Рубрики
Дошкольное образование

Из опыта работы в мини-музее кукол в дошкольном учреждении

В настоящее время наша страна подвержена различным кризисам, особенно это касается воспитанию подрастающего поколения. Дети в повседневной жизни окружены телевидением, рекламой, комиксами, миром интернета, откуда взять положительный пример и опыт почти невозможно. Здесь нам, взрослым, необходимо задуматься о морали и нравственности. Ведь кто, как не взрослый, покажет положительный пример детям? А в нашем ритме жизни во многих семьях взрослые по большей части заняты на работе, и конечно уделять внимание тому, чтобы возить ребенка на выставки и в музеи, мамам и папам не хватает времени.

0
Мельникова Анна Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
anuta.81007@mail.ru

В настоящее время наша страна подвержена различным кризисам, особенно это касается воспитанию подрастающего поколения. Дети в повседневной жизни окружены телевидением, рекламой, комиксами, миром интернета, откуда взять положительный пример и опыт почти невозможно. Здесь нам, взрослым, необходимо задуматься о морали и нравственности. Ведь кто, как не взрослый, покажет положительный пример детям? А в нашем ритме жизни во многих семьях взрослые по большей части заняты на работе, и конечно уделять внимание тому, чтобы возить ребенка на выставки и в музеи, мамам и папам не хватает времени.

В нашем дошкольном учреждении есть несколько мини-музеев, которые воспитывают нравственно-патриотические и эстетические качества у ребят. Остановиться я хочу на мини-музее кукол и рассказать об опыте работы в нем.

Благодаря работе в мини-музее кукол, мы совершенствуем нравственно-эстетическое воспитание дошкольников. Проводя экскурсии, открытые занятия или просто беседы у мини-музея, воспитатель учит детей внимательно слушать, бережно относиться к музейным экспонатам и к своему труду, а также уважительно относиться к культуре страны. Благодаря мини-музею кукол, мы развиваем ребятам творческие способности, например, после открытого занятия в мини-музее кукол «Куколки различные, очень необычные», дети самостоятельно делали «Пеленашки», чем развивали не только творческие способности, но и уважение к труду. Важная особенность нашего мини-музея – это участие детей и родителей в пополнении его экспонатами. И дети, и взрослые чувствуют причастность к общему делу: сами шьют и творят различные куколки для музея, тем самым узнают что-то новое о традициях нашего народа, нравственно и эстетически развиваясь.

Д.С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой».

Каждый мини-музей-это результат совместного труда воспитателя, детей и их семей. Ведь в семье формируются многие качества: в семье ребенок учится что-то любить, а что-то не любить, здесь он привыкает или не привыкает к труду, получает первые эстетические чувства. Во многих семьях из поколения в поколения передаются традиции. И если эти традиции будут внедряться в наше общество, то оно станет нравственнее и духовно богаче.

Из опыта своей работы предлагаю читателям одно из открытых занятий, проведенных посредством мини-музея кукол, целями которого были:

– развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;

– активизировать словарь детей за счет слов «кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная»;

– развивать мелкую моторику рук;

– учить изготавливать тряпичную куклу «Пеленашку».

Проводя занятие в мини-музее кукол, я преследовала следующие задачи:

1. образовательная: давать детям представления о куклах;

2. развивающая: развивать воображение и фантазию ребят, развивать связную речь;

3. воспитательная: воспитывать бережное отношение к игрушкам, к труду.

Ход мероприятия

Дети собираются в нашем мини-музее кукол.

Воспитатель: Ребята, мы собрались с вами в мини-музее кукол. Здесь нам уютно и приятно находится. О чем же мы будем с вами сегодня разговаривать? Попробуйте отгадать загадку!

«Есть ноги, но не ходит,

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может… что же это?

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь – Будет спать

День, и два, и даже пять».

Дети: Кукла.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы будем беседовать о кукле.

(Воспитатель показывает современную куклу и вместе с детьми рассматривает ее.)

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна кукла?

(Ответы детей: «играть с ней», «ухаживать за ней», «шить для нее одежду», «петь ей песенки»…)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте теперь потанцуем. Девочки, возьмите кукол и споем им песенку, да станцуем с куклами.

