Рубрики
Дополнительное образование

«От мечты к цели»: профориентационное занятие для обучающихся старших классов

Актуальность темы занятия: XXI век – это стремительное развитие новых технологий, а значит, появление новых профессий, в которых наши дети не всегда знают как разобраться. У школьников появляются трудности с выбором будущей профессии, на чем сделать акцент.

0
Шеленкова Елена Николаевна,
педагог-психолог школьного отделения
ГБОУ г. Москвы «Школа № 933»,
elenashelenkva@rambler.ru
Лохматова Ирина Александровна,
педагог-психолог школьного отделения
ГБОУ г. Москвы «Школа № 933»,
ilohmatova@mail.ru

 

Актуальность темы занятия: XXI век – это стремительное развитие новых технологий, а значит, появление новых профессий, в которых наши дети не всегда знают как разобраться. У школьников появляются трудности с выбором будущей профессии, на чем сделать акцент.

Ход занятия и результаты: в начале занятия внимание обучающихся акцентируется на понимании профессионального самоопределения как важной составной части личностного самоопределения, как направленность на профессиональное будущее. Также в интерактивной беседе раскрывается понятие слов «мечта» и «цель». Цель первой части – раскрыть смысл названия урока и активизировать учащихся на работу.

Вторая (основная) часть занятия направлена на формирование у обучающихся представления о своих возможностях, о возможностях выбора будущей профессии. Выбор профессии обусловлен внешними и внутренними факторами. Внимание учащихся акцентируется на том, что необходимо учитывать при выборе профессии («хочу», «могу», «надо»); какую роль в выборе профессиональной сферы играют знания своих личностных качеств.

В заключительной части обучающиеся получают алгоритм планирования своих действий для достижения цели. Предполагается практическая работа.

В результате обучающиеся старших классов самостоятельно разрабатывают поэтапные шаги для более эффективного достижения – цели (получение выбранной профессии), повышают уверенность в себе. У школьников повышается мотивация к достижению более высоких результатов в учебе.

Цель занятия: мотивация учащихся на достижение цели – получение профессии.

Задачи:

– сформировать у обучающихся представления о своих возможностях;

– дать представления о возможностях выбора будущей профессии;

– дать обучающимся алгоритм постановки цели;

– научить разрабатывать поэтапные шаги для более эффективного достижения-результата.

Оборудование:

1. Аудитория, оборудованная мультимедийными техническими средствами (компьютер, проектор, экран).

2. Место для проведения подвижной разминки.

3. Место для самостоятельной работы и записи во время практической работы.

4. Листы цветной бумаги, по 2 на каждого участника.

5. Таблицы для заполнения, чистые листы, ручки.

Ход работы

1. Разминка-юморинка

Цель: введение в атмосферу тренинга, положительный настрой.

Инструкция: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач – медицинский работник (врач).

Сопло – дипломатический представитель (посол).

Терка – театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля – «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр – волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор – руководитель предприятия (директор).

Старина – младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток – животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка – юридическая профессия (адвокат).

Травинка – продавец старины (антиквар).

Альков – мастер ручной ковки (коваль).

2. Активизирующая беседа «От мечты к цели»

Цель: раскрыть смысл названия тренинга и активизировать учащихся на работу.

На слайде – толкование слов «мечта» и «цель»

Мечта – это…

а) …мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего.

б) …предмет желаний и стремлений. (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

Цель – представляемый, или мыслимый, результат деятельности. ( Энциклопедический словарь)

Обучающимся предлагается обсудить, чем похожи и чем отличаются эти понятия. Результатом беседы должно быть то, что оба понятия означают какое-либо сильное желание получить что-то. Но в понятии цель есть побуждение к деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что вполне реально, чтобы мечта стала целью, необходимо только правильно распланировать действия для достижения этой «цели-мечты».

3. Беседа «Хочу-Могу-Надо»

Цель: сформировать у обучающихся представления о своих возможностях, дать представления о возможностях выбора будущей профессии.

Ошибки при выборе профессии

Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше.

– Перед тем как выяснить, каковы ваши способности и склонности и определить, как они связаны с различными видами деятельности.

– Предлагаем вам познакомится с распространенными ошибками при выборе профессии.

Диагностическая методика «Мои способности и будущая профессия»

Правила выбора профессии (слайд «Хочу-Могу-Надо»):

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Начнем мы нашу работу с методики «Мои способности и будущая профессия».

Инструкция:

Перед вами 2 таблицы.

Сначала заполним 1 таблицу:

– В первом столбце запишите 5 своих способностей, которые у вас развиты больше всего.

– Во втором столбце запишите 5 своих способностей, которые наименее у вас развиты.

– В третьем – те способности, которые вы можете и хотите у себя развить.

Теперь заполним 2 таблицу:

– В первом столбце запишите профессии, которые вы можете себе выбрать (от одной до пяти).

