Рубрики
Дошкольное образование

Развитие любознательности у детей 6–7 лет: тема «Теремок»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

0
Антонова Татьяна Александровна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1692»,
tatyana.antonova1853@yandex.ru

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

В процессе своей работы я заметила, что именно любознательность и интерес к новому подталкивает детей к освоению новых умений. В процессе поисковой деятельности дети открываю новое, ищут и находят решения учебных задач, что в последствие помогает им в реальной жизни, а не только на занятиях в детском саду.

Ключевым и основополагающим в развитии творческих способностей дошкольников является хорошо развитое воображение, которое, в свою очередь, лучше всего формируется в рамках ведущей деятельности – игровой.

Как же развивать творческий потенциал у дошкольников? В своей деятельности я использую множество методов. Игры, упражнения, задания в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями.

Мой личный опыт работы учителем-дефектологом и наблюдение за детьми во время непосредственной образовательной деятельности показали, что больше всего детям нравится действовать в условиях, с одной стороны, хорошо знакомой ситуации, с другой стороны – в такой ситуации, где помимо хорошо известных условий есть возможность экспериментировать, придумывать новые решения творчески подходить к процессу выполнения заданий.

Как учитель-дефектолог я давно использую в своей работе такой метод, как «драматизация сказок». В процессе разыгрывания сказок детям приходится фантазировать, уходить от реальной ситуации в вымышленную, такая драматизация помогает детям развивать творческий потенциал, воображение, память, логическое мышление, способность устанавливать элементарные причинно-следственные связи, любознательность. С одной стороны, дети чувствуют себя психологически защищенными, ведь они уже знакомы с сюжетом сказки, знают его во всех подробностях, и тут для них нет ничего нового или неожиданного: дети, как правило, легко и с радостью соглашаются драматизировать (разыграть по ролям) сказку. С другой стороны, обсуждение сюжета сказки рождает ряд вопросов, ответить на которые можно в том случае, если ребенок задействует свое воображение, представляет ситуацию, переносит сюжет сказки из наглядного (разыгранного с помощью игрушек) во внутренний (в область своих представлений) план.

В связи с вышесказанным я решила развивать творческий потенциал и любознательность у детей старшего дошкольного возраста с помощью развития их художественно-эстетических способностей. В процессе непосредственной образовательной деятельности (групповой работы) происходит интеграция таких образовательных областей, как:

– коммуникация: дети учатся взаимодействовать с педагогом, своими сверстниками, ищут и находят решения поставленных задач, обсуждают задачу в целом и разрабатываю этапы решения задачи. Анализируют уже готовый объект и на основе этого анализа составляют план по изготовлению объекта;

– познание: дети вспоминают и активизируют знание сюжета сказки, активизируют полученные ранее знания по таким разделам программы, как ФЭМП, ознакомление с окружающим миром;

– художественно-эстетическое развитие: дети сами продумывают этапы работы, выбирают материалы, предлагают варианты решения для выполнения поставленных задач, используют уже полученные ранее умения, вырезать, клеить, рисовать и т.д.

Таким образом, я совмещаю в своей работе драматизацию сказок и ручной труд, что помогает детям осознать важность и значимость их работы. На первом этапе мы знакомимся со сказкой. Учитель-дефектолог читает детям сказку, задает вопросы (которые помогают развивать у детей с ОВЗ творческое воображение, любознательность, навыки связной речи).

Затем, когда дети хорошо знают сюжет сказки и всех персонажей, совместно с детьми, мы изготавливаем этих персонажей. В процессе изготовления мы закрепляем основные умения полученные детьми во время НОД по разделу программы «Ручной труд»: клеим, вырезаем ножницами, обводим по контуру, рисуем и т.д.

В процессе изготовления поделки, дети приходят к пониманию того, что их труд нужен и востребован, что они делают не просто поделку, которую после изготовления поставят на полку, а героя сказки, с помощью которого они будут проводить драматизацию этой сказки. В связи с этим у детей резко повышается мотивация, дети стремятся правильно, без ошибок выполнять все задания, так как понимают, что персонаж будет использоваться ими во время драматизации, и поэтому стараются сделать его как можно лучше. Дети сами разрабатывают план по изготовлению героя сказки, сами вносят в него изменения, обсуждают правильность и последовательность этого плана со сверстниками и учителем-дефектологом.

После того как герои сказки готовы, дети совместно с учителем-дефектологом приступают к драматизации сказки.

