Рубрики
Иностранный язык

Система работы учителя английского языка по формированию мотивации учащихся во внеурочной деятельности

Сегодня образование ориентировано на «свободное развитие человека», на формирование творческой инициативы и самостоятельности обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

0
Пустоварова Ольга Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1450 “Олимп”»,
puolga@yandex.ru

Сегодня образование ориентировано на «свободное развитие человека», на формирование творческой инициативы и самостоятельности обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Очевидно, что достижение этих целей невозможно без включения учащихся в соответствующие виды деятельности, которые:

– способствуют интеллектуальному и личностному развитию учащихся;

– развивают эмоциональную сферу учащихся;

– развивают навыки сотрудничества в группе;

– развивают такие личностные качества, как умение взять на себя ответственность за результат своей деятельности, умение планировать и прогнозировать результат собственной деятельности;

– помогают осознать практическую ценность полученных знаний;

– помогают расширить собственный словарный запас;

– прививают навыки самостоятельной работы, а также навыки работы в сотрудничестве.

Для реализации поставленных задач мы широко используем различные формы внеурочной работы, преследуя цель вовлечения детей с различными способностями и уровнем мотивации.

Учащиеся со слабой мотивацией, не уверенные в себе, не готовые психологически могут быть наблюдателями, зрителями, судьями и таким образом косвенно УЧАСТВОВАТЬ в различных проектах, конкурсах и т.п. Также они принимают участие в групповых проектах, спектаклях и играх. Одновременно, развивается их мотивационная сфера, создается основа для формирования более высоких мотивов к изучению английского языка.

Учащиеся с высокой мотивацией, стремящиеся реализовать свои творческие, интеллектуальные, познавательные и другие способности участвуют в индивидуальных проектах, проводят уроки и внеурочные мероприятия для младших классов, ведут самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность.

Таким образом, наша система внеурочной работывключает: конкурсы, проекты, тематические концерты и концерты-презентации, театрализованные постановки, читательский клуб и библиотеку литературы на иностранном языке.

За годы работы у нас сложилась именно «система внеурочной работы», так как при разработке внеурочных мероприятий мы стараемся действовать в соответствии с логикой процесса развития и обучения учащихся, двигаясь по принципу «от простого к сложному».

Подготовка и организация школьных конкурсов

Так, например, во 2 классе мы проводим конкурс «Animated Poems».Этапы подготовки конкурса включают:

1. самостоятельный выбор стихотворения;

2. подготовку творческого оформления (костюм, пальчиковые или бумажные куклы, собственные рисунки и т.п.);

3. работу над образом героя стихотворения;

4. совершенствование произносительных навыков (с помощью учителя);

5. представление своего творческого выступления перед публикой.

При подготовке своего выступления наши учащиеся получают первичные презентационные навыки, навыки поведения на сцене. Данный опыт мы в дальнейшем используем и развиваем в 3 классе, когда приступаем к постановке спектакля на английском языке.

В 4 классе мы предлагаем нашим учащимся конкурс проектов и макетов«WhataWorld!». Данный проект является исследовательским по своей сути, а также дает возможность интегрировать деятельность на английском языке и прикладное творчество, что для многих учащихся является дополнительным мотивирующим фактором. Этапы работы над проектом предполагают:

1. выбор темы для выступления (место, где я побывал и о котором хотел бы рассказать одноклассникам);

2. подбор дополнительной информации по теме проекта (работа в библиотеке или с интернет-ресурсами);

3. написание выступления по теме проекта (с помощью учителя);

4. создание макета (с помощью родителей);

5. отработка презентационных навыков;

6. публичная защита проекта (выступление).

Еще одним примером может служить конкурс кроссвордов для 2–3 классов начальной школы. Задача – подготовить тематический рисованный кроссворд по выбранной теме. При работе над кроссвордом учащиеся расширяют свой словарный запас по выбранной теме, а также получают возможность реализовать свои творческие способности. Далее организуется выставка кроссвордов, но это вовсе не финальный этап. Учителя готовят пустые бланки (номер бланка соответствует номеру кроссворда) и в определенный день на большой перемене организуется конкурс по разгадыванию кроссвордов среди всех желающих, учащихся 2–4 классов. Этот этап можно проводить в течение 2–3 дней, чтобы дать возможность всем желающим поучаствовать в конкурсе. Победителем становится участник, отгадавший наибольшее число кроссвордов.

При подготовке к конкурсам мы используем памятки для учащихся с пошаговыми инструкциями.

