Рубрики
Литература

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Сопоставление произведений русских поэтов с предложенным текстом в заданном тематическом направлении

Опыт подготовки к выполнению задания № 16 ЕГЭ по литературе позволяет сделать вывод: обучающиеся испытывают затруднения при подборе стихов русских поэтов по заданной тематике. Вместе с выпускниками был разработан тематический список лирических произведений. В него вошли стихи, соответствующие их возрастным особенностям. Обучающиеся способны их прочувствовать, заучить наизусть строфы и строки, перевести в свой понятийный план. Также необходимо напомнить, что при выполнении этого задания не требуется полного анализа стихотворения.

0
Галкина Валентина Кузьминична,
учитель русского языка и литературы СП № 4
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1015»,
val.galk@yandex.ru

Опыт подготовки к выполнению задания № 16 ЕГЭ по литературе позволяет сделать вывод: обучающиеся испытывают затруднения при подборе стихов русских поэтов по заданной тематике. Вместе с выпускниками был разработан тематический список лирических произведений. В него вошли стихи, соответствующие их возрастным особенностям. Обучающиеся способны их прочувствовать, заучить наизусть строфы и строки, перевести в свой понятийный план. Также необходимо напомнить, что при выполнении этого задания не требуется полного анализа стихотворения.

1. Тема Родины

А.А. Блок «Россия»

Стихотворение А. Блока «Россия» пронизано щемящим чувством любви к Родине. Он любит ее в любом обличье. Чувство боли вызывают «расхлябанные колеи», «серые избы». Россия пронизана гулом ветра, который автор называет песней. Краса у нее особенная – разбойная. В этих словах мы ощущаем удаль русского характера. Блок сравнивает Родину с женщиной, которая наделена русской красотой. «Плат узорный до бровей» придает этому образу еще больше таинственности. Красота эта неброская, но притягательная, как и простая русская природа с могучими лесами и обширными полями. Россия показана в движении. Что ждет ее – никто не знает. Путь ее труден. Но поэт верит в лучшее будущее Родины.

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев оценивает Россию не разумом, а сердцем. Ее нельзя описать по определенному шаблону: «Аршином общим не измерить». Она горделиво покоится, у нее «особенная стать». По определению С.И. Ожегова, стать – это характер, внутренняя сила. Тютчев подчеркивает это в своем стихотворении, и у нас еще больше укрепляется вера в Россию.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

М.Ю. Лермонтов«Родина»

В начале стихотворения Лермонтов как будто предупреждает читателя о том, чтобы он не ждал традиционного выражения любви к Родине, которую декларировал министр просвещения Уваров. По его мнению, патриотизм – это любовь к православию и самодержавию. Свою же любовь поэт называет «странной». Она выше сознания: «Но я люблю – за что, не знаю сам». М.Ю. Лермонтов любит в Родине простоту, неяркие обыденные картины природы и окружающей действительности: обоз, ночующий в степи, чету берез, избу. Ему милы даже пляски пьяных мужичков.

2. Назначение поэта и поэзии

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

Н.А. Некрасов в этом стихотворении излагает, каким должен быть поэт и о чем он обязан писать. В трудное для Родины время поэт не должен оставаться в стороне. Дарованье, сила и меткость слова – вот оружие поэта. Стыдно в годину горя воспевать любовь и красоту природы. Поэт – это, прежде всего, гражданин, «отечества родного сын»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Не может сын глядеть спокойно

 На горе матери родной,

 Не будет гражданин достойный

 К отчизне холоден душой…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди, и гибни безупречно.

Умрешь не даром, дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Г.Р. Державин «На птичку»

Это стихотворение носит аллегорический характер. Поэт – это «птичка голосиста». И главным условием его творчества является свобода. Птичка в неволе не поет, а пищит. Так и к несвободному поэту не придет вдохновенье. Он обречен писать на заказ, а это для настоящего поэта смерти подобно:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В.В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Поэт бросает вызов  солнцу. Он обвиняет его в безделье и  изнеженности:

Дармоед!

