Рубрики
Дошкольное образование

Описание двух опытов по экологическому воспитанию в детском саду

Все мы знаем, что человек должен воспринимать природу как что-то прекрасное и хрупкое. Природа нуждается в защите и заботе. Ребенок уже в дошкольном возрасте понимает простые истины: «нельзя рвать», «не топчи», «не мусори». Нужно знакомить ребенка с конкретной природой конкретного района. Экологическое воспитание – это не просто призывы «нельзя рвать, нельзя мусорить», а объяснения, почему нельзя рвать и мусорить. Оно должно осуществляться в комплексе, как в ДОУ, так и в семье.

0
Саъдиева Анастасия Юрьевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1034»,
ezzzik33@gmail.com

Все мы знаем, что человек должен воспринимать природу как что-то прекрасное и хрупкое. Природа нуждается в защите и заботе. Ребенок уже в дошкольном возрасте понимает простые истины: «нельзя рвать», «не топчи», «не мусори». Нужно знакомить ребенка с конкретной природой конкретного района. Экологическое воспитание – это не просто призывы «нельзя рвать, нельзя мусорить», а объяснения, почему нельзя рвать и мусорить. Оно должно осуществляться в комплексе, как в ДОУ, так и в семье.

Как известно, в ДОУ необходимо иметь «экологические пространства». Это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Проект 1

Хочу описать свой опыт по созданию традиционного огорода в самом неприглядном уголке на территории детского сада. Началось все в феврале. Так как в это время идет вторая волна гриппа и ОРВИ, нужно было усилить действия по профилактике в группе. Было найдено решение – устроить «огород на подоконнике». Ребята охотно принимали участие в посадке лука-сивок и в течение двух недель ухаживали за растениями: рыхлили почву, наблюдали за ростками, поливали и опрыскивали их. Но мы на этом не остановились…

Фотография 1

В мае было принято решение сделать небольшой огород в виде эксперимента на территории ДОУ. Детям подготовительной группы эта идея очень понравилась.

Цель: расширить кругозор детей в мире растений и их пользе для человека.

Задачи:

1. обогатить знаниями о свойствах растениях и их росте;

2. развивать познавательный интерес к уходу за растениями;

3. воспитывать бережливое отношение к растениям как к полезным, так и сорным (вторичное использование);

4. формировать элементарные навыки по уходу за растениями в естественной среде.

Ход проектной работы

1. В марте-апреле дети познакомились во второй половине дня с разными тематическими презентациями: «Лекарственный огород», «Польза сорняков во вторичном производстве», «Вкусные корнеплоды».

2. Была высажена рассада благородных культур. Был обеспечен уход за ними.

 Фотография 2

3. В конце апреля мы определились совместно с детьми с выбором семян для прямой посадки в грунт.

4. И вот настал долгожданный момент, и мы вышли к нашим грядкам. Тематическая беседа о составе почвы: о песке, земле, перегное и дренаже для растений.

Фотография 3

5. Высадка растений, семян и уход за ними в течении 2-х месяцев.

Фотография 4

6. Сбор урожая и сравнение с картинками на пачках семян.

Фотография 5

Коллеги, сильных физических, материальных затрат мы на себе не ощутили, а вот детской радости и продуктивной деятельности получили целый букет!

Второй опыт по экологическому воспитанию традиционно проходит в средней и (или) в старшей группе.

В младшем и среднем возрасте ДОУ при проектной деятельности акценты расставляются на проблемную ситуацию при помощи воспитателя. Воспитатель активизирует желания искать пути разрешения проблемы с помощью совместных действий, формирует начальные предпосылки поисковой деятельности при помощи практических опытов.

Экологическое сознание дошкольника формируется лишь в процессе деятельности, а деятельность должна носить игровой характер.

Проект 2. «Снег – это что такое?»

Снег – признак настоящей зимы. Он образуется при замерзании маленьких дождевых капель. Дети лепят из него снежные постройки, играют им в снежки. Толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух, и сохраняет в глубине почвы положительную температуру. Но из года в год дети пытаются удовлетворить свое желание попробовать его на вкус.

Проблема: Почему нельзя есть снег?

Участники проекта: дети 3–5 лет, воспитатель Саъдиева А.Ю., родители.

Срок выполнения: месяц январь.

Цель проекта: расширить знания детей о снеге.

Задачи проекта:

1. Научить детей внимательно относиться к снежному покрову.

2. Раскрыть особенности и свойства снега.

3. Формировать желания расширять знания о воде в природе и открывать новое  опытным путём.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

5. Привлекать родителей к совместной познавательной с детьми деятельности по заданию педагога.

Гипотеза: дети поймут, что снег не целесообразно есть, так как он не достаточно чист в черте города и не пригоден в пищу.

Оборудование для экспериментов: гуашь, вода, талая вода, снег, емкости разного объема, лупы, разноцветные «стеклышки» (пластмассовые), игрушка на руку «Квака», пробирки, пластмассовые  прозрачные стаканы, ложки ,природный материал, полоски цветной бумаги, пластилиновые шарики, пластмассовые шарики, любимое лакомство Кваки – (резиновое) насекомое.

План проекта

1. Тематические беседы о воде и снеге с использованием наглядного материала.

Фотография 6

2. Заучивание стихов о снеге А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и «Снежок» З. Александрова. Чтение литературы: Братья Гримм «Бабушка Вьюга», «Снегурочка» в обр. А. Афанасьева.

3. Опыты со снегом на улице: снежные постройки, раскрашивание; игры в снежки.

Фотография 7

4. Совместная с родителями деятельность детей по использованию снега на прогулках. Отчет в фотовыставке.

Фотография 8

5. Экспериментальная работа с Квакой в группе.

 

 

Фотографии 9–12

6. Анализ проделанной работы, подведение итогов. Презентация проекта родителям.

Итоги: цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

Список литературы:

1. Большая Новогодняя книга. М.: РОСМЭН, 2016.
2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы-М.:МарТ,2004.-352с.
3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.:Мозайка-Синтез,2012.-112с.
4. Что такое снег, как образуются снежинки? Почему снег скрипит под ногами // Детская энциклопедия «Хочу все знать». [Электронный ресурс]. URL: http://ya-uznayu.ru/priroda/261-chto-takoe-sneg-pochemy-sneg-skripit-pod-nogami.html (дата обращения: 30.01.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.