Рубрики
Дошкольное образование

Использование геометрического конструктора в познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ

Мягкий геометрический конструктор «Малыш ГЕО», изготовленный из ковролина, активно используется в обучении дошкольников сенсорным эталонам цвета, формы, величины, в развитии у них воображения, зрительной памяти, логического мышления. В работе с детьми с ОВЗ (в частности, с нарушением зрения) применение конструктора «Малыш ГЕО» позволяет более успешно решать и коррекционные задачи. Особенности материала, из которого изготовлены детали конструктора, позволяют значительно расширить спектр развивающих заданий с данным пособием.

0
Лукашина Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
iv.lukashina@mail.ru

Мягкий геометрический конструктор «Малыш ГЕО», изготовленный из ковролина, активно используется в обучении дошкольников сенсорным эталонам цвета, формы, величины, в развитии у них воображения, зрительной памяти, логического мышления. В работе с детьми с ОВЗ (в частности, с нарушением зрения) применение конструктора «Малыш ГЕО» позволяет более успешно решать и коррекционные задачи. Особенности материала, из которого изготовлены детали конструктора, позволяют значительно расширить спектр развивающих заданий с данным пособием.

Фотография 1

В познавательном развитии детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие элементарных математических представлений. Наиболее трудно усваиваются дошкольниками (так как редко используются в широкой педагогической практике) такие понятия, как «счет со сменой основания» и «счет по понятийной мерке». Усвоение данных понятий формирует у детей гибкость мышления, первоначальные представления об относительности.

Выполнение счета со сменой основания связано с большим количеством пересчетов выбранного множества. Значительно облегчает выполнение этих действий использование мягкого геометрического конструктора «Малыш ГЕО». Геометрические фигуры из ковролина плотно прилегают к демонстрационному коврику и не сдвигаются при неоднократном их пересчете. Это особенно важно в работе с детьми с ОВЗ (с нарушением зрения), у которых затруднена пространственная ориентировка, ослаблена мелкая моторика рук и часто сужено поле зрения.

Дидактическое развивающее задание «Забавные мерки» (для детей 5–6 лет)

Фотография 2

Образовательные задачи: формировать представления о счете со сменой основания и о зависимости числа от выбора эталона счета; закрепить понятия «число», «цифра».

Воспитательные задачи: формировать навыки публичности, развивать любознательность и чувство успешности, закреплять навыки синхронного взаимодействия.

Коррекционные задачи: развивать прослеживающую функцию взора, укреплять глазодвигательные мышцы, развивать мелкую моторику рук.

Материал: демонстрационный коврик, ковролиновые геометрические фигуры (6 красных кругов, 3 желтых круга, 1 желтый полукруг).

Ход проведения

На вертикально расположенном демонстрационном коврике мягкого конструктора помещены шесть красных кругов. Педагог показывает детям один желтый круг и договаривается с детьми, что это – наша мерка. Вызванный к демонстрационному коврику ребенок прикладывает последовательно этот один желтый круг к каждому из шести красных. Дети хором пересчитывают множество синхронно выполнению задания. По результатам пересчета дети рядом с красными кругами прикладывают один желтый круг – мерку и цифру 6. Затем дети договариваются, что мерка счета будет другая – два желтых круга. К демонстрационному коврику выходит другой ребенок, у которого в каждой руке по желтому кругу. Ребенок прикладывает к тому же самому множеству (6 красных кругов) по два желтых круга одновременно. По окончанию общего пересчета и обмена мнениями дети приходят к правильному ответу и рядом с двумя желтыми кругами – меркой помещают цифру 3. Далее дети договариваются, что мерка счета будет другая – желтый полукруг. У демонстрационного коврика к тому же самому множеству (6 красных кругов) ребенок прикладывает к каждому красному кругу по два раза желтый полукруг. По окончанию общего пересчета дети приходят к правильному ответу и рядом с желтым полукругом помещают цифру 12.

В заключение педагог обращает внимание детей на разные результаты пересчета одного и того же множества. Пока дети выдвигают разные (верные и неверные) предположения по этому поводу, педагогу очень важно соблюдать «паузу» — не давать оценку правильности высказывания детьми. И только когда дети в ходе совместного обсуждения придут к правильному объяснению, педагог выражает удовлетворение от их верного решения.

Дидактическое развивающее задание «Пестрый коврик» (для детей 4–6 лет)

Фотография 3

Образовательные задачи: формировать представления о счете по понятийной мерке; развивать навыки обобщения и абстрагирования; закрепить понятия «геометрическая фигура», «фигуры округой формы», «число»; уточнять грамматический строй речи детей.

Воспитательные задачи: развивать умения детей работать в подгруппах; закреплять умения вслушиваться в речь других детей; формировать ровестнические отношения между детьми.

Коррекционные задачи: развивать цветовосприятие и локализацию взора детей; закреплять навыки осознанного переноса взора с одного объекта на другой.

Материал: демонстрационный коврик, ковролиновые геометрические фигуры разного цвета и формы, конверты с заданиями.