занежен в облаках ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце утешает поэта, рассказывая ему о том, что светить тоже непросто. Но, если такой талант дан, нужно идти и светить. Свой труд солнце сравнивает с деятельностью поэта. По его мнению, он должен лить солнце стихами. И тогда исчезнут «стена теней», «ночей тюрьма»:

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами.

После разговора настроение поэта меняется, «день трезвонится». Он определяет назначение поэтического творчества: до последних дней светить всегда и везде.

А.С. Пушкин «Пророк»

По мнению Пушкина, поэт – это пророк, посредник между Богом и человеком. Ему даны слух, зрение, мудрость, трепетное сердце, но без духовного наполнения они бесполезны: «Как труп в пустыне я лежал». Поэт должен услышать голос Бога, исполниться его волей и словами любви жечь сердца людей:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А.С. Пушкин «Памятник»

В стихотворении «Памятник» Пушкин определяет назначение своей поэзии – «чувства добрые лирой» пробуждать. Добрые чувства – это любовь, дружба, творчество. В жестокие времена поэт должен прославлять свободу. Его муза послушна велению Бога. Его воля – нести людям любовь, милость к падшим призывать. Поэт не должен ждать награды за свой труд, таить обиды на непонимание толпы. И тогда он долго будет любезен народу и памятник из его стихов вознесётся выше Александрийского столпа:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

3. Библейские мотивы

А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…»

Это стихотворение восходит к Евангелию от Матфея – к притче о Сеятеле. Об этом говорит эпиграф к стихотворению. Пушкин сравнил библейского Сеятеля с лирическим героем, который сеял семена свободы и человеческого достоинства. Но некоторые из них, как и семена Сеятеля из притчи, попали на каменистую почву. Вторые – рассеял ветер. Третьи – пустили неглубокие корни. А четвертые – смешались с терниями ложных идей. Так, с помощью библейских мотивов Пушкин показывает поэта, оказавшегося в духовном тупике.

А.С. Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Это стихотворение – переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая так необходима человеку для укрепления силы духа в преодолении земных трудностей. Она мила и лирическому герою. Эта молитва сильна тем, что даже падший напитывается от нее неведомой силой. Лирический герой молит о том, чтобы Бог оградил его от грехов празднословия, осуждения окружающих, чтобы оживил в сердце «дух смирения, терпения, любви и целомудрия». Эта молитва указывает путь для просветления, преображения и победы нал страстями.

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

В стихотворении с помощью библейских образов поэт раскрывает мотив противопоставления неба и земли. Ангел несет в объятиях молодую душу на грешную землю и поёт ей святую песню. В ней он прославляет райские сады, Бога, небесное блаженство. Земля, на которую спустилась душа, полна печали и слёз. Но и здесь она помнит ту песню, которую пел ей ангел. Душа томится по небесам. И скучные песни земли никогда не заменят звуков небес. Она оказывается жилицей двух миров и никогда не найдёт себе утешения.

4. Тайна творчества, истоки творчества

А.С. Пушкин «Осень»

В этом стихотворении Пушкин рассказывает об истоках творчества. Он пытается раскрыть тайну вдохновенья. Конечно же, это родная природа. Осень – любимое время поэта:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

В эту пору он расцветает, кипит желаниями. Поэт наслаждается редкими лучами солнца, первыми морозами, быстрой ездой на лошади. Дома его ждет огонь камелька, любимая книга и думы долгие. Все это рождает поэтические образы, которые пытаются вырваться наружу, воплотившись в слове. И какие-то неведомые силы зовут взяться за перо и бумагу, еще мгновенье, и стихи «свободно потекут».

А.А. Фет «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…»

Как рождается поэзия? На этот вопрос отвечает А.А. Фет в этом стихотворении. Тень лампы является толчком к возникновению у поэта образов, которые могут вылиться в поэтические строки. Тень помогает возникнуть калейдоскопу картин: это «зари осенней след», летящие грачи, подобные стаду. Эти образы сменяются чувством горести от разлуки с любимой. Ему вспоминаются «трепетные руки», «прекрасное лицо». Таким образом, предметы бытия рождают в поэте чувства, которые могут найти воплощение в поэтических строках.