Разыгрывание сказки по ролям требует от детей проявления их творческих способностей, воображения и в какой-то мере артистизма. Ведь для того чтобы «сыграть роль», ребенок должен представлять себе, как говорит мышка, как – волк, как – лягушка и т.д. Он должен знать и учитывать особенности своего персонажа, его качества (зайчик и мышка – боязливые, у них тонкие голоса, они быстро бегают; медведь – большой, неуклюжий; лисичка – быстрая, ловкая, хитрая и т.д). Помимо «характера» своего персонажа ребенок должен понимать, как взаимодействует его персонаж с остальными.

Хочу отметить, что данный опыт работы можно использовать не только с дошкольниками 6–7 лет, но и с дошкольниками 3–4, 4–5, 5–6 лет. Для этого можно взять для НОД сказки, потешки или стихотворения, рекомендуемые для данной возрастной группы детей программой вашего ДОУ, или самостоятельно подобрать литературное произведение отвечающее особенностям развития познавательной сферы детей (для детей с ОВЗ).

Ниже представлен конспект НОД мастер-класса для детей и родителей, который я провела на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1692» с детьми с ОВЗ.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по мастер-классу для детей и родителей «Развитие любознательности у детей 6–7 лет»

Тема: «Теремок»

Цель: способствовать развитию творческого потенциала и любознательности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с объемной фигурой «цилиндр», закреплять навыки порядкового счета. Тренировать детей в умении вырезать детали по контуру из цветной бумаги.

Развивающие: развивать детскую фантазию и воображение во время непосредственной образовательной деятельности.

Коррекционные: активизировать словарь по теме НОД, вспомнить сюжет и героев русской народной сказки «Теремок», повторить порядковые числительные (первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой), развивать творческое воображение, логическое мышление, память; воспитывать желание обыгрывать персонажей.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги, прививать доброе отношение к сказкам и друг другу.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: групповая.

Форма реализации: открытый мастер-класс для детей и родителей, использование объемного макета «Теремок», готовые игрушки из цилиндров, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Методические приемы:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Анализ объекта (игрушка-лягушка).

4. Продуктивная деятельность (изготовление игрушки)

5. Драматизация сказки.

6. Итог, рефлексия.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Теремок из картона, готовые игрушки из цилиндров (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь).

Раздаточный материал: клей, ножницы, бумажные салфетки, клеенки, простые карандаши, фломастеры, заготовка цилиндр зеленого цвета, цветная бумага с контурным изображением головы лягушки, лапы лягушки из цветной бумаги, глаза, все материалы по количеству детей.

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникация», «Познание».

Ведущая ОО: «Художественно-эстетическое развитие».

Время проведения:18 ноября 2016 г.

Предполагаемый результат: Дети умеют изготавливать героев сказки из нетрадиционного материала (цилиндр) и цветной бумаги, умеют находить отрицательные и положительные стороны объекта, анализировать объект, проявляют желание сотрудничать.

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети заходят в актовый зал и вместе с педагогом рассматривают столы мастеров, на которых представлены игрушки, которые дети могут сделать с данным мастером.

 

Фотографии 1–2

Педагог спрашивает детей, из каких материалов сделаны готовые игрушки, дети проводят анализ готового изделия (устно). После того как все мастерские посмотрены, педагог предлагает детям выбрать тот стол, за который они сядут, и будут делать игрушку.

2. Вводная беседа за столом

– Здравствуйте дети, меня зовут Татьяна Александровна, а как зовут вас, давайте познакомимся. (Дети по очереди называют свои имена.)

– Давайте вспомним, герои какой сказки стоят на столе? (Ответы детей.)

– Правильно, это сказка «Теремок». (Далее дети перечисляют всех героев сказки и показывают их на уже готовых игрушках.)

– Кто пришел в теремок первый? (Мышка-норушка.)

– Кто второй? (Лягушка-квакушка.)

– Кто третий? (Зайчик-побегайчик.)

– Кто четвертый? (Лисичка-сестричка.)

– Кто пятый? (Волк – зубами щелк.)

– Кто шестой? (Медведь.)

– Кто сломал теремок? (Медведь.)

– Почему теремок сломался? (Теремок был маленький, а медведь очень большой, теремок не выдержал и сломался.)

– Хорошо ли поступили звери, когда пустили в теремок медведя? (Да, хорошо.)

– А медведь, хорошо поступил, сломав теремок? (Плохо.)

– Что было после? (Животные построили себе новый теремок, большой и крепкий и стали все в нем жить.)

– Сегодня мы с вами сделаем одного героя сказки «Теремок». Посмотрите, какие заготовки лежат у вас на столе? (Зеленые цилиндры.) Кто может получиться из этих заготовок? (Лягушка-квакушка.) Правильно, сегодня мы с вами будем делать лягушку-квакушку.

