Система работы по ознакомлению с окружающим миром в дошкольных образовательных учреждениях предполагает достаточно большой объем материала, который должен быть усвоен дошкольниками. В соответствии с основными педагогическими принципами этот материал постепенно усложняется, закрепляются уже известные знания, обогащаются новыми представлениями. Тема осени и урожая к старшему дошкольному возрасту не нова. Многие представления детей по данной теме уже глубоки и прочно усвоены. Именно поэтому перед педагогами стоит задача актуализировать их, дополнить, создать ситуации их практического применения.
Если приметы осени мы наблюдаем и в городских условиях, посещая парки, гуляя по улицам и т.д., то урожай и его сбор можно видеть на дачном участке, на огороде в детском саду, на картинках и т.д. Ситуаций практического применения этих знаний в современной городской жизни у детей мало.
В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является работа по экологическому воспитанию. Важно, чтобы дети освоили не только теоретические знания о природе, но и умели применить их, сделать причинно-следственные выводы самостоятельно.
Выстраивая систему работы по эти темам, мы постарались учесть и применить все выше сказанное.
Представляем вам итоговое мероприятие по темам «Урожай» и «Осень». Сценарий праздника написан по мотивам сказки Дж. Родари «Чиполлино». Основной целью данного праздника является создание радостной, эмоционально-комфортной обстановки в группе детей, актуализация знаний об осени и урожае в игровой, театрализованной форме.
Задачи, которые решаются на мероприятии6
Обучающие:
1) Учить детей выступать перед зрителями, четко проговаривая речевой материал, учитывая особенности роли и передавая их с помощью голоса и мимики.
2) Совершенствовать умение детей петь с учетом всех особенностей музыкального произведения. Следить за дыханием перед вступлением, ритмично проговаривать стихотворный материал под музыкальное сопровождение.
3) Упражнять детей в выразительно и согласованном с друг другом исполнении танцевальных движений.
Развивающие:
1) Развивать память, внимание, усидчивость, умение контролировать свое поведение.
2) Развивать музыкальный слух, чувство ритма, силу голоса, выразительность речи, координации движений, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
1) Воспитывать умение детей выступать вместе с другими детьми, слушать друг друга, прикладывать усилия для достижения общей цели.
2) Воспитывать в детях стремление к взаимопомощи, уважению друг к другу.
3) Воспитывать интерес к музыкальным театрализованным постановкам, желание принимать участие в спектаклях, исполнять определенную роль. Исходя из поставленных задач и предварительной работы, можно отметить, что данный спектакль интегрирует все образовательные области:
– Познание: В ходе подготовительной работы дети уточнили и обогатили свои знания об овощах и фруктах. По темам «Осень» и «Урожай» познакомились с новыми для них художественными произведениями; поучаствовали в уборке урожая на огороде детского сада.
– Социально-коммуникативная: Во время спектакля дети выступали перед зрителями, общались между собой не выходя из роли, не взирая на личные отношения. Использовали различные средства выразительности.
– Физическая культура: Дети играли в подвижные игры, танцевали, аплодировали артистам, в целом, были достаточно активны.
– Художественно-эстетическая: Знание и понимание представленных музыкальных жанров помогало детям быстро эмоционально перестраиваться с одной сценки на другую, чередование сольного и хорового пения песен, их инсценировка, чтение слов под музыку, танцы, костюмы.
– Речевое развитие: Дети свободно обращались с текстом сценария, написанном в стихотворной форме. Использовали переклички, динамически выстроенные повторы фраз, речитативы, различного рода восклицания, выразительно и естественно меняли интонацию соответственно роли.
В целом этот музыкальный сценарий можно использовать как самостоятельную постановку сказки по мотивам Дж. Родари «Чиполлино», так и сделать его частью большой праздничной программы, дополнив тематическим материалом – стихами, музыкальными номерами по усмотрению музыкального работника.
В своей практике мы апробировали эту возможность в двух разных группах. В процессе разучивания ролей индивидуально с каждым ребенком, выяснилось, что практически все дети группы выучили текст сказки полностью на память. Конечно, это способствовало успешной реализации цели и выполнению всех поставленных задач. Сказка полюбилась и детям, и их родителям.
Оборудование и реквизит: костюмы овощей и фруктов, аудиозапись, музыкальный инструмент (для сигнала), свиток с указом Синьора Помидора, макеты банок с засоленными помидорами.
Действующие лица:
Осень – девочка.
Чиполлино – ребенок.
Синьор Помидор – ребенок.
Стражники—Лимоны – мальчики.
Репка, горох, кабачок, огурчики – мальчики.
Морковки, тыковки, вишенки, капуста, груши и др. – девочки.
Марш – аудиозапись № 1 (см. Приложение).