А.А. Ахматова. Мне ни к чему одические рати…

По мнению А.А. Ахматовой, стихи могут быть написаны по строгим нормам, по которым созданы оды и элегии. Она с первых строк отказывается от таких стихов. Поэт не должен сознательно искать вдохновенья. Поэтические строки не подчиняются законам, придуманным человеком. Они растут из обыденных образов. Для многих они покажутся незначительными, непоэтическими. Это запах дегтя, желтый одуванчик у забора, лопух и лебеда. Но именно они приносят читателю радость.

5. Тончайшее состояние души

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

Это стихотворение воспроизводит сокровенные мечты поэта о гармонии, «блаженстве безгрешном», о душевном покое, «о боге великом». Душу, жилицу двух миров, ангел несет на грешную землю. Земной мир полон печали и слез. В нем звучат скучные песни. Тонкая душа помнит песни, которые ей пел ангел, неся по небу в объятиях. Это святые песни «о блаженстве безгрешных духов», о райских садах. Это единственное, что осталось от этого счастья, которое дали ей небеса.

А.А. Фет «Чудная картина»

Созерцание чудной ночи будит в лирическом герое тонкие душевные переживания. Природа великолепна и светла. В нем много слов, связанных со светом: «блестящий снег», «белая равнина», «свет небес». Но восторг от этих картин сменяется ощущением одиночества. На это чувство указывает одинокий бег далеких саней.

А.А. Фет «Еще одно забывчивое слово»

Стихотворение отражает тонкие переживания лирического героя, потому что жизнь подходит к завершению. Об этом говорят слова: «Угас весенний день». Жизнь превращается в «кладбище». В ней все страшно: «и ночь, и собственная тень». Но лирический герой надеется, что осень жизни подарит ему еще раз сладостные переживания любви. Пусть это будет слово, полувздох, душа готова вспыхнуть для этих чувств.

6. Любовь

А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Лирический герой ждет прекрасное чувство любви. И оно приходит. Он называет встречу с женщиной «чудным мгновеньем», а ее «гением чистой красоты». С самого начала стихотворения он обожествляет свою любимую. В ней «чистая красота», «небесные черты», «голос нежный». Она противопоставлена шумной суете света. Жизнь без любимой сжата до формулы «шли годы». Без любви жизнь кончилась, она потеряла вкус, радость. Пробуждение души состоялось во второй встрече. И опять пришли и вдохновенье, и слезы, и любовь. Жизнь наполнилась смыслом.

С.А. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

В этом стихотворении любимая – это явление природы, такое же, как восход, закат, снег. Она рассыпана в окружающем мире, одухотворена ею. Поэтическими метафорами, связанными с природой, поэт описывает любимую: «сноп овсяных волос», «зерна глаз», «алый сок на коже». Она похожа на розовый закат, от ее рук исходит запах меда. Любовь ушла, но вся природа напоминает о ней: поет, говорит, шепчет. Любимая и в мечтах остается чистой, свежей, прекрасной, как сама природа. Синий вечер, багряные кусты растворили ее «тонкое имя», превратив в «светлую тайну».

М.Ю. Лермонтов «Нищий»

Это стихотворение относится к любовной лирике. Оно пронизано горем и отчаянием лирического героя, потому что любимая его предала и подвергла насмешке. Он сравнивает себя с убогим нищим, просящим на паперти подаяния. Но кто-то бессердечный положил ему в руку камень. Это символизирует душевную глухоту по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи. Лирический герой трагически переживает чувство одиночества, в котором он оказался.

7. Дорога

А.А. Блок «На железной дороге»

Это стихотворение необходимо рассматривать не как рассказ о самоубийстве прекрасной молодой женщины, а с позиций дороги, по которой движется Россия. Эпитет «железный» – символ холодного, бездушного и механического века с культом технического прогресса, противостоящего живому человеку. Казалось бы, какое отношение это имеет к судьбе России? Девушка, красивая и молодая, с нереализованными мечтами, как и Россия, столкнулась с железным поездом. Бездушная машина с классовым разделением олицетворяет жизнь. Одни сидят в желтых и синих вагонах за уютными столиками и попивают коньячок, в зеленых – «плачут и поют». «Пустынные глаза вагонов», бессердечные, скользящие, – это тоже важные штрихи к жизни. Блок понял душу России и предупреждает о ее будущем: ее путь трагичен, если летящий поезд будет давить ту, что « в цветном платке».

