Рубрики
Дошкольное образование

Знакомство детей дошкольного возраста с народными игрушками

Важно уже на дошкольной ступени образования приучать ребенка любить свою Родину, учить гордиться культурным наследием, которое перешло к нему от предков. Именно поэтому, необходимо приобщать детей к культуре своей страны.

0
Королёва Татьяна Николаевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
1359do7@mail.ru
Селезнёва Маргарита Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

 

Важно уже на дошкольной ступени образования приучать ребенка любить свою Родину, учить гордиться культурным наследием, которое перешло к нему от предков. Именно поэтому, необходимо приобщать детей к культуре своей страны.

Наблюдая за детьми группы, мы заметили, что дети с удовольствием играют как в современные игрушки, так и в те, которые создали народные умельцы, а народные традиции благотворно сказываются на воспитании детей дошкольного возраста.

Однажды мы познакомили детей с богородской игрушкой. Живая, веселая, забавная она заставила детей улыбнуться, заинтересоваться, взять ее в руки и поиграть. И очень удивились, когда на следующий день посыпались вопросы от родителей: «А что за интересные игрушки вы вчера показывали детям?». Выяснилось, что не все родители знакомы с этим видом народного прикладного искусства – значит, сегодня возникает потребность восстановления культурного наследия, которое развивалось и передавалось от поколения к поколению у части современных родителей. Важно, чтобы дети с уважением относились к творениям предков, имели представления о народных промыслах для передачи следующим поколениям.

Ребенок по своей натуре любопытен. Ему интересно знать, откуда появилась игрушка, кто ее сделал. Дети всех стран и во все времена любили и любят играть, мастерить игрушки. В наше время – технического прогресса, когда ребенок много смотрит телевизор, перенасыщен компьютерными играми, очень важно познакомить его с чудом народных мастеров. К сожалению, родители не покупают детям изделия умельцев, предпочитая современные инновационные игры.

Изучать традиции, историю страны проще и понятней через народную игрушку.

Игрушка имеет огромное значение у всех народов. Через игрушку дети узнают, как жили люди в древние времена. Она может рассказать о традициях разных народов. Созданное изделие народного мастера неповторимо. Мастер через нее передал частичку своей души, тепло рук.

Народные игры в старину часто сопровождались закличками, запевами. Современные дети тоже с интересом знакомятся с игрушками, слушая стихи, сочинённые воспитателями (Приложение 1).

 

Фотографии 1–2

Изначально игрушку делали не для игры, а как оберег. Когда рождался ребенок, мать делала тряпичную куклу, которая сопровождала его всю жизнь. Первые тряпичные куклы были без нарисованного лица. На Руси считалось, что глаза – это зеркало души человека. Когда мужчина уходил воевать, женщины делали куклы копии своих мужей. Затем бережно хранили кукол пока муж, был в солдатах. По возвращению мужчины домой, кукол сжигали. Считалось, что куклы обереги привлекают к человеку добрых духов и отгоняют злых.

Мы пробовали с детьми мастерить тряпичную куклу «Пеленашку» (Приложения 2–3). Ребята с удовольствием делают таких кукол и дарят своим мамам. Куклу «Пеленашку» или тряпичную куклу раньше делали из различных лоскутков. Лицо не рисовали, и девочка могла пофантазировать и представить свою куклу с любым лицом.

 

Фотографии 3–4

Знаменит русский народный промысел – богородская резьба. Это скульптуры из дерева в селе Богородское (ныне Сергиево-Посадского района Московской области).

С помощью этих игрушек легко знакомим детей с бытом крестьян Богородской слободы. Она легко может рассказать о том, как жили люди, трудились, какие животные водились в лесах. Ее особенность состоит в том, что богородская игрушка подвижная словно живая, теплая, так как сделана из дерева.

Говоря о деревянной игрушке, следует остановиться на нашей русской матрешке. Матрешка давно стала символом нашей страны. Эту игрушку любят во всем мире. Родина ее – не Россия, а Япония. Но русским мастерам очень понравилась эта игрушка, и они добавили в нее колорит нашей страны.

Вначале у этой куклы даже не была имени. А вот когда мастер сделал ее, а художник расписал, одел в русский сарафан и яркий платок, русскую куклу назвали «Матрешкой». Матрена – очень популярное в то время имя. Матрена в переводе с латинского языка – это «знатная женщина». Матрешка с самого своего возникновения, символизирует уют и тепло в доме. Сама игрушка очень необычна и имеет философский смысл: чтоб дойти до сути необходимо найти истину, нужно открыть одну за другой деревянную куклу. Другими словами, чтобы достичь цели надо потрудиться.

 

Фотографии 5–6

Очень яркие народные игрушки делали из глины. Эти игрушки обычно очень яркие и самобытные. Дымковские игрушки барышни, петухи, лошадки вызывают у детей желание поиграть с ними и, конечно, украсить свои поделки такой же великолепной росписью.