– Во втором столбце запишите профессии, которые вы не можете себе выбрать по разным причинам (от одной до пяти).

– В третьем – те 5 профессий, которые вам нравятся.

Таблица № 1 «Оценка способностей»

№ п/п Способности, развитые лучше всего Способности, наименее развитые Способности, которые я могу и хочу развить у себя
1
2
3
4
5

Таблица № 2 «Оценка профессий»

№ п/п Профессии, которые я могу выбрать Профессии, которые я не могу выбрать Профессии, которые мне нравятся
1
2
3
4
5

Обработка результатов

Посмотрим на 1 таблицу. Первый и второй столбцы – это ваша оценка своих способностей. Третий столбец – это цели, которые вы ставите пред собой. Посмотрите, как соотносится у вас оценка способностей и цели, подумайте, что надо сделать, чтобы достичь своей цели.

Проанализируйте вторую таблицу. Первые два столбца говорят о вашей самооценке в сфере выбора профессии. Третий столбец содержит перечень привлекательных для вас профессий. Посмотрите, как соотносятся выбираемые вами профессии, нравящиеся вам профессии. Есть ли совпадения? Если да, это говорит о том, что вы уже определились в выборе профессии. Теперь надо подумать, как лучше к ней подготовиться.

Теперь сравните содержание первой и второй таблиц. Это поможет вам понять, соответствует ли твой выбор самооценке способностей и притязаниям.

Если то, что написано в первом и третьем столбцах первой таблицы, может быть реализовано в профессиях, записанных в первом столбце второй таблицы, это говорит об адекватности вашей самооценки и выбора будущей профессии.

Если те способности, которые развиты у вас плохо, необходимы для профессий, которые вам нравятся, подумайте, как развить эти способности. Этот пункт обязательно должен быть в вашем «плане достижения цели», но об этом немного позже, после разминки, которая даст нам положительный настрой.

5. Игра «Новые слова»

Цель: переход к следующему упражнению, снятие напряжения, вызвать интерес к изучению рынка новых профессий.

Инструкция:

За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Контент-менеджер – …

а) консультант по туризму;

б) работает с интернет-сайтами;

в) занимается транспортировкой товаров на разные континенты.

Комментарий. Контент-менеджер – это человек, который наполняет сайты материалами (контентом): статьями, новостями, фотографиями.

2. Event-менеджер – …

а) переводчик технических текстов;

б) занимается организацией мероприятий;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Event-менеджер – занимается полной организацией различных праздников, корпоративов для частных лиц или групп людей на заказ.

3. Тьютор – …

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) создает имидж звезд;

в) помогает учиться.

Комментарий. Тьютор (англ. tutor – наставник) – исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья/

Сейчас появляется масса новых профессий, о которых многие даже еще не слышали, но для успешной карьеры в будущем всегда нужно быть в курсе происходящего. Не ленитесь, будьте в курсе событий!

6. Учимся планировать

Цель: мотивация учащихся на выполнение действий для получения результата.

План – это заранее намеченный порядок, цепочка, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы выполнить определенное задание или достичь поставленную цель деятельности. (Слайд)

Давайте попробуем составить план достижения цели. В рамках нашего тренинга это будут пошаговые действия для получения выбранной профессии.

Для этого, пожалуйста, возьмите маленькие листочки и запишите на них ответы на следующие вопросы.

1. Цель. (Какую профессию я хочу получить, какая профессия мне интересна?)

2. Какими способностями я уже обладаю для получения профессии?

3. Какие способности мне необходимо развить?

4. Когда я готов начать этот процесс?

5. Что я должен конкретно для этого сделать?

– ежедневно;

– еженедельно;

– в течении нескольких лет;

6. Кто и что мне может помочь?

7. Как (где) я буду фиксировать положительные результаты?

8. Как я узнаю о том, что достиг желаемого?

7. Творческая работа «Пирамида» (оригами)

Цель: подведение итогов работы, снятие эмоционального напряжения, мотивация к дальнейшему развитию.

В завершение нашего тренинга предлагаем вам сделать своими руками пирамиду. Пирамида – это символ стремления вверх, достижения цели. Пирамиду мы будем делать в технике оригами. Такой выбор был не случайным. Главное в технике оригами аккуратное, точное и последовательное выполнение определенных действий, точно также как и в действиях для достижения вашей «мечты-цели».

Обучающиеся вместе с ведущими последовательно выполняют работу в технике оригами.

8. Итог

Теперь у каждого из вас есть символ достижения цели, есть план ее достижения. В пирамиде есть карман, в который вы можете положить ваш план, поставить на свой письменный стол или любое другое важное для вас место. Главное чтобы этот план достижения цели был всегда у вас перед глазами. Вы сможете следовать ему, возможно, корректировать в процессе работы над достижением цели.

И у вас все обязательно получится! Успехов!

Презентация к статье – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2008.
2. Психология. Учебное пособие IX класс. Под ред. И.В. Дубровиной, М.–Воронеж, 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0