Н.С. Гумилев «Заблудившийся трамвай»

Заблудившийся трамвай – это метафора жизненного пути поэта и каждого живущего тогда, в 1919 году, в России. Этот трамвай особенный: он мчится по маршрутам истории и бездне времен. «Где я? – звучит тревожный вопрос. – На какой географической точке? Какая историческая перспектива за окном?». Мелькают образы русской истории: казни, времена Екатерины, Медный всадник, пронзивший своим бегом столетия. И в эту общегосударственную жизнь врезается лирический сюжет: он и Машенька, живущая в доме в три окна. Это эпизод говорит нам о том, что дорога странствий для лирического героя закончилась. Он возвращается к своим корням, к истории своей Родины.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Это стихотворение написано Пушкиным после подавления восстания декабристов. Он должен отправиться в ссылку в Михайловское. Психологическое состояние лирического героя созвучно с психологическим состоянием поэта. Оно находит свое отражение в пейзажной зарисовке. Зимняя скучная дорога символизирует жизненный путь лирического героя. Этот путь скучен и холоден: «Глушь и снег…», «Только версты полосаты попадаются одне». Волнистые туманы не дают осветить дорогу путнику. Звуки колокольчика не радуют его. И только песня ямщика будит в нем чувство любви к России. В ней и «разгулье удалое», и «сердечная тоска».

8. Тема нашего века

М.Ю. Лермонтов «Дума»

Это стихотворение – размышления о поколении и веке. Перед нами предстает портрет поколения 30 годов XIXвека. Оно предало идеалы декабристов, объявивших борьбу с самодержавием и крепостничеством. Поэт иронично называет это «ошибками отцов». Представители этого поколения равнодушны к добру и злу. Трусость перед опасностями, увлечённость бесплодными науками, неспособность любить, пресыщенность привели их к преждевременной старости души и обречённости  в настоящем и будущем.

В.В. Маяковский «Адище города»

В этом стихотворении показано зарождение нового ХХ века через поэтический образ города, в котором царит трагическая атмосфера. Она передана цветом, звуком. Это чернота, разрываемая «сосущим светом» окон, фарами автомобилей и трамвая. Грохочет «железо поездов», кричит аэроплан. Все несется, движется, падает, скрежещет, угрожая всему живому: старикашке, солнцу, луне. Огромное «адище» составляют маленькие «адки». В мире нет стройности, гармонии, порядка.

В.В. Маяковский «Хорошо»

Поэму «Хорошо», написанную В.В. Маяковским в 1927 году, можно назвать картиной этой эпохи. В ней рассказывается о том, что предшествовало Великой Октябрьской революции, с какими трудностями столкнулось вновь образованное государство. В первых главах изображаются конкретные враги революции. Им противостоят героические силы тех, кто брал Зимний дворец.

Это большевики. На их примере будут воспитываться молодые строители коммунизма: их «прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды». Перед нами время, характеризующееся большим энтузиазмом. Коммунисты не жалели сил для строительства нового государства: в холодное время, вспотевшие, на пределе сил «коммунисты грузят дрова на трудовом субботнике». Это было холодное и голодное время. Но и в этих трудностях формировался советский человек. Поэт видит, что труд во имя молодого государства для него не является обузой. Для новых людей это «свободный труд» без насилия.  Поэт рядом с ними и воспевает Отечество, рожденное в бою и труде.