Под звуки марша «Огород простой – наш городок» в зал заходят дети в костюмах овощей и фруктов, радостно приветствуя гостей, рассаживаются на стульях и «засыпают»…
Вступление – аудиозапись № 2 (муз. фон для стихов спокойного характера).
(Дети играют сценку соответственно тексту.)
Фотография 1
Осень: Солнце встает! Просыпается наш огород!
В королевстве овощей и фруктов
По соседству жил горох и кабачок.
А добрейшая зеленая капуста
Вечером звала всех на чаек.
Морковка: Спорили морковки, примерялись:
У кого прическа выше всех.
Без причины тыковки смеялись,
Отовсюду слышен был их смех.
Капуста: Мир, покой царили в огороде.
Дождь веселый всходы поливал.
А под солнцем ласковым и добрым
Урожай богатый созревал!..
«Танец овощей и фруктов» – аудиозапись № 3.
Фотографии 2–3
(Дети танцуют, затем садятся на стульчики.)
Фотография 4
Горошек: Мир, покой царили в огороде.
И никто беды не ожидал.
Но однажды…
Звучит тема синьора Помидора – аудиозапись № 4.
(Выходит синьор Помидор со стражниками – Лимонами.)
Фотография 5
Синьор Помидор: О синьоре Помидоре все наслышаны давно.
В королевском огороде знают все меня в лицо!
1-й стражник: Осторожно, детвора!
Разбегайтесь кто куда!
2-й стражник: К вам заехал во двор
Сам синьор Помидор!
Синьор Помидор: Все слушайте и повинуйтесь!
(Разворачивает свиток с указом.)
Я зачитаю вам указ.
Отныне в нашем королевстве
Объявлен строгий, тихий час.
3-й стражник: Здесь нельзя шутить, смеяться
И даже громко говорить.
4-й стражник: А если петь и наряжаться,
В темницу можно угодить.
Синьор Помидор: Всех нарушителей порядка
Ждет наказание одно…
Стражники: Да!.. Очень, очень много соли
(Хором): Для вас давно припасено!
Синьор Помидор: Засолю, затопчу,
В море соли утоплю!
(Повторяя угрозы, синьор Помидор со свитой уходят на задний план.)
(Звучит глиссандо фортепиано.)
(В центр зала выбегают все девочки – морковки, вишенки и т.д. Начинают переговариваться.)
Фотография 6
1-й ребенок: Он решил засыпать солью
Весь зеленый огород.
2-й ребенок: Чтобы сразу уничтожить
Добрый, мирный наш народ.
3-й ребенок: Они хотят превратить нас в ябед, плакс, врунишек,
А потом засолить и уничтожить.
4-й ребенок: Давайте позовем Чиполлино!
Все дети: Чиполлино, помоги! Чиполлино, помоги!..
(С криком о помощи девочки разбегаются и садятся на свои места.)
Песня Чиполлино – аудиозапись № 5.
Фотография 7
Чиполлино: Я хочу дружить со всеми.
Горький лук лишь для врагов.
Пусть наплачется обидчик.
Защитить я всех готов.
Запретить никто не может
Нам смеяться и шутить.
Только знайте, очень важно:
Дружбой надо дорожить!
5-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,
Луковка отважная.
6-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,
Витаминно-важная.
7-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,
Ты спасешь наш огород?
8-й ребенок: Чипо-чипо-Чиполлино,
За тобой пойдет народ!
Чиполлино: Свой огород, свою семью
Я защитить от зла могу!
В обидчика пущу стрелу
Пусть горькую прольет слезу!
(Дети встают на танец.)
«Танец борьбы, слез… Победы Чиполлино» – аудиозапись № 6.
(В конце танца дети застывают в разных позах, в центр зала выходит Чиполлино.)
Чиполлино: Всех, кто с солью к нам пришел,
Мы отправим в бочку.
А в нее зальем рассол
И поставим точку!
Фотографии 8–9
Звучит песня – марш «Огород простой – наш городок».
(Дети перестраиваются на полукруг. Выставляют перед собой макеты банок с солеными улыбающимися помидорами.)
Торжественный марш – аудиозапись № 7.
Огород простой – наш городок.
Дружно, весело здесь живем.
Друг за друга мы встанем стеной
И невзгоды нам нипочем.
Припев:
Вместе на грядке растем.
Радуемся и поем.
Светит солнце и земля
Радуют нас, друзья!
(Дети поют и прощаются со зрителями.)
Автор музыки: Тян О.Е. г. Москва. 2013 год. Аудиозаписи – в Приложении.
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Список литературы:
1. Родари Дж. Приключения Чиполлино. (Перевод с итальянского З. Потаповой, под редакцией С. Маршака). М.: Издательство «Детская литература», 1977.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.