Показывая детям глиняные поделки, мы знакомим их со свойствами этого интересного природного материала (Приложение 4). Детям приятно подержать мягкую глину, помять и слепить что-то своё, а потом,  расписать поделку.

Сколько радости у детей вызывают филимоновские свистульки! В них можно просто свистеть или использовать в народных развлечениях. Эта свистулька очень яркая, а узоры на ней говорят о связи человека и природы. На Руси с помощью свиста отпугивали злых духов и нечистую силу.

Невозможно отвести свой взгляд от фарфоровых изделий мастеров из Гжели. Они поражают нас своей самобытностью и красотой. Знакомя детей с Гжелью, мы с детьми рассматривали, рассказывали им о технике раскрашивания изделий, пробовали раскрашивать сами и даже ездили на экскурсию. Результат превзошёл все ожидания: материал был усвоен детьми очень хорошо. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как красива эта бело-голубая сказка!

 

Фотографии 7–8

Игрушки можно мастерить из любого природного материала и потом разыгрывать небольшие кукольные спектакли. Издавна игрушки мастерили из лопухов, лыка и соломы. После сбора урожая пшеницы оставалась солома. Люди очень бережно относились к изделиям из нее. Из соломы и колосьев плели обрядовые изделия. Такую куклу называли «Стригушка». Делали ее из соломы первого стога и хранили до следующего урожая. На Масленицу соломенные куклы ярко их украшали и в последний праздничный день их сжигали. В нашем дошкольном отделении есть хорошая традиция – делать куклу с использованием соломы и с ней встречать весну. Наши девочки и мальчики с удовольствием работают с соломой (Приложение 5).

Изучая народные игрушки, дети узнают историю своей страны. Эти игрушки эмоционально воздействуют на ребенка, воспитывают эстетический вкус и желание самостоятельно творить, развивают у детей фантазию и кругозор. Рассматривая те или иные игрушки, у детей возникает желание знать о них, как можно больше, рассказывать о них близким и вместе с родителями посещать музеи и творческие выставки.

Приложение (автор стихов Т.Н. Королева):

№ 1

В современном мире я живу счастливо!

Есть игрушки у меня, как они красивы!

Но давно, когда-то, были времена:

Не было одежды, не было жилья.

Но ребенок есть ребенок! Он хотел играть,

И в игре смекалку начал проявлять.

Палку, ветки-ножки в игрушку превратил.

Так деревянной куклой мир он наградил!

№ 2

Тряпичные куклы жили давно.

Об этом вещали нам книги, кино.

О них мне моя бабушка твердила,

Что спрятана в них удивительная сила.

Та сила добрая была и победила силу зла.

У этих кукол не было лица.

Их назначенье – оберегать дитя.

Ту куклу прятали в кровать,

Чтоб ребенок мог спокойно спать.

Над колыбелькой мать склонилась

И той безликой куколке молилась.

Просила счастье и здоровья,

Любви, душевного тепла,

Чтоб эта куколка ребенка от колдовства уберегла.

Кукла оберег, в тебя верил человек!

№ 3 (Техника изготовления куклы «Пеленашки»)

Смешное название: «кукла-полено»!

А чтобы не сидеть без дела,

Такую куклу сделаем сами!

Сделаем сами своими руками.

Нитки, иголка совсем не нужны,

А вот поленца для них так важны.

Кусок ткани мы берем,

Пеленать сейчас начнем.

Обернем, завяжем лентой,

Может яркой, можно бледной.

Теперь в лицо мы куколки заглянем,

Ту часть полена тряпицей обтянем.

Ловко завяжем подружке платок.

Вот и Пеленашка готова, дружок!

Техника изготовления куклы-оберега «Ангелочек»

Ткань и ножницы в руки возьмем,

Чудо творить мы все вместе начнем.

Ткань по кругу режем смело,

Три кружка нужны для дела.

По центру крепко их связали

И сразу юбку – колокольчик все узнали.

Формируем руки из квадрата,

А голову поможет сделать вата.

Крылья тоже из квадрата мы скрутили,

Конечно за спиной их разместили.

Для нимба нужны нити золотые

Иль маленькие лоскутки цветные.

Ни так долго колдовали и нисколько не устали.

Получился Ангелочек! Береги его, дружочек!

№ 4

Наблюдая за природой,

Глину человек нашел.

Подержал ее в руке,

Быстро к выводу пришел:

Так податлива, мягка.

Можно с ней ловко творить.

И, конечно же, легко,

Куклу начал он лепить!

№ 5

Полюбило солнышко солому,

Все тепло свое ей отдало.

Напитало золотом солому,

Мягкой очень сделало ее.

Человек свернул ее, как жгутик

И еще над ней поколдовал,

Даже не понадобился прутик

Куклу из соломы он своял.

Кукла из соломы – просто чудо!

Есть и руки, ноги, голова.

Будем с куклой мы играть

И не будем горевать!

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.