Рубрики
Дошкольное образование

Родительский клуб как эффективное средство социокультурного образования дошкольников

Мы живем в эпоху перемен, время стремительно летит вперед и требует от человека динамичного и успешного включения в перманентно изменяющиеся условия жизни. Причем успешность реагирования и вовлеченность в новое уже необходима совсем маленькому человеку – дошкольнику.

0
Резничук Людмила Викторовна,
воспитатель ДО № 3
ГБОУ г. Москвы «Московский культурологический лицей № 1310»,
reznichyk@rambler.ru

Мы живем в эпоху перемен, время стремительно летит вперед и требует от человека динамичного и успешного включения в перманентно изменяющиеся условия жизни. Причем успешность реагирования и вовлеченность в новое уже необходима совсем маленькому человеку – дошкольнику.

Модернизация системы дошкольного образования, как определено Конвенцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия россиян и безопасности страны.

Дошкольный возраст – это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. При сохранении самоценности и самобытности этого периода, образовательная траектория личности ребенка в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование социокультурной компетентности. В дошкольном возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, формируются основы социальной позиции, ценностное отношение к собственному здоровью, элементы гражданской позиции. Окружающие ребенка взрослые задают вектор вхождения в социокультурную реальность. Движущей силой социокультурного развития ребенка-дошкольника является не механическое присвоение социокультурного опыта, а проживаемое индивидуально становление собственного микрокосмоса, в том числе и социокультурного. В силу возраста и малого опыта ребенок не может самостоятельно вычленить те аспекты жизненного пути, которые впоследствии станут его жизненными ориентирами, это происходит в процессе особого взаимодействия со взрослыми. Именно поэтому задача развития ребенка-дошкольника 9с одной стороны, как социального субъекта, то есть человека, способного занять свое место в обществе, с другой – как субъекта культуры, в широком смысле – присваивающего культурные достижения человечества и преобразующего эти достижения в собственной деятельности) является очень сложной и чрезвычайно актуальной.

Наше дошкольное образовательное учреждение появилось на образовательной карте города относительно недавно: наш детский сад – новостройка принял дошкольников в 2012 году. Создание атмосферы камерности, домашнего тепла и уюта стало нашей визитной карточкой. К большому сожалению, современный институт семьи уделяет недостаточно внимания воспитанию, обучению и социокультрному развитию детей, поэтому нуждается в помощи специалистов.

Процесс социализации ребенка основан на традиции, поэтому мы сконцентрировались на создании собственных традиций. Одной из наиболее значимых традиций нашего детского сада, с нашей точки зрения, является создание родительского клуба «Созвездие», который родился в 2013 году. Помещение нашего детского сада рассчитано на 5 групп, все сотрудники знают всех детей и всех родителей, эта пространственная особенность сама подтолкнула нас к еще большему сплочению нашей большой семьи. Родительский клуб рождается в той социальной реальности, которая обладает педагогами-сподвижниками, прежде всего, близким по мировоззренческим позициям и широким философским взглядам ядром родительской общественности, способном увлечь за собой других родителей.

Цель создания родительского клуба

План работы родительского клуба рождается исходя из образовательных потребностей детей и родителей. Надо отметить высокую мобильность мероприятий, включенных в план, тема мероприятий может меняться при необходимости, в анализе работы за учебный год указывается причина изменений, их обоснование. Мероприятие, которое остается неизменным – это единая для всего детского сада годовая проектная деятельность.

По нашему мнению, социокультурное развитие детей может успешно осуществляться именно в социально-культурной деятельности, которая способствует приобщению ребенка к культуре и культурным ценностям общества. Поэтому мы в работе родительского клуба уделили особое внимание организации культурной среды и культурного досуга. Мы пробовали различные формы организации работы клуба: круглые столы по темам, предложенным родителями (анализировалось анкетирование по различным проблемам), семинары-тренинги родительской компетентности, мастер-классы для родителей, совместные праздники и развлечения, но наиболее успешным мы считаем музейное направление.

Чтобы сформировать у ребенка целостное представление об окружающем мире, необходим социокультурно оправданный подход к изучению места, района, города, страны, где проживает ребенок. Показать дошкольнику всю красоту сложившейся системы жизни России. Необходимо ввести ребенка в мир объектов культурного наследия, представленного произведениями искусства: скульптуры, живописи, прикладного искусства, народных промыслов.

