Рубрики
История

К вопросу о современных требованиях эффективного урока истории

Сегодня, в Российской Федерации, на основе базовых принципов образования – компететностной парадигмы, поликультурности и многоперспективности, завершается процесс формирования новой системы исторического образования. Мы живем в условиях быстрого освоения и обновления знаний, в условиях интеграции различных областей науки и технологий. Конвергентность и информатизация образовательного процесса – объективная реальность. История в этом контексте нацелена на постоянное переосмысление прошлого, так как в оборот вводятся новые источники, появляются современные методы исследования, расширяются и углубляются междисциплинарные связи.

0
Карпинчик Светлана Григорьевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДО г. Москвы,
karpinchiksg@mosmetod.ru

…Пусть учитель… объясняя что-либо ученику…

покажет ему это с сотни разных сторон

и применит к множеству различных предметов…

Основная задача… запечатлеть в памяти ученика…

не столько события, сколько уменья судить о них.

Мишель Монтень (1533–1592 гг.) – французский мыслитель эпохи Возрождения.

«Опыты» (1588 г.).

Сегодня, в Российской Федерации, на основе базовых принципов образования – компететностной парадигмы, поликультурности и многоперспективности, завершается процесс формирования новой системы исторического образования. Мы живем в условиях быстрого освоения и обновления знаний, в условиях интеграции различных областей науки и технологий. Конвергентность и информатизация образовательного процесса – объективная реальность. История в этом контексте нацелена на постоянное переосмысление прошлого, так как в оборот вводятся новые источники, появляются современные методы исследования, расширяются и углубляются междисциплинарные связи.

Стоит напомнить содержание новых фундаментальных понятий общественного вектора развития.

Современная конвергенция знаний и мировоззрения – это восприятие и понимание окружающего мира как единое целое

Рисунок 1

Конвергентность – сближение, дополнение, взаимодействие, вследствие конвергенции.

«Информатизация– это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности». (Академик А.П. Ершов)

Следовательно, урок сегодня – это комплексная работа с информацией, представленная средствами и приемами, наиболее эффективными для восприятия и представления информации в процессе познания.

Основные требования к эффективному уроку впервые были сформулированы в Письме Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03:

– переход от репродуктивных форм преподавания к самостоятельным поисково-исследовательским видам работ;

– акцент на конструктивный компонент учебной деятельности;

– формирование коммуникативной культуры обучающихся;

– развитие умений работы с различными типами информации.

Из поставленных целей образовательного процесса можно выделить средства, методы их достижения. Например: установление межпредметных связей в обучении, метапредметность в решении практических задач на основе исторических источников. А еще – результативность урока, тщательная диагностика, взаимодействие учителя и ученика. Из реализации данных средств и методов как целого механизма, логически вытекают критерии качественного урока истории, позволяющие дать оценку полученному результату.

Можно сформулировать следующие актуальные задачи образовательного процесса, они же – критерии качественного урока истории:

1. Организация метапознавательной деятельности обучающихся как субъекта образовательного процесса.

2. Использование внутрипредметных и межпредметных связей в обучении для формирования личностных компетенций обучающихся.

3. Высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию исторической науки.

4. Результативность обучающихся в решении практических задач, в работе с историческими источниками.

5. Формирование навыков работы с различными источниками информации, т.к. информация сегодня – средство организации деятельности, а не цель обучения.

6. Тематическая сюжетность, цельность урока, логическая связь всех этапов и структурная законченность.

Компетентностный подход, востребованный информационной эпохой, предполагает, в первую очередь, приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критическое и творческое отношение к знаниям. Как известно, Стандарты первого и второго поколений определяют структуру урока, этапы образовательного процесса: это актуализация, целеполагание, деятельность по изучению нового материала, рефлексия, обобщение-закрепление-диагностика.

Схематически структуру урока можно представить таким образом, где отображаются не только временной порядок этапов урока, но и особенность системно-деятельностного подхода. Каждый этап содержит практико-ориентированное задание на основе использования различных информационных ресурсов. Задание может быть построено: с учебником и иллюстрацией, картой; документом, картиной, схемой; видео, плакатом, картой и т.д. Одновременная работа с несколькими источниками информации позволяет не только эффективно формировать УУД, но и качественно добиваться результата. В ходе комплексной работы с информацией ученики информацию сравнивают, находят, анализируют, преобразуют, запоминают.

Рисунок 2

Еще раз стоит отметить, что образность, яркость фактов – обязательное условие эмоционального восприятия и представления, запоминания, активной мыслительной деятельности на уроке.

Рисунок 3

Используя многообразие информационных ресурсов в подготовке практических заданий, мы решаем самую главную задачу – переход от репродуктивных форм преподавания к самостоятельным поисково-исследовательским видам работ. Работа с практическими заданиями на определенных этапах урока предполагает примерную классификацию практических заданий:

1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения/

2. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию.

3. Построение умозаключений – обобщений – выводов.

4. Доказательство.

5. Определение причин и следствий понятий и явлений.

6. Группировка по заданному основанию.

7. Сравнение по указанным критериям.

8. Формулирование определения понятия по тексту.

9. Классификация.

10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.

11. Определение своей аргументированной оценки.

Подготовка к уроку практических заданий, на основе различных информационных ресурсов, связана с выбором форм, способов и приемов реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Из опыта работы хотелось бы предложить варианты межпредметных заданий, метапредметной деятельности на примере темы урока о Московской битве.

Прежде всего, из огромного числа источников необходимо выбрать соответствующие теме урока, которая представляет собой сюжет исследования, или сюжет практической работы, или мини-проекта (форма урока – на выбор учителя) об историческом значении Московской битвы, факторах победы.

«Как битва за Москву стала для фашистской Германии началом катастрофы?»

Держась, как за личное счастье,

За каждую пядь земли,

Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промерзлый вросли!..

(П. Железнов «На подступах к Москве»)

Следовательно, по содержанию мы выбираемисточники, позволяющие раскрыть историческое значение Московской битвы.

Рисунок 4

Вот примеры межпредметных заданий о смысловых значениях термина «наступление». Данные задания можно использовать на таких этапах урока, как целеполагание и рефлексия.

Задание 1. Состоит из видеоряда и текста.

1. Установите историческую дату этого трагического рассвета.

2. В каких смысловых значениях в данном отрывке используется слово «наступление»?

Рисунок 5

Наступление рассвета

«В ранний предрассветный час ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, далеко, на западном крае чуть светлеющего предутреннего неба, среди уже потускневших звезд самой короткой летней ночи вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Они не стояли неподвижно, медленно и безостановочно плыли к востоку, прокладывая свой путь среди гаснущих ночных звезд…»

Задание 2 (рефлексия).

Используя эпитеты к понятию «наступление» и материал урока, составьте несколько предложений, раскрывающих тему урока «Мы под Москвой встали насмерть…».

Большое, великое, величественное, внезапное, генеральное, героическое, грандиозное, долгожданное, кровавое, кровопролитное, крупное, массированное, мощное, небывалое, неожиданное, победное, победоносное, преступное, развернутое, решающее, решительное, стремительное, сокрушительное, успешное, широкое, энергичное. Безоглядное, жертвенное. Артиллерийское, воздушное, общее, танковое, фланговое, фронтальное.

Задание 3 (на классификацию, составление схемы, таблицы).

Рисунок 6

На этапе урока работы с новым материалом можно предложить задания для получения достоверной информации из нескольких источников.

Задание 4(по поиску и отбора информации в любом источнике по заданному основанию)

Подберите доказательства «Москва – военный город».

1. Дайте оценку историческому документу.

2. Подберите названия к сюжетам фотографий военной Москвы.

Рисунок 7

Задание 5.Задания к источнику с аудиоинформацией: http://teatr.audio/kalinin-mihail-obraschenie-k-narodu-v-noch-s-1941-na-1942.

1. На основе аудиоинформации сформулируйте историческое значение битвы за Москву.

2. От лица свидетеля той военной поры, назовите самые важные для вас слова обращения. Приведите аргументы.

3. Определите значение данного обращения к советскому народу для дальнейшего наступления Красной Армии.

Рисунок 8

Задания 6 (сравнение по указанным критериям):

1. Используя две основные карты боевых действий, узнайте, как менялась линия фронта периода «Обороны Москвы», периода Контрнаступления. Проанализируйте характер развития всего хода сражения.

Рисунок 9

Задание 7 (построение умозаключений – обобщений-выводов, доказательств, определение причин и следствий понятий и явлений).

Генерал «Мороз». Особенности климата на территории восточноевропейской равнины – объективный фактор военных действий.

1. На основе графиков определите погодные условия осени-зимы 1941–1942 гг.

Рисунок 10

2. Соотнесите полученные данные с влиянием низких температур на организм человека. Сделайте выводы.

Рисунок 11

3. Предположите, как влияли низкие температуры на возможности военной техники.

Задание 8

Блицкриг развивался со средней скоростью движения танка. Известно, что у танка ограниченные технические ресурсы гусениц для преодоления больших расстояний. Используя данные средней скорости танка, износ гусениц, можно узнать: сколько километров в сутки могли преодолевать танки без ремонта до цели прибытия.

Рисунок 12

Решите задачу:

У танков PzKpfw III и PzKpfw IV (Т-III и Т-IV) ресурс работы двигателя в условиях войны – около 200 часов. (Для сравнения: у советского Т-34 – 150 часов.) После этого требовалась замена двигателя, либо серьезный ремонт. Скорость по пересеченной местности у Т-III составляла 10–15 км/ч.

Могла ли 2-я танковая группа Г. Гудериана из группы армий «Центр» в августе-сентябре 1941 г. совершить бросок на юг из района Смоленска под Киев и вернуться обратно под Смоленск? Расстояние от Смоленска до Киева по прямой – около 630 км.

Задание 9 (анализ явления и формулирование обобщения-вывода).

Как был представлен пронзительный образ Родины-матери в произведениях искусства в первые дни войны? Приведите примеры. Какие стихотворные строчки запомнились вам больше всего?

Рисунок 13

Задание 10 (на закрепление, обобщение).

Используя иллюстративный ряд – плакаты 1941 года, определите исторические факторы победы Красной Армии под Москвой. Сделайте вывод о том, как Битва за Москву стала для фашистской Германии началом катастрофы?

Рисунок 14

Рисунок