9. Противоречия окружающего мира

Н.А. Некрасов «Утро»

Стихотворение названо «Утро». Мы ждем описания ясного, солнечного утра, несущего надежду на лучшее. Но надежды наши не оправдываются. Деревенские и городские пейзажи не осчастливят нас, потому что пастбища, нивы и луга унылы и жалки. Мокрые галки олицетворяют незащищенность всего живого в этом мире. Человек создан для созидания, но все, что происходит вокруг, противоречит этому: пьяный крестьянин гонит уставшую клячу, в городе начинается работа. Но она не созидательная: «трудится» палач, лишая кого-то жизни, спешит домой проститутка, звенит набат, возвещая о пожаре, торгаши садятся за прилавки, чтобы обманывать покупателей. Звуковые образы подчеркивают трагичность этого мира, одновременно богатого и бедного: выстрел, скрежет лопаты по камню, грохот пушки, гогот гусей.

В.В. Маяковский «А вы могли бы?»

Противоречия мира в этом стихотворении определяются предметами. Они легко членятся на две группы. Одна состоит из слов бытовых, обиходных: «карта будня», «студень», «чешуя». Вторая – из поэтических со значением яркости: «флейта», «ноктюрн», «краска», «океан». Мы видим два мира: Я, выбирающий океан страстей, и ВЫ, живущие в мире обыденности. Я – это яркость таланта, обладатель острого зрения. Вы же со своим куцым зрением олицетворяете пошлость мира.

С.А. Есенин «Сорокоуст»

Сорокоуст – это молитва по усопшему. В этом стихотворении поэт совершает церковный обряд по уходящему миру с «красногривым жеребенком», рябиной, соломой, пропахшей мужиком, со слабой беззащитной природой. Этот мир исчезает под «конем с железным брюхом», который храпит «железной ноздрей». Природа гибнет в глухой хватке «ремней и труб», «изб древенчатый живот трясет стальная лихорадка», а люди железной цивилизации красят губы «в жестяных поцелуях». Они равнодушные потребители комфорта и сытости. Казалось бы, цивилизация должна помочь человеку стать возвышенней и человечней, но в руках невежественного и дремучего человека, оторванного от природы, она стала помощником в уничтожении всего живого.

10. Зло, беда, безысходность

А.А. Блок «Коршун»

В стихотворении Блока образ коршуна символизирует злую силу, беду. С коршуном всегда связываются отрицательные чувства. Это зло несет несчастье матери, которая олицетворяет заботу. Соединение этих двух образов (коршуна и матери) воссоздают ход истории – бесконечные народные бедствия. В стихотворении речь идет не об отдельном человеке и его беде, а о несчастной судьбе России. И нет просвета. Об этом говорят последние строки стихотворения:

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

А.А. Блок «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

Стихотворение глубоко трагическое. От него веет безысходностью и безнадежностью. Обреченность и бессмысленность существования человека передана кольцевым построением стихотворения, которое начинается и заканчивается одинаково, только в обратном порядке:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Аптека. Улица. Фонарь.

В стихотворении изображена мрачная, унылая картина, навевающая тоску. Ритм стихотворения напоминает ритм маятника, размеренный и монотонный. Это еще раз подчеркивает безнадежность и безысходность в окружающем мире.

А.С. Пушкин «Анчар»

В стихотворении А.С. Пушкин показывает, как зло проникает во все сферы человеческой жизни. Оно повсюду: в природе и в человеке. В природе – это анчар. «Древо смерти», стоящее в пустыне и накапливающее яд. К вечеру он застывает в густую смолу. Ее так много, что все живое вокруг анчара гибнет. Но и мир людей нельзя назвать гармоничным. Человек, наделенный властью, посылает покорного раба к анчару, чтобы тот принес ему яд. Раб безропотно выполнил приказ владыки: «потек в путь» и вернулся с ядом. В поведении подневольного человека мы видим безысходность и обреченность. Он стал пособником распространения зла: царь напитал стрелы ядом и отправил их в соседние земли.