Ход проведения

На столе лежит демонстрационный коврик мягкого конструктора. Рядом расположен поднос с разноцветными геометрическими фигурами из ковролина. Педагог предлагает детям создать красивое панно для украшения группы. Каждый ребенок берет геометрическую фигуру и располагает ее на панно по своему выбору. Когда панно готово, педагог размещает его на демонстрационной доске.

Детям предлагается задание: «Посчитать геометрические фигуры по определенному признаку». Для выполнения этого задания дети объединяются в пары или тройки (в зависимости от количества участвующих). Каждая подгруппа получает свой конверт, в котором находятся карточки с заданиями:

– посчитать, сколько на разноцветном панно треугольников, квадратов, овалов, кругов;

Рисунок 1

– посчитать все фигуры красного (синего, зеленого, желтого) цвета;

Рисунок 2

– посчитать все фигуры округлые или все с углами.

Рисунок 3

Каждая подгруппа выполняет свое задание. О выполнении дети сообщают репликой «Готово». Когда все подгруппы будут готовы к ответу, в каждой подгруппе выбирают командира и помощника. Все дети располагаются за столами и выслушивают ответы подгрупп. Командир показывает карточку, объявляет ответ своей команды и подтверждает его на панно с помощью указки. Помощник при необходимости добавляет или уточняет этот ответ. А все дети группы проверяют правильность ответа каждой подгруппы.

Варианты ответов:

– всего 6 кругов;

– всего 3 квадрата;

– всего 5 фигур желтого цвета;

– всего 4 фигуры синего цвета;

– всего 8 фигур с углами;

– всего 8 фигур округлой формы.

В ходе выполнения данного задания педагогу важно поддерживать среди детей речевую активность, доброжелательность к товарищам, внимательное отношение к их высказываниям. Особенно следует поощрять желание и готовность детей публично высказываться. Внимание педагога должно быть направлено не только на правильность ответов детей, но и обязательно на темп, выразительность, уверенность их речи и культуру их позы.

Задания на ориентировку в микропространстве выполняются дошкольниками, как правило, с неоднократными исправлениями своих решений. Критериями правильности выполнения задания для детей должны быть убеждения в собственных знаниях и подтверждение правильности со стороны своих сверстников. И только, в последнюю очередь, критерием должно быть подтверждение педагога: «Да, ты правильно сделал», «Да, все правильно». В социальном развитии дошкольников такая методика выполнения позволяет формировать у детей самостоятельность, инициативность и познавательную компетентность. Использование мягкого геометрического конструктора «Малыш ГЕО», как нельзя лучше, подходит для реализации данных задач социального развития дошкольника. Ребенок легко может на мягком демонстрационном коврике переложить ковролиновые геометрические фигуры, если сделал ошибку в понятиях «право – лево», «внизу – вверху», «правый верхний угол» и т.п. Последствия исправления ошибки (по сравнению с рисованием или аппликацией) совершенно не видны. Все эти исправления не вызывают у ребенка в ходе выполнения заданий чувства неуверенности и разочарования. В результате чего ребенок с готовностью и уверенностью берется за выполнение новых заданий по микроориентировке уже на доске или листе бумаги.

Дидактическое развивающее задание «Геометрический диктант» (для детей 4–7 лет)

Фотография 4

Образовательные задачи: закреплять умения определять пространственное расположение фигур на плоскости; формировать навыки ориентировки по словесной инструкции; обогащать активный словарь детей пространственными определениями; развивать объяснительную сторону речи.

Воспитательные задачи: развивать самостоятельность и доброжелательность к сверстникам; формировать чувство открытости и самодостаточности.

Коррекционные задачи: развивать зрительное внимание детей, закреплять навыки осознанного переноса зрительного внимания с одного объекта на другой; совершенствовать мелкую моторику рук.

Первый вариант. Педагог предлагает ребенку выполнить задание по предложенному образцу «Составь такой же коврик». Ребенок из геометрических фигур мягкого конструктора на своем коврике выкладывает такой же узор, как и на коврике-образце. По окончанию выполнения задания ребенок обязательно должен рассказать (!), как он расположил свой узор на коврике. Тем самым у ребенка вырабатывается осознанное восприятие микропространства и обогащается пространственными определениями его активный словарь.

Второй вариант. Ребенок на мягком коврике от конструктора составляет узор из ковролиновых геометрических фигур по слову педагога. В ходе выполнения задания педагогу желательно воздерживаться от непосредственного исправления ошибок ребенка. Если ребенок затрудняется в определении на плоскости коврика правой – левой (нижней – верхней) стороны или не может найти правый верхний угол и т.п., полезнее не давать прямого указания, а использовать, как наглядную опору, его руки или образец предыдущего варианта.

Третий вариант. «Геометрический диктант» выполняют дети в паре. Двое детей распределяют между собой роли: один – учитель, другой – ученик. У «учителя» на мягком коврике готовый образец диктанта. У «ученика» – пустой коврик и набор таких же геометрический фигур как на образце «учителя». Дети располагаются за одним столов, напротив друг друга. Коврики на столе разделяет ширма. Но ширма должна быть такой высоты, чтобы дети хорошо слышали друг друга и видели лица друг друга, но не видели ковриков друг у друга. Ребенок-«учитель» диктует по своему образцу расположение геометрических фигур на коврике, а ребенок-«ученик» выкладывает узор на своем коврике. По окончанию выполнения задания дети сравнивают свои узоры, вместе находят ошибки, если они имеются, и совместно их исправляют. Затем пара детей меняется ролями. Задание выполняется с другим образцом геометрического диктанта.