Но перед тем как начать делать игрушку, мы с вами вспомним, как нужно пользоваться ножницами и клеем. (Далее дети и учитель-дефектолог обсуждают и показывают, как нужно правильно держать ножницы, как нужно передавать ножницы товарищу, как нужно пользоваться клеем, учитель акцентирует внимание детей на том, что если руки испачкались в клее, то их можно вытереть салфеткой.)

3. Анализ объекта (лягушка)

– А теперь, давайте посмотрим, из каких же частей состоит наша лягушка-квакушка?

(Дети проводят анализ игрушки и называют составные части, из которых будет состоять будущая игрушка: цилиндр, лапки голова, глаза.)

– А как мы сделаем лягушке рот? (Нарисуем фломастером.)

– Правильно, ребята, вы верно назвали все части лягушки. Посмотрите на ваши столы, все ли детали и необходимые для работы инструменты у вас есть? (Да.)

– Тогда давайте начнем делать нашу лягушку.

4. Продуктивная деятельность (изготовление игрушки)

(Дети выполняют действия пошагово, учитель-дефектолог дает речевую инструкцию и сам вместе с детьми выполняет действия, дети смотрят и делают то же самое.)

 

Фотографии 3–4

а) возьмите ножницы;

б) теперь вам нужно вырезать голову лягушки из зеленой бумаги по контуру (контур заранее нанесен на бумагу, дети вырезают);

в) закройте и положите ножницы на стол;

г) возьмите глаза (глаза уже вырезаны) положите их на клеенку;

д) возьмите и откройте карандашный клей;

е) промажьте обратную сторону глаза клеем и приклейте глаз на мордочку лягушке;

ж) то же самое проделайте со вторым глазом;

з) закройте клей;

и) возьмите фломастер и нарисуйте рот лягушке;

к) возьмите клей;

л) промажьте клеем оборотную сторону мордочки лягушки и приклейте ее на наш цилиндр;

м) возьмите лапки лягушки и промажьте их клеем, не все, а только края;

н) приклейте лапки к цилиндру;

о) закройте клей.

– Кто у вас получился? (Лягушка-квакушка.)

– Молодцы, вы все делали правильно, поэтому у вас получилась лягушка.

5. Драматизация сказки

– Поставьте ваших лягушек на клеенки. Сейчас мы с вами поиграем в «Теремок». Для этого я раздам каждому из вас по одному герою сказки.

(Каждому из детей учитель-дефектолог дает героя сказки «Теремок», и дети разыгрывают сказку.)

Учитель: Стоит в поле теремок – он ни низок не высок, бежит по полю мышка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

Ребенок: Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Учитель: Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке. Прискакала лягушка-квакушка:

Ребенок: Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Ребенок: Я, мышка-норушка, а ты кто?

Ребенок: А я – лягушка-квакушка. Давай вместе жить?

Ребенок: Давай.

Учитель: И стали они вдвоем жить. Бежит по полю зайчик.

Ребенок: Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Ребенок: Я, мышка-норушка,

Ребенок: Я, лягушка-квакушка, а ты кто?

Ребенок: А я зайчик-побегайчик. Пустите меня в теремок жить.

Дети: Заходи в теремок.

Учитель: И стали они втроем жить. Бежит по полю лисичка.

Ребенок: Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Ребенок: Я – мышка-норушка.

Ребенок: Я – лягушка-квакушка

Ребенок: Я – зайчик-побегайчик, а ты кто?

Ребенок: А я – лисичка-сестричка.

Дети: Иди к нам.

Учитель: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Бежит по полю волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.

Ребенок: Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Ребенок: Я – мышка-норушка.

Ребенок: Я – лягушка-квакушка.

Ребенок: Я – зайчик-побегайчик.

Ребенок: Я – лисичка-сестричка, а ты кто?

Ребенок: А я – волчок – серый бочок.

Дети: Иди к нам жить!

Учитель: Стали они впятером жить. Идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и заревел.

Ребенок: Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Дети: Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-побегайчик, я – лисичка-сестричка, я – волчок – серый бочок.

Ребенок: А я – медведь-косолапый! Пустите меня в теремок.

Дети: Заходи.

Учитель: Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит.

Ребенок: Я лучше у вас на крыше буду жить.

Дети: Да ты нас раздавишь!

Ребенок: Нет, не раздавлю.

Дети: Ну так влезай!

Учитель: Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить.

Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

6. Итог, рефлексия

 

Фотографии 5–6

– Какую игрушку мы сегодня делали?

– Какие детали были у нашей игрушки?

– Вам понравилось делать лягушку квакушку?

– В какую сказку мы сегодня играли?

– Сколько животных жили в теремке?

– Кто сломал теремок?

– Вам понравилось играть в теремок?

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1997.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.