Рубрики
Физическая культура

Составление комплекса физических упражнений при различных заболеваниях, в разных возрастных группах

Понимание значимости теоретических основ раздела «Организация и проведение психосоциальной, медицинской реабилитации, экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности»для профессионального обучения заставляет искать наиболее оптимальные и эффективные пути организации учебно-воспитательного процесса.

0
Свешникова Надежда Владимировна,
преподаватель
ГБПОУ ДЗ г. Москвы «Медицинский колледж № 2»,
nadejda28.09@mail.ru
Валединская Наталья Викторовна,
методист
ГБПОУ ДЗ г. Москвы «Медицинский колледж № 2»,
es8430@yandex.ru

Актуальность темы: понимание значимости теоретических основ раздела «Организация и проведение психосоциальной, медицинской реабилитации, экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности»для профессионального обучения заставляет искать наиболее оптимальные и эффективные пути организации учебно-воспитательного процесса.

Цель: осуществить на практическом занятии демократические формы управления процессом обучения.

Применение в работе технологий практико-ориентированной направленности

Организация учебного занятия в такой форме позволяет, в первую очередь, обеспечить активную познавательную деятельность обучающихся посредством мотивированного включения студентов в ход занятия. При этом студенты самостоятельно открывают новое знание на основе проделанной практической работы. На наш взгляд, такой подход к организации учебного занятия позволяет создать творческую образовательную среду. Вместе с тем, деятельностно-практический подход позволяет развивать у студентов навыки научно-исследовательской деятельности, а это является немаловажным с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка практического занятия «Составление комплекса физических упражнений при различных заболеваниях, в разных возрастных группах» ПМ.05 «Медико-социальная реабилитация по специальности “Лечебное дело”».

Рисунок 1

Информационный блок

В психологии и дидактике доказано, что важнейшей задачей обучения является максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие у них активного, самостоятельного творческого мышления.

Как известно, основой обучения должно являться не простое запоминание информации, а непосредственное и активное участие самих студентов в процессе приобретения новой информации. При этом возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности (Немов, 2000; Жилов, Назарова, 2008). Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностной парадигме, то есть таких технологий, в которых обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность студентов по освоению новых знаний.

Деятельностно-практическая форма организации обучения предполагает взаимодействие между обучающимся и обучаемым (рис. 2).

Рисунок 2. Ориентация преподавателя и студента при деятельностно-практическом способе работы

В качестве главной задачи мы выдвигаем обеспечение собственной активной познавательной деятельности обучающихся, реализация которой осуществляется посредствам обеспечения мотивированного включения обучающихся в учебный процесс, создания условий для самостоятельного совершенствования учебных действий, выбора средств решения учебной задачи и самооценки достигнутого результата (рис. 3).

Рисунок 3. Способы работы преподавателя при деятельностно-практическом обучении

В этой связи интерес представляет использование метода проектов, при котором обучающиеся сообща выбирают тему, определяют цель, формулируют задачи, разрабатывают совместно план действий, проводят в малых группах запланированную работу, представляют ее результаты в рамках широкого социального окружения и завершают проект рефлексией процесса проектирования и оценкой продукта проектной деятельности.

Рисунок 4

Важно и то, что метод проектов формирует личностные качества, которые развиваются только в деятельности: умение работать совместно, брать ответственность за выбор решения, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Развитие умений обучающихся в проектной деятельности

Условия проектной деятельности, способствующие развитию умений

Умения обучающихся, которые развиваются в проектной деятельности

Надпредметные

Общепредметные

Личностнозначимая цель и проблема

 

– вычленять проблемы, определять цели и задачи решения проблемы

– использовать средства представления информации, схем решения учебных и практических задач,

