мама, я – спортивная семья», Новый год и др., – демонстрируют любовь к матери, уважение и почитание старших, тепло семейных традиций.

Забота о здоровье учащихся, их общение с природой не остаются без внимания школ. Прежде всего, это интересный, активный летний отдых: каждое лето большинство учащихся отдыхают на школьных летних оздоровительных площадках, где наравне с педагогами, дети участвуют в спортивных конкурсах – соревнованиях.

Такие мероприятия очень важны, так как они воспитывают чувство национальной гордости, собственного достоинства, защищенности, социальной активности, способствуют ощущению комфортности в многонациональной школьной семье, желанию жить в мире, согласии, терпимости и гармонии.

Одна из главных задач воспитания на данном этапе – это воспитание гражданина общества, который ставит во главе своих приоритетов такие задачи, как вера и надежда в будущее своей великой Родины. Укрепляет их сознание, понимание, что Россия – многонациональная страна, и то, что в классе учатся дети разных национальностей, – тем самым оказывает, в общем, положительное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре других народов, а живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность проявить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым и сохранить такое отношение ко всем народам.

Очень важно, чтобы наши дети стали достойными гражданами своей страны, любящими свою Родину, чтобы они росли неравнодушными, ответственными и милосердными людьми, которые не пройдут мимо чьих-то бед и несчастий, будут радоваться успехам других людей, делать все, чтобы в нашем обществе царила обстановка доброжелательности и взаимопомощи.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0