Рубрики
Дошкольное образование

Различные формы взаимодействия с родителями воспитанников: детский сад – семья

Сегодня при рассмотрении проблем воспитания детей особое внимание уделяется качеству образования, которое предполагает участие в воспитательном процессе как родителей, так и педагогов. Более того, эти две категории стараются не разделять, а сделать единым явлением.

0
Куликова Марина Анатольевна,
воспитатель ДО № 3
ГБОУ г. Москвы «Школа № 97»,
marey78@yandex.ru

Сегодня при рассмотрении проблем воспитания детей особое внимание уделяется качеству образования, которое предполагает участие в воспитательном процессе как родителей, так и педагогов. Более того, эти две категории стараются не разделять, а сделать единым явлением. Об этом прямо говорится в законе РФ «Об образовании», где родителей и называют «первыми педагогами в жизни каждого ребенка» (ст. 18, п. 1).

Именно на родителях лежит ответственность за первичное образование и внушение основ, которые послужат базой для нравственного, физического и интеллектуального воспитания в будущем. Это – прямое разрешение со стороны государства для родителей полноправно участвовать в воспитании детей, но при этом родители не должны монополизировать такое право и обязанность, а целенаправленно идти к объединению усилий с педагогами образовательных учреждений.

В данном случае такой симбиоз усилий должен превратиться в плодотворное сотрудничество, где ни учитель, ни родитель не имеет конкретных приоритетов и лидирующих функций. Это касается не только самого процесса воспитания и образования, но и оценки полученных ребенком навыков и знаний. Деятельность должна быть совместной, и в основе ее лежит, прежде всего, к общению.

Таким образом, говорить о высоком качестве школьного и особенно дошкольного образования можно только при должном уровне компетентности педагогов и родителей. Достичь этого не так уж сложно, если заниматься совершенствованием системы работы дошкольных образовательных учреждений, которая должна предполагать плотный контакт родителей и педагогов.

Несмотря на понимание такого положения вещей, проблема взаимодействия в настоящее время является актуальной, и среди причин, по которым этот момент стал «больным» местом в образовании – изменение института семьи, внедрение информационных технологий и нехватка времени для получения новых знаний. И если родители понимают всю серьезность ситуации и готовы принимать участие в воспитании детей, а не перекладывать ответственность исключительно на педагогов – подобные проблемы можно быстро устранить.

Но в данном вопросе главную роль изначально играет подготовка педагогов, которые в масштабном понимании являются в тандеме «родитель-педагог» ведущими, а не ведомыми. И вне зависимости от уровня подготовки педагога далеко не всегда им удается найти с родителями общий язык и решить поставленные задачи оптимально, при этом попытки стать авторитарной единицей в таком союзе изначально обречены на провал.

В решении вопросов, касающихся взаимодействия педагогов и родителей, важно понимать, что родители сегодня имеют доступ к тем же методическим и образовательным материалам, что и преподаватели. Более того, родители могут сравниться с педагогами по уровню культурного, интеллектуального и эмоционального развития, но при всем это родители без специальной подготовки в большинстве случаев не смогут похвастаться педагогическим опытом и навыками.

Это может привести к тому, что, даже зная своего ребенка лучше, чем педагог, самый чуткий и образованный родитель с большой вероятностью не сможет выбрать оптимальные методы и приемы воспитания. И здесь педагоги могут оказать поддержку и помочь родителям сориентироваться в верном направлении по поводу использования конкретных методик воспитательного характера.

Хотя рассчитывать на такую помощь по ряду причин можно не во всех случаях. Чаще всего, когда речь идет о воспитателях в дошкольных образовательных учреждениях, педагог просто не расценивается как полноценный специалист. А такая недооценка, о которой прекрасно осведомлены и сами педагоги, сказывается и на их профессиональных качествах. По статистике немногие педагоги вне зависимости от стажа, опыта и уровня готовы работать с родителями, так как сомневаются в своем авторитете. Отчасти это убеждение формируется потому, что сами дошкольные учреждения не позиционируются как место, где ребенок может получить полноценное воспитание и соответствующее его возрасту образование. Детсад – это место, где за детьми присматривают, пока родители на работе. Такое общепринятое положение и затрудняет налаживанию контакта воспитателя и родителей.

Но если сравнивать детские сады сегодня и детсады, которые были десять, двадцать и более лет назад, можно уверенно проследить повышение социального статуса воспитателю, к которому крайне редко относятся лишь как к сиделке или няне. Но пока сами педагоги не осознают свою роль в воспитании детей и не откажутся от устаревших постулатов, согласно которым воспитатель – лицо вторичное, никаких кардинальных изменений не произойдет.

Нередко и сами педагоги говорят, что не могут найти индивидуальный подход к каждому родителю. Даже при всем своем опыте в педагогике и психологии такие специалисты не всегда могут отметить какие-то индивидуальные особенности родителей. Это затрудняет коммуникацию и заставляет педагога ощущать себя некомпетентным. Более того – воспитатели часто боятся того, что родители не поймут их и создается ошибочная уверенность в том, что недопонимание или полное непонимание может привести к каким-то отрицательным последствиям.

Если же желание идти на контакт у обеих сторон вне зависимости от опыта и опасений есть, такие проблемы можно назвать незначительными, и хороший педагог отдает себе отчет в том, что общая задача взрослых людей заключается не в поиске подхода друг к другу, а в поиске возможности дать ребенку все необходимое для его полноценного развития.

Налаживанию и укреплению отношений между родителями и педагогами способствуют методические работы, в процессе которых происходит повышение квалификации и соответственно навыков специалиста. В дошкольных образовательных учреждениях такая работа предполагает первичный анализ ситуации, на основании которого можно поставить определенные задачи и успешно их реализовать.

Формой взаимодействия семьи и педагога-воспитателя являются совместные проекты, мастер классы, экскурсии.

На основании вышесказанного можно сделать некоторые определенные выводы по заданной проблематике.

Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в Законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Список литературы:

1. Карпов А.В. Пролеткульт как социально-культурное движение: автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. культурологии. СПб.: СПбГУП, 2012.
2. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: попул. лекции по народоведению. М.: Айрис-пресс, 2014.
3. Румянцев С.Ю., Шульпин А.П. Самодеятельное начало социалистической культуры // Коммунист. 2011. № 9. С. 63–71.
4. Федеральный закон «Об образовании» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 8.12.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.