Педагогу важно в ходе выполнения третьего варианта задания обращать внимание на навыки общения детей: проявление вежливости, доброжелательности, терпения, уважения по отношению друг к другу.

В развитии полисенсорного восприятия дошкольников очень важно обогащать их тактильные ощущения и укреплять тактильную память. Выполняя дидактические упражнения с использованием конструктора «Малыш ГЕО», дети усваивают такие понятия, как «твердый – мягкий», «гладкий – шершавый», «тонкий – толстый». Благодаря ковролиновой поверхности коврика предметы не сдвигаются со своих мест даже при многократном тактильном обследовании их ребенком. Особенно это важно в работе с детьми с патологией зрения, у которых значительно нарушена координация движений.

Дидактическое развивающее упражнение «Что одинаковое / Что разное» (для детей 4–6 лет)

Фотография 5

Образовательные задачи: развивать навыки тактильной чувствительности; обогащать активный словарь детей словами-определениями; формировать умения использовать в речи сложносочиненные предложения.

Воспитательные задачи: формировать произвольность при выполнении заданий познавательной деятельности; развивать чувство уверенности в своих ощущениях и знаниях.

Коррекционные задачи: формировать навыки тактильного обследования предметов; развивать умения определять наощупь поверхность предметов.

Материал: коврик мягкого конструктора, по одной геометрической фигуре одинаковой формы (например, круги или квадраты) – одного цвета, величины, но из разных материалов: ковролина, дерева, ПВХ, мягкого полимера.

Ход проведения

У одного ребенка на коврике мягкого конструктора размещены круги одного цвета, одной величины, но сделанные из разных материалов. У другого ребенка на другом таком же коврике размещены квадраты по тому же принципу. Каждый ребенок с помощью осязания и зрения обследует свои геометрические фигуры. Результаты обследования ребенок обязательно выражает в речи. Например, «Одинаково, что все фигуры – круги (квадраты), что все они красные (зеленые). Разное – что они сделаны из разных материалов. Это – деревянный квадрат, а этот квадрат – мягкий, из пленки. Этот – мягкий и гладкий, а этот – мягкий, но шершавый».

Дидактическое развивающее упражнение «Выбери только детали мягкого конструктора» (для детей 4–6 лет)

Фотография 6

Образовательные задачи: совершенствовать навыки тактильного обследования предметов; hазвивать умения использовать в речи сложно сочиненные предложения.

Воспитательные задачи: развивать в детях активность и любознательность; развивать чувство самодостаточности.

Коррекционные задачи: развивать тактильную память; совершенствовать навыки использования сохранных анализаторов в познавательной деятельности.

Материал: коврик мягкого конструктора; по две геометрические фигуры одинаковой формы (например, круги или квадраты) – одного цвета, величины, но из разных материалов: ковролина, дерева, ПВХ, мягкого полимера; муфта для выполнения заданий наощупь.

Ход проведения

В муфту педагог помещает 3 или 4 плоские геометрические фигуры одной формы (квадраты или круги, или треугольники), но изготовленные из разных материалов. На столе перед ребенком лежит коврик от мягкого конструктора, на котором размещены такие же фигуры. По просьбе педагога ребенок двумя руками в муфте обследует наощупь фигуры. Затем одной рукой берет с коврика фигуру мягкого конструктора, а уже потом другой рукой достает из муфты такую же. Зрительно сопоставляя фигуры, ребенок убеждается в правильном (или неправильном) выполнении задания. Он самостоятельно делает выводы о выполнении задания, не дожидаясь одобряющей оценки со стороны педагога.

Такая методика выполнения дидактического задания позволяет вырабатывать в ребенке-дошкольнике чувство самоконтроля и компетенции.

Фотография 7

Заключение

Таким образом, описанные выше дидактические задания с использованием геометрического конструктора «Малыш ГЕО» значительно помогают развитию познавательных, речевых и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Реализация коррекционных задач с помощью этого конструктора позволяет детям с нарушенным зрением чувствовать себя более уверенными и самостоятельными. Многофункциональность использования данного пособия и специальный подход повышают интерес детей с ОВЗ к образовательной деятельности. Описанные методические приемы проведения дидактических заданий помогут педагогу наладить содержательные взаимоотношения между детьми, полнее раскрыть их познавательные возможности и не подменять собой того, что дети сами могут сделать. Достигая положительного результата при выполнении этих заданий с геометрическим конструктором «Малыш ГЕО», дети будут испытывать эмоциональное благополучие и психологический комфорт

Cписок литературы:

1. Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО. М.: Сфера, 2015.
2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985. 210 с.
3. Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников. Методическое пособие. ФГОС ДО. М.: Сфера, 2015.
4. Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2013.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.