Рубрики
Дошкольное образование

Методические рекомендации по проведению музыкального спектакля по мотивам сказки Дж. Родари «Чиполлино»

Система работы по ознакомлению с окружающим миром в дошкольных образовательных учреждениях предполагает достаточно большой объем материала, который должен быть усвоен дошкольниками. В соответствии с основными педагогическими принципами этот материал постепенно усложняется, закрепляются уже известные знания, обогащаются новыми представлениями. Тема осени и урожая к старшему дошкольному возрасту не нова. Многие представления детей по данной теме уже глубоки и прочно усвоены. Именно поэтому перед педагогами стоит задача актуализировать их, дополнить, создать ситуации их практического применения.

0
Тян Людмила Анатольевна,
воспитатель (Учебный корпус № 95)
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф.Орлова»,
tyanlyudmila@mail.ru
Животовская Надежда Владимировна,
воспитатель (Учебный корпус № 95)
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
pactuiiika@rambler.ru

 

Система работы по ознакомлению с окружающим миром в дошкольных образовательных учреждениях предполагает достаточно большой объем материала, который должен быть усвоен дошкольниками. В соответствии с основными педагогическими принципами этот материал постепенно усложняется, закрепляются уже известные знания, обогащаются новыми представлениями. Тема осени и урожая к старшему дошкольному возрасту не нова. Многие представления детей по данной теме уже глубоки и прочно усвоены. Именно поэтому перед педагогами стоит задача актуализировать их, дополнить, создать ситуации их практического применения.

Если приметы осени мы наблюдаем и в городских условиях, посещая парки, гуляя по улицам и т.д., то урожай и его сбор можно видеть на дачном участке, на огороде в детском саду, на картинках и т.д. Ситуаций практического применения этих знаний в современной городской жизни у детей мало.

В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является работа по экологическому воспитанию. Важно, чтобы дети освоили не только теоретические знания о природе, но и умели применить их, сделать причинно-следственные выводы самостоятельно.

Выстраивая систему работы по эти темам, мы постарались учесть и применить все выше сказанное.

Представляем вам итоговое мероприятие по темам «Урожай» и «Осень». Сценарий праздника написан по мотивам сказки Дж. Родари «Чиполлино». Основной целью данного праздника является создание радостной, эмоционально-комфортной обстановки в группе детей, актуализация знаний об осени и урожае в игровой, театрализованной форме.

Задачи, которые решаются на мероприятии6

Обучающие:

1) Учить детей выступать перед зрителями, четко проговаривая речевой материал, учитывая особенности роли и передавая их с помощью голоса и мимики.

2) Совершенствовать умение детей петь с учетом всех особенностей музыкального произведения. Следить за дыханием перед вступлением, ритмично проговаривать стихотворный материал под музыкальное сопровождение.

3) Упражнять детей в выразительно и согласованном с друг другом исполнении танцевальных движений.

Развивающие:

1) Развивать память, внимание, усидчивость, умение контролировать свое поведение.

2) Развивать музыкальный слух, чувство ритма, силу голоса, выразительность речи, координации движений, ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

1) Воспитывать умение детей выступать вместе с другими детьми, слушать друг друга, прикладывать усилия для достижения общей цели.

2) Воспитывать в детях стремление к взаимопомощи, уважению друг к другу.

3) Воспитывать интерес к музыкальным театрализованным постановкам, желание принимать участие в спектаклях, исполнять определенную роль. Исходя из поставленных задач и предварительной работы, можно отметить, что данный спектакль интегрирует все образовательные области:

– Познание: В ходе подготовительной работы дети уточнили и обогатили свои знания об овощах и фруктах. По темам «Осень» и «Урожай» познакомились с новыми для них художественными произведениями; поучаствовали в уборке урожая на огороде детского сада.

– Социально-коммуникативная: Во время спектакля дети выступали перед зрителями, общались между собой не выходя из роли, не взирая на личные отношения. Использовали различные средства выразительности.

– Физическая культура: Дети играли в подвижные игры, танцевали, аплодировали артистам, в целом, были достаточно активны.

– Художественно-эстетическая: Знание и понимание представленных музыкальных жанров помогало детям быстро эмоционально перестраиваться с одной сценки на другую, чередование сольного и хорового пения песен, их инсценировка, чтение слов под музыку, танцы, костюмы.

– Речевое развитие: Дети свободно обращались с текстом сценария, написанном в стихотворной форме. Использовали переклички, динамически выстроенные повторы фраз, речитативы, различного рода восклицания, выразительно и естественно меняли интонацию соответственно роли.

В целом этот музыкальный сценарий можно использовать как самостоятельную постановку сказки по мотивам Дж. Родари «Чиполлино», так и сделать его частью большой праздничной программы, дополнив тематическим материалом – стихами, музыкальными номерами по усмотрению музыкального работника.

В своей практике мы апробировали эту возможность в двух разных группах. В процессе разучивания ролей индивидуально с каждым ребенком, выяснилось, что практически все дети группы выучили текст сказки полностью на память. Конечно, это способствовало успешной реализации цели и выполнению всех поставленных задач. Сказка полюбилась и детям, и их родителям.