«Танец с куклами»

Фотография 1

Фотография 2

Воспитатель: Молодцы! Положим кукол на место и продолжим беседовать. Ой, посмотрите, ребятки, что это за сундучок тут появился?

(В сундуке находятся куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, пластмассовая. Дети говорят свои мнения, откуда этот сундучок.)

Воспитатель: Этот сундучок нам прислали из волшебной страны «Кукляндии». Как вы думаете, кто живет в этой стране?

Дети: Куклы.

Воспитатель: Правильно, там живут куклы! В «Кукляндии» очень много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давным-давно, когда не было еще ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой, вот такой.

(Воспитатель достает из сундука деревянную куклу, показывает детям, и отдает девочке, которая будет рассказывать стихотворение. Ребенок заранее выучил стихотворение, что являлось предварительной работой.)

Ребенок: Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

в разноцветных сарафанах,

На Руси 100 лет живут,

Всех матрешками зовут.

Воспитатель: Спасибо! Скажите, а на кого похожа эта кукла?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Затем человек придумал другую куклу – глиняную! (И воспитатель достает куклу из сундучка.) Спустя много лет, человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол, украшали и раскрашивали угольками.

Девочка рассказывает стихотворение (также заранее подготовленная):

Кукла глиняная я,

Непременно старшая!

Ведь ткани не было тогда,

Когда была я молода!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какую куклу придумали потом? (Ответы детей.)

Воспитатель достает из сундучка соломенную куклу, и передает ее девочке, которая расскажет стихотворение:

Фотография 3

Я соломенная кукла,

Прямо в поле родилась,

я, похожая на снопик,

Деткам очень нравилась.

В поле мамы вновь придут,

Детям песни запоют.

Возьмут соломку свежую,

И свяжут куклу нежную.

Воспитатель: Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – Тряпичную. (Воспитатель показывает куклу.) Ребята, а почему она так называется?

Дети: Она сделана из ткани.

Что-то все вы расхвалились,

Будто дети только с вами веселились!

Я куколка тряпичная,

А значит — необычная!

Храню покой и счастье,

Здоровье берегу,

Учу быть мастерицами,

И доброте учу!

Воспитатель: Молодец, спасибо!

А много лет спустя, человек изобрел пластмассу, и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать.

Далее девочка рассказывает стихотворение:

Я, конечно, молода

И собою хороша!

Спорить с вами не берусь,

В мире современном я верчусь!

Спешу узнать о новеньких прическах,

В нарядах лучших преуспеть,

И не к лицу мне старшею казаться,

Хотелось бы еще помолодеть!

И вам, сестрички, я советую

Не тратить время зря.

Все мы прекрасны, и поэтому

Нас любит детвора!

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Игра на словообразование: «КУКЛА КАКАЯ?».

Воспитатель катит ребенку мяч и говорит: «Кукла сделана из глины. Кукла какая?». Ребенок отвечает: «Кукла глиняная», и катит мяч обратно.

Фотография 4

Кукла из дерева – деревянная.

Кукла из соломы – соломенная.

Кукла из пластмассы – пластмассовая.

Кукла из тряпки – тряпичная.

Кукла из резины – резиновая.

Воспитатель: А сейчас мы пойдем в группу и будем учиться делать тряпичную куклу «Пеленашку».

(Дети рассаживаются за столом.)

Воспитатель: Кукла «Пеленашка» на вид очень простая, куколка-младенчик в платочке и запеленованная в пеленку.

(Изготовление детьми «пеленашки» под руководством и с помощью воспитателя. Для изготовления куклы заранее подготовлены: по два прямоугольных лоскутка ткани 15 на 25 см, треугольный лоскут для платочка, нитки. Прямоугольный лоскут дети вместе с воспитателем складывают пополам и плотно скручивают, затем перевязывают скрутку посередине пояском, далее куклу плотно пеленаем оставшимся кусочком ткани. «Пеленашка» готова!)

Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились! Давайте с ними поиграем!

Тихо, куколка, сиди,

Свою маму не буди!

Прыгай, кукла, веселей

Буди маму поскорей!

Фотография 5

Фотография 6

Список литературы:

1. Дайл Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. М., 2007.
2. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. М., 2003.
3. Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Издательский дом «Карапуз»., 2000.
5. Музейная педагогика / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, 2008.
6. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.