Рубрики
Дошкольное образование

Роль подвижной игры на прогулке с детьми дошкольного возраста

Игра является основной деятельностью, которой принадлежит главная роль в формировании личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Играя, дети познают мир. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

0

Мельникова Анна Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
anuta.81007@mail.ru

Игра является основной деятельностью, которой принадлежит главная роль в формировании личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Играя, дети познают мир. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В формировании разносторонне развитой и гармоничной личности ребенка важнейшее место отводится подвижным играм, где все играющие вовлекаются в сюжет и активные действия, которые обусловлены правилами. Подвижная игра является основным средством и методом физического воспитания и оказывает укрепляющее действие на организм детей, способствуя приливу бодрости и хорошего настроения. Недаром в народе говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство, ведь без движений ребенок не может вырасти здоровым, так как движение есть важное средство воспитания. Подвижные игры с ребятами на свежем воздухе имеют оздоровительное значение и играют огромную роль в укреплении иммунитета дошкольников.

Хочется отметить, что подвижные игры играют огромную роль и в воспитании нравственных качеств у ребят. Дети учатся играть дружно, тем самым воспитывается чувство коллективизма. У каждой игры есть правила, и ребята им подчиняются, контролируя свое поведение. Подвижная игра учит честности, справедливости, дисциплинированности  и товариществу. Возьмем, к примеру, подвижную игру «Мы – веселые ребята». Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки тоже проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями стоит «ловишка». Он назначается воспитателем, а, если дети постарше, то могут выбрать «ловишку» сами, что уже говорит о доверии или методом считалочки. Дети хором произносят:

«Мы – веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!»

После слова «лови» дети дружно перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» догоняет бегущих и ловит их. Тот, до кого «ловишка» сумеет дотронуться прежде, чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После нескольких перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый «ловишка». Если после 2–3 перебежек он никого не поймал, выбирается новый «ловишка»! Дети учатся действовать в коллективе, подчиняются правилам, не толкать друг друга. Подвижная игра «Мы – веселые ребята» способствует укреплению эмоциональных контактов между ребятами. Играя, дети усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чьей-то неловкостью, потому что так может случиться с каждым.

Фотография 1

В процессе подвижных игр активизируются память, внимание, мышление, воображение. В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств». Это говорит о том, что роль подвижных игр велика и в умственном воспитании ребенка. Здесь можно рассмотреть игру «Остановись возле снежка». Эта подвижная игра развивает внимание у дошкольников. На площадке раскладываются снежки. Их должно быть на один меньше, чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый должен остановиться возле снежка. И у снежка должен стоять только один ребенок. Тот, кто не нашел себе снежка, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель.

Фотография 2

Подвижные игры играют огромную роль в развитии физических качеств детей. Как важно малышу быть ловким и быстрым, метким и сильным. Замечательная игра «Не задень!», в которую очень любят играть дошкольники. Эта игра на развитие ловкости движений. На площадке раскладываются снежные комки в шахматном порядке (зимой), кегли (летом). Дети стоят у одной линии по одну сторону площадки. По сигналу ребята бегут из одного конца площадки в другой, оббегая и не задевая, комки (кегли).

Фотография 3

Во время подвижных игр совершенствуется и эстетическое восприятие мира. Ребята познают красоту движений и их образность, развивают чувство ритма. Играя, дети познают себя, свое тело, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. Дети познают окружающий мир? не только воспринимая его, но и активно действуя в нем. «Пусть поезд, – писала Н.К. Крупская, – на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения». Эстетическое восприятие тесно связано с чувствами и переживаниями, чему мы учи детей во время подвижных игр. Подвижные игры оказывают сильное впечатление на дошкольников, сохраняются долго в памяти детей и служат важным средством в эстетическом восприятии ребят.

Огромную роль играют подвижные игры и в трудовом воспитании дошкольников. В процессе игры дети изготавливают атрибуты, самостоятельно располагают и убирают их, при этом совершенствуя свои двигательные навыки для трудовой деятельности. «Лучшие поварята» – эта игра осень нравится ребятам. Они с удовольствием лепят пироги и украшают их. Зимой дети могут строить из снега, а летом можно «печь пироги» из песка.

Фотография 4

Таким образом, можно сделать вывод, что подвижные игры играют огромную роль в воспитании всесторонне развитой личности.

Список литературы:

1. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 27 лет, 2008.
2. Детские подвижные игры / под ред. Е.В. Конеевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / под редакцией Л.В. Руссковой. М.: Просвещение, 1986.
4. Симонова Е.А. Творчество в подвижной игре, 2012.
5. Чокотов Е.Н., Фадеев О.В. Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности, 2012.
6. Физическое воспитание и развитие дошкольников / под редакцией С.О. Филиповой, 2007.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.