Оборудование и реквизит: костюмы овощей и фруктов, аудиозапись, музыкальный инструмент (для сигнала), свиток с указом Синьора Помидора, макеты банок с засоленными помидорами.

Действующие лица:

Осень – девочка.

Чиполлино – ребенок.

Синьор Помидор – ребенок.

СтражникиЛимоны – мальчики.

Репка, горох, кабачок, огурчики – мальчики.

Морковки, тыковки, вишенки, капуста, груши и др. – девочки.

Марш – аудиозапись № 1 (см. Приложение).

Под звуки марша «Огород простой – наш городок» в зал заходят дети в костюмах овощей и фруктов, радостно приветствуя гостей, рассаживаются на стульях и «засыпают»…

Вступление – аудиозапись № 2 (муз. фон для стихов спокойного характера).

(Дети играют сценку соответственно тексту.)

Фотография 1

Осень: Солнце встает! Просыпается наш огород!

В королевстве овощей и фруктов

По соседству жил горох и кабачок.

А добрейшая зеленая капуста

Вечером звала всех на чаек.

Морковка: Спорили морковки, примерялись:

У кого прическа выше всех.

Без причины тыковки смеялись,

Отовсюду слышен был их смех.

Капуста: Мир, покой царили в огороде.

Дождь веселый всходы поливал.

А под солнцем ласковым и добрым

Урожай богатый созревал!..

«Танец овощей и фруктов» – аудиозапись № 3.

 

Фотографии 2–3

(Дети танцуют, затем садятся на стульчики.)

Фотография 4

Горошек: Мир, покой царили в огороде.

И никто беды не ожидал.

Но однажды…

Звучит тема синьора Помидора – аудиозапись № 4.

(Выходит синьор Помидор со стражниками – Лимонами.)

Фотография 5

Синьор Помидор: О синьоре Помидоре все наслышаны давно.

В королевском огороде знают все меня в лицо!

1-й стражник: Осторожно, детвора!

Разбегайтесь кто куда!

2-й стражник: К вам заехал во двор

Сам синьор Помидор!

Синьор Помидор: Все слушайте и повинуйтесь!

(Разворачивает свиток с указом.)

Я зачитаю вам указ.

Отныне в нашем королевстве

Объявлен строгий, тихий час.

3-й стражник: Здесь нельзя шутить, смеяться

И даже громко говорить.

4-й стражник: А если петь и наряжаться,

В темницу можно угодить.

Синьор Помидор: Всех нарушителей порядка

Ждет наказание одно…

Стражники: Да!.. Очень, очень много соли

(Хором): Для вас давно припасено!

Синьор Помидор: Засолю, затопчу,

В море соли утоплю!

(Повторяя угрозы, синьор Помидор со свитой уходят на задний план.)

(Звучит глиссандо фортепиано.)

(В центр зала выбегают все девочки – морковки, вишенки и т.д. Начинают переговариваться.)

Фотография 6

1-й ребенок: Он решил засыпать солью

Весь зеленый огород.

2-й ребенок: Чтобы сразу уничтожить

Добрый, мирный наш народ.

3-й ребенок: Они хотят превратить нас в ябед, плакс, врунишек,

А потом засолить и уничтожить.

4-й ребенок: Давайте позовем Чиполлино!

Все дети: Чиполлино, помоги! Чиполлино, помоги!..

(С криком о помощи девочки разбегаются и садятся на свои места.)

Песня Чиполлино – аудиозапись № 5.

Фотография 7

Чиполлино: Я хочу дружить со всеми.

Горький лук лишь для врагов.

Пусть наплачется обидчик.

Защитить я всех готов.

Запретить никто не может

Нам смеяться и шутить.

Только знайте, очень важно:

Дружбой надо дорожить!

5-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,

Луковка отважная.

6-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,

Витаминно-важная.

7-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,

Ты спасешь наш огород?

8-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,

За тобой пойдет народ!

Чиполлино: Свой огород, свою семью

Я защитить от зла могу!

В обидчика пущу стрелу

Пусть горькую прольет слезу!

(Дети встают на танец.)

«Танец борьбы, слез… Победы Чиполлино» – аудиозапись № 6.

(В конце танца дети застывают в разных позах, в центр зала выходит Чиполлино.)

Чиполлино: Всех, кто с солью к нам пришел,

Мы отправим в бочку.

А в нее зальем рассол

И поставим точку!

 

Фотографии 8–9

Звучит песня – марш «Огород простой – наш городок».

(Дети перестраиваются на полукруг. Выставляют перед собой макеты банок с солеными улыбающимися помидорами.)

Торжественный марш – аудиозапись № 7.

Огород простой – наш городок.

Дружно, весело здесь живем.

Друг за друга мы встанем стеной

И невзгоды нам нипочем.

Припев:

Вместе на грядке растем.

Радуемся и поем.

Светит солнце и земля

Радуют нас, друзья!

(Дети поют и прощаются со зрителями.)

Автор музыки: Тян О.Е. г. Москва. 2013 год. Аудиозаписи – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Родари Дж. Приключения Чиполлино. (Перевод с итальянского З. Потаповой, под редакцией С. Маршака). М.: Издательство «Детская литература», 1977.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.