Для учащихся средней школы мы предлагаем проекты, предполагающие подготовку презентации, такие, как: «MyFavouriteBook» (отзыв о прочитанной книге на английском языке), «GlobalIssues» (проект-исследование проблемных вопросов) и др.

Нередко учителя отказываются от подготовки детей к подобным конкурсам, так как не могут оказать квалифицированную помощь своим учащимся при подготовке презентации к проекту в формате PowerPoint. Многие и вовсе не владеют данным инструментом. Тем не менее, в большинстве ситуаций, учащиеся 6–7 классов и старше не нуждаются в технической помощи учителя при создании презентаций. Гораздо большую трудность вызывает эстетическое оформление готового проекта. Начинающие «дизайнеры» обычно не могут самостоятельно оценить эстетический уровень своей работы. Таким образом, от учителя-руководителя проекта требуется вовсе не техническая помощь, а четкое понимание «что такое хорошо и что такое плохо» в презентации. Типичными ошибками бывают: перенос текстового документа на слайд, использование чрезмерного количества «украшательств», мешающих наглядности; отсутствие единого стиля в оформлении и др.

Использование метода театрализации

Приемы театрализации направлены не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника. Драматизация способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Театрализованные постановки служат не только развлечением для детей, но и средством обучения языку, и одним из основных способов развития творчества и воображения. При театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе, т.е. при освоении языкового материала ребенком движут совершенно иные мотивы, нежели в учебной деятельности. Этот фактор помогает даже самым пассивным, как им кажется, неспособным детям добиться значительных успехов. Во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки. Желая внести вклад в это общее увлекательное дело, они заново открывают для себя иностранный язык. Так, например, скучная работа над произносительными навыками становится реально значимой, а «непонятные английские слова» оживают.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате, но и в самом процессе. Работа над спектаклем создает почву для многих личностных новообразований. Через два месяца репетиций перед вами будут уже другие учащиеся: более ответственные, внимательные, эмоционально раскрепощенные и несомненно более мотивированные к изучению иностранного языка. Театрализованные постановки не являются самоцелью, а лишь служат интересом усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи.

Успех театральной постановки слагается из множества факторов. В большинстве случаев, у нас нет возможности вести театральный кружок на постоянной основе, а, следовательно, освоение сложных сценических навыков должно происходить в кратчайшие сроки и как можно более эффективно. Учащиеся должны не только иметь соответствующие языковые навыки, но и психологически быть готовы к «испытанию сценой». Систематическое использование в урочной работе песен, стихов, инсценировок значительно облегчает работу над будущим спектаклем. Не стоит использовать готовые сценарии, вы всегда можете его адаптировать с тем, чтобы языковой материал был ближе вашим детям.

При подготовке спектакля мы пользуемся следующим алгоритмом:

– переработка сценария (в сценарий можно включить стихи и песни из имеющегося у детей репертуара);

– подбор песен;

– подбор фоновой музыки;

– подготовка фоновой презентации.

При подготовке спектакля для начальной школы имеет смысл включить в сценарий слова ведущих-сказочников на русском языке. Таким образом, вы с легкостью сможете демонстрировать спектакль не только учащимся параллельных и более старших классов, но и малышам.

При работе над спектаклем, необходимо знакомить детей с основными правилами сценического поведения:

– Себя нужно сознательно увеличивать: жесты должны быть крупными, объемными.

– Слова, как и жесты, нужно делать крупнее. Это относится не только к громкости, но и к темпоритму речи. Крупнее слова – крупнее паузы.

– Мимика должна быть подчеркнуто выразительной.

– Жесты лучше делать в секторе «100» перед собой – дальше в стороны они получаются менее выразительными.

– Лучше показывать ладонями, чем пальцами.

– Необходимо использовать всю ширину сцены, но не удаляйтесь вглубь – действие, как правило, происходит на первой линии. С детьми нужно как можно быстрее переходить к репетициям на сцене, только так можно научить их ощущать ее пространство.

– Нельзя говорить на ходу. Слова «налету» хуже воспринимаются зрителем.

– Нужно стараться не поворачиваться к зрителю спиной, особенно, во время произнесения реплик.

– Все эмоциональные реакции должны демонстрироваться, в первую очередь, зрителям, а не партнерам по сцене.

Таким образом, в процессе изучения английского языка в школе достигаются не только предметные, но и личностные и мета предметные результаты, без достижения которых невозможно развитие гармоничной и успешной в будущем личности учащегося.

Список литературы:

1. Любецкая Л.И., Шалабаева С.А. Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки «Репка» на английском языке. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/567237/ (дата обращения: 25.08.2016).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.