Эффективность работы по формированию социокультурных компетенций ребенка – дошкольника возрастает во много раз, если аккумулированы усилия всех значимых для ребенка людей: родителей, педагогов. За период жизни нашего клуба, дети с родителями, во главе с педагогами посетили множество значимых, с точки зрения социокультурного образования дошкольников.

За время нашей работы мы разработали алгоритм работы музейного направления родительского клуба «Созвездие»:

1. Периодичность посещения музея для одной возрастной группы не превышает 3–4 раза в учебный год. Мы работаем по данному направлению с детьми, начиная с 4 лет. Для каждого возраста мы предлагаем свои экскурсии, в соответствии с возможностями детского восприятия. Продолжительность занятия – 45–50 минут, при наличии интерактивного компонента можно продлить до 60 минут.

2. Обеспечение предварительного психологического настроя детей на восприятие содержания экскурсии. Эта работа включает в себя предварительную беседу с детьми о том месте, куда мы направимся, демонстрацию иллюстративных, фотоматериалов, создание элементов сюрпризности, таинства. С детьми старшего дошкольного возраста предварительная работа направлена на расширение и углубление уже имеющихся по данной теме знаний. С детьми среднего дошкольного возраста необходимо накопление информации о тех объектах, которые они увидят в музее. Особого внимания заслуживает работа с родителями – членами клуба. От их понимания важности проводимых мероприятий зависит восприятие музея ребенком. Проводится рекламно- просветительская беседа с родителями, где основным компонентом является заинтересованность самого педагога и его авторитет в глазах родителей.

 

 

Фотографии 1–4

3. Очень важно познакомить или освежить в памяти правила поведения в музее. Данный момент приобретает особую актуальность еще и потому, что дети идут в музей с родителями и порой, в присутствии родителей, могут вести себя более свободно, что порой бывает недопустимо.

4. При предварительном посещении музея педагогом, обговаривается возрастная группа детей и возможности их восприятия музейного материала. Как правило, во многих музеях уже есть разработанные сценарии, подходящие детям дошкольного возраста. Хотелось бы отметить, что педагогу-дошкольнику бывает порой сложно добиться возможности попасть в той или иной музей, и требуется приложить много усилий для убеждения музейных работников. Но судя по той музейной карте, которая освоена нашим родительским клубом, с этой проблемой мы успешно справляемся. Очень эффективным является привлечение родителей-активистов к заказу экскурсий и работе с музеями. Родители начинают по-иному оценивать работу педагога.

5. Прибытие на место экскурсии подразумевает работу в околомузейном пространстве: рассматривание места расположения музейных ансамблей, акцентирование внимания на архитектурных особенностях зданий, на их предназначении, о тех изменениях, которые они претерпели на сегодняшний день.

6. Собственно экскурсионная программа разрабатывается работниками музея. Как правило, дошкольников активно включают в процесс восприятия музейной действительности, заинтересовывают вопросами об имеющемся опыте, связанном с воспринимаемыми объектами, включают в деятельностный интерактив.

7. Работа после посещения: беседа об увиденном, прожитом опыте ребенка, обмен впечатлениями между детьми, изобразительное творчество детей по мотивам экскурсии, изготовление поделок, вовлечение информации в сюжетно-ролевые игры детей, инициирование игровой деятельности в музей взрослыми, создание экспозиций в группе, по возможности, в группе создаются экспозиции мини-музеев по мотивам увиденного.

Хотелось бы отдельно сказать об огромной роли педагогов-энтузиастов, которые видят в работе родительского клуба выполнение своей педагогической миссии в широком понимании. От их горящих глаз, сердец зависит вовлеченность родителей в сложнейшее полотно взаимодействия в рамках родительского клуба, в рамках детского сада, в рамках всего общества.

Пусть те семена культуры, образованности, нравственности, которые получают все члены нашей большой семьи под названием детский сад – это и дети, и родители, и педагоги – не прорастут сразу, но мы надеемся на пролонгированный результат, на счастливое, благополучное, успешное поколение будущих россиян – сегодняшних наших воспитанников.

Список литературы:

1. Карнышев А.Д., Винокуров М.А. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2010.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. Спб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 2008.
3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
4. Садохин А.П. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие/ А.П. Садохин. 2-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. (Библиотека высшей школы).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.