– планировать работу

Необходимость получения практических результатов

– применять полученные знания

– собирать и анализировать новую информацию,

– углублять знания в области профессиональных дисциплин и модулей

Педагогические ситуации с новыми и неожиданными трудностями

– воспринимать факты в непривычных ракурсах,

– решать неожиданно возникающие проблемы,

– решать нестандартные пути решения проблем

– организовывать работу,

– преобразовывать практическую задачу в исследовательскую и познавательную

Мотивация к познанию

– внедрять в практику новые механизмы и алгоритмы решения проблем

– интегрировать знания из разных источников

Коллективная деятельность

– работать в группах,

– возглавлять команду,

– организовывать обсуждения и встречи группы,

– принимать решения и нести ответственность

– проводить сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию,

– устанавливать аналогии,

– относить понятия к известным

Ситуации общения

– учиться сотрудничеству, такту, уважительному отношению к мнению других, ведению дискуссий

– воспринимать информацию на слух,

– формулировать вопросы,

– убеждать, логически строить аргументацию,

– составлять высказывания в устной и письменной формах

Автономность и свобода действий

– получать удовлетворение от работы,

– нести ответственность за работу

– осваивать межпредметные категории,

– контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Представление продукта деятельности

– делать отчет о проделанной работе

– представлять работу в разных формах,

– анализировать и оценивать свою и чужую работу

Рефлексия

– делать адекватную самооценку,

– выявлять сильные и слабые стороны проекта

– осваивать форму познавательной и личностной рефлексии

Таким образом, метод проектов дает возможность студенту проявлять активную позицию в познании, а преподавателю – осуществлять демократические формы управления процессом обучения.

Методический блок

Учебное занятие «Составление комплекса физических упражнений при различных заболеваниях, в разных возрастных группах», на наш взгляд, относится к занятиям применения изученного материала для решения частных задач.

В общей системе календарно-тематического планирования практическое занятие «Составление комплекса физических упражнений при различных заболеваниях, в разных возрастных группах» проводится после лекционного занятия по теме «Психосоциальная реабилитация. Основы лечебной физкультуры» с целью формирования устойчивого умения применять теоретические знания.

Главной задачей такого типа занятий, на наш взгляд, является практическое применение модели при решении частных задач, для того чтобы помочь студентам овладеть «пока еще новыми» понятиями.

Отбор учебного материала осуществлялся в соответствии требованиями ФГОС к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Лечебное дело». При этом учитывались также эмоционально-ценностный, критический, рефлексивный и регулирующий компоненты.

Рисунок 5

Знания, приобретенные студентами на занятии, пригодятся им в профессиональной деятельности, а также создают условия для формирования профессиональных и общих компетенций.

Профессиональные компетенции:

ПК 1

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией

ПК 2

Проводить психосоциальную реабилитацию

ПК 3

Осуществлять паллиативную помощь

ПК 4

Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска

Общие компетенции:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Схема международных связей, технологическая карта урока и содержание занятия – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания / Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б., Руненко С.Д., Султанова О.А., Красавина Т.В., Мандрик Л.В. М.: Триада – Х, 2011.
2. Епифанов Е.В. Реабилитация больных с заболеваниями внутренних органов. В кн.: Лечебная физическая культура и спортивная медицина. М., 2007. [Электронная версия]. URL: http://bmsi.ru/doc/30608e23-bde0-4a13-8639-db768c876c65 (дата обращения: 27.12.2016).
3. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Физиология человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. М.: САНВИТА, 2008.
4. Лечебная физкультура для детей дома, комлекс упражнений для профилактики сколиоза // Дом советов. [Электронный ресурс]. URL: ссылка (дата обращения: 27.12.2016).
5. Лечебная физкультура для позвоночника // Вся информация о заболеваниях суставов и позвоночника. [Электронный ресурс]. URL: http://spina-sustav.ru/pozvonochnik/lechebnaya-fizkultura-dlya-pozvonochnika.html (дата обращения: 27.12.2016).
6. Лечебная физкультура (ЛФК) для позвоночника // Портал о здоровье позвоночника «позвоночник.org». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pozvonochnik.org/?view=vosstanovlenie-pozvonochnika-lfk (дата обращения: 27.12.2016).
7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
8. Памятка для самостоятельных занятий лечебной физкультурой при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника. М., 1991. [Электронная версия]. URL: http://spinet.ru/osteoh/lgimckb.php (дата обращения: 27.12.2016).
9. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Полякова. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.