11. Философские мотивы

А.С. Пушкин «Вновь я посетил»

Это стихотворение А.С. Пушкин писал за полтора года до смерти, и он тонко чувствовал приближение конца жизни. Оно представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Поэт посетил родное Михайловское. Стихотворение пронизано грустью. Печалится лирический герой, потому что многое ушло: нет любимой няни, не слышны ее шаги. А ведь она скрашивала опальные годы его жизни. Все вокруг подверглось разрушению. Скривилась мельница, которая «насилу крылья» ворочает, «плывет рыбак и тянет за собой убогий невод». Грустные чувства сменяются светлым восприятием жизни. Лирический герой утешается тем, что после его смерти жизнь не остановится, будут жить его потомки. Они пройдут мимо выросших деревьев. Поэт приветствует их: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!».

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи…»

Это стихотворение отвечает на вопрос о смысле жизни. Поэт считает, что на земле нет ничего вечного, кроме «реки времени». Она уносит и топит в забвенье «народы, царства и царей». Даже слово не вечно: оно исчезнет в жерле времени. Для Державина это непреложный закон, перед которым все равны.

С.А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»

В этом стихотворении поэт делится с читателем сокровенными чувствами об ушедшей молодости. Юность – пора свежести душевных переживаний, «буйство глаз и половодье чувств». Это «страна березового ситца», где можно бегать босиком. Но в эту страну нельзя вернуться: все прошло, «как с белых яблонь дым». Наступило время увядания. Уже не бьется сердце, «тронутое холодком», нет юношеских желаний. Стоит ли жалеть о том, что молодость прошла? Поэт отвечает на это строками:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Он не жалеет  о прошедшей молодости, не зовет ее и не плачет об утраченном.

12. Сатира

В.В. Маяковский «О дряни»

В этом стихотворении Маяковский наносит удар по мещанству. Поэт называет его мразью, сумевшей приспособиться к новым условиям, «оперенья переменив». Мещанин свил себе «уютный кабинет и спаленки». И быт его пошл и неприятен: непременная рамочка с портретом Маркса, газета «Известия», служащая подстилкой для котёнка, поющие в клетке канарейки. Лоснящиеся самодовольные чиновники озабочены лишь собственным благополучием. Они думают лишь о том, как достать галифе для себя и платье с эмблемой серпа и молота для жены, в которых они будут «фигурять» на балу в Реввоенсовете. Поэт считает, что они враги посильнее Врангеля, и призывает скорее свернуть головы этим канарейкам. А иначе коммунизм ими будет побит.

В.В. Маяковский «Нате!»

Поэт рисует сатирический образ буржуазного общества потребления. Обрюзгшие, с капустой недоеденных щей, с густыми белилами, они текут по чистому переулку, готовые взгромоздиться «на бабочку поэтиного сердца», потому что им чужда тонкость поэзии. Вещизм окутал их, замуровал, и они смотрят «устрицей из раковин вещей». Поэт сожалеет о том, что зря пытался открыть им «стихов шкатулок». Это сожаление превращается в гнев:

Я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»

Первая часть стихотворения пронизана элегическим настроением. В ней Лермонтов показывает чувство щемящей боли от потери А.С. Пушкина. Он называет его «светочем», «дивным гением». Вторая часть стихотворения – это гневное обличение того, кто стал убийцей поэта. Он хладнокровен и безжалостен. Презирает страну, в которую он прибыл «на ловлю счастья и чинов». Но Лермонтов подвергает сатирической насмешке не только того, кто «навел удар» и выстрелил, но и свет, «завистливый и душный». Он состоит из тех, кто клеветал на поэта, лицемерил перед ним. Лермонтов называет их «надменными потомками». Они – толпа, жадно стоящая у трона, «Свободы, Гения и Славы палачи». Но Лермонтов верит в торжество Божьего суда, который не «доступен звону злата». И убийце, и гонителям не уйти от возмездия.

Список литературы:

1. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Поурочные разработки. 10 класс. М.: Просвещение, 2008.
2. Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. М.: Дрофа, 2010.
3. Зинин С.А., Новикова Л.В. ЕГЭ – 2017. Литература. М.: АСТ: Астрель, 2016.
4. Сборник русской поэзии «Лирикон». [Электронный ресурс]. URL: http://liricon.ru/category/analiz-stihotvoreniya/analiz-stihotvorenij-ahmatovoj (дата обращения: 22.12.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.