Рубрики
Экономика

Интегрирование курса «Финансовая грамотность» как необходимое условие современного образования

Современная система образования в России переживает начавшуюся менее 10 лет назад реформу, сутью которой было создание непрерывного образовательного процесса, охватывающего сразу несколько областей: от дошкольного образования до послевузовской ступени. Введение Федерального государственного образовательного стандарта было направлено на выстраивание строгой вертикали образования, определяющей место и время формирования предметных, метапредметных и личностных компетентностей, которые, по мнению авторов и профессионального сообщества, смогут приблизить образовательный процесс к реальной жизни (практическому применения).

0
Безрукавный Олег Сергеевич,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильная школа № 1955»,
ss-40@rambler.ru

Современная система образования в России переживает начавшуюся менее 10 лет назад реформу, сутью которой было создание непрерывного образовательного процесса, охватывающего сразу несколько областей: от дошкольного образования до послевузовской ступени. Введение Федерального государственного образовательного стандарта было направлено на выстраивание строгой вертикали образования, определяющей место и время формирования предметных, метапредметных и личностных компетентностей, которые, по мнению авторов и профессионального сообщества, смогут приблизить образовательный процесс к реальной жизни (практическому применения). Однако объективная реальность внесла свои коррективы. Трудности со снабжением школ новыми УМК, недостаточная подготовка и желание педагогов, часто приводят к тому, что основное образовательное время занимает традиционный урок, не позволяющий в полной мере сформировать метапредметные компетенции и практические навыки. Здесь же стоит указать на все еще открытый вопрос о предметном минимуме, который необходимо знать учащимся. Все это – объективные трудности, которые возникают при реформировании такой сложной системы общественных отношений как система образования.

В свою очередь, ФГОС дает возможность для интеграции новых предметов в классические курсы. Так, в обществознание уже крайне успешно интегрируются курсы «Право», «Экономика», «Государство и право». Это позволяет более эффективно организовать подготовку учащихся к Единому государственному экзамену. В то же время, дистанция между предметными знаниями и повседневной жизнью сокращается крайне медленно. Часто на выходе мы получаем выпускника с очень высоким уровнем освоением теоретического материала и не имеющим необходимого инструментария для реализации его на практике. Так, курс «Экономика» знакомит с основами экономических отношений в современном обществе, но не дает практических навыков, которые помогут говорить о финансовой грамотности учащегося.

По мнению ряда отечественных и зарубежных экспертов, включение блока занятий «Финансовая грамотность» будет дополнять теоретические знания об экономических процессах и смогут дать практический инструментарий учащимся, что, в свою очередь, позволит говорить о формировании компетентностей, которые требует от нас ФГОС.

Рассматривая понятие «финансовая грамотность», стоит указать следующие определения:

– совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения;

– достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «финансовая грамотность» включает в себя знания, умения, навыки, позволяющие ориентироваться в современных финансовых инструментах, рационально выбирать наиболее подходящие из них и учитывать риски от их использования.

Результаты исследования, проведенного компанией S&Pв 2015 году, показывают, что Россия находится на 24 месте в мире по финансовой грамотности среди взрослого населения. Нашими «соседями» оказались Белоруссия, Кения, Мадагаскар [1]. Однако результаты аналогичного исследования, проведенного среди школьников 15 лет [3], позволили поднять нас на 10 место и разделить его вместе с французами. Анализ этих данных позволяет сказать, что углубление в изучении экономических наук в курсе обществознания дает положительные результаты, однако более тщательный изучение этой проблемы показывает, что речь идет именно о теоретических знаниях, а не о практических.

Таким положением дел в нашей стране заинтересовался Всемирный банк и организовал совместно с НИУ «Высшая школа экономики» масштабную программу по повышению уровня финансовой грамотности среди населения.

Основной упор был сделан на учителей образовательных организаций с последующей передачей опыта детям. НИУ «Высшая школа экономики» на протяжении года проводит постоянно действующие курсы повышения квалификации, создан и опубликован в открытом доступе УМК по предмету «Финансовая грамотность» для всех учащихся – от начальной школы до старшей. Помимо этого, разработаны УМК для учащихся средних профессиональных образовательных организаций и для воспитанников школ-интернатов. Ежемесячно пополняется база методических разработок по темам, входящим в УМК «Финансовая грамотность», доступный всем желающим.

Как слушатель данных курсов повышения квалификации я могу отметить их важность в повышении моего личного уровня финансовой грамотности и получения готового методического комплекса для внедрения курса в своей образовательной организации.

Анализ УМК «Финансовая грамотность», предлагаемого Федеральным методическим центром по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, позволяет говорить о том, что учащиеся средних образовательных и средних профессиональных образовательных организаций смогут достаточно подробно, т.е. на том уровне, который позволяет говорить об уверенном пользовании, освоить такие темы [2], как:

1. «Банки».

2. «Фондовый рынок».

3. «Страхование».

4. «Налоги».

5. «Пенсионная система».

6. «Собственный бизнес».

7. «Риски в мире денег».

Важной особенностью данного УМК является то, что он полностью соответствует ФГОС [4] и основан на компетентностном подходе в образовании. Каждый урок построен с учетом формирования или отработки метапредметных компетентностей. Пособия содержат проверочные (производственные) задания для закрепления материала и отработки практических умений учащихся. Активно используется кейс-метод, что позволяет говорить об условиях для формирования и развития коммуникативного компонента метапредметных компетентностей и приближенности педагогических заданий к реальной жизни учащихся и их семей.

Безусловно, остается ряд проблем, с которыми может столкнуться педагог-предметник при организации образовательного процесса с учетом интеграции курса «Финансовая грамотность». Одной из основных проблем является объем академических часов, заложенных в учебный план и объем рабочей программы по предмету, в которой будет проходить интеграция. Анализируемый УМК позволяет маневрировать между данными организационными трудностями и использовать внеурочную форму работы. Также серьезным препятствием на пути введения курса в конкретной школе является стоимость УМК «Финансовая грамотность». Для многих образовательных организаций, не говоря уже о родителях, это могло быть непосильной ношей. Однако на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования находятся в открытом доступе, что указывалось ранее, полный методический комплекс. Это позволяет не использовать большие финансовые вливания со стороны администрации образовательных учреждений или родителей, а обойтись электронными ридерами или распечатыванием необходимого для занятия материала.

Принципы, на которых создавался и начинал реализовываться этот проект, позволяют внедрить и начать изучить курс «Финансовая грамотность» в сравнительно короткие сроки и при объективно невысоких дополнительных затратах.

Современные школьники будут жить в мире, где все больше будет цениться умение владеть современным социальным инструментарием в полном объеме. Сегодня школа стоит в рамках двух часто прямо противоположных векторах развития: «Школа для экзамена» и «Школа для жизни». В условиях мировой конкуренции современная российская школа должна «выпускать конкурентно способных» учащихся, чьи компетентности позволят говорить не только о высокой степени освоения теоретического материала, но и эффективного умения применять его на практике.

Список литературы:

1. Волкова О. Россияне уступили в финансовой грамотности Монголии и Зимбабве // Интернет-портал «РБК». 18 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/economics/18/11/2015/564cb0b49a794735ec96b7d2 (дата обращения: 9.12.16).
2. Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций // Интернет-портал НИУ «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/methodology (дата обращения: 10.12.16).
3. Рейтинг России по финансовой грамотности // Интернет-портал «Финграм». 23 октября 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://finagram.com/rejting-rossii-po-finansovoj-gramotnosti/ (дата обращения: 9.12.16).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Интернет-портал «Российской Газеты». 19 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.Html (дата обращения: 10.12.16).
5. Финансовая грамотность // Интернет-портал «Банки.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/ (дата обращения: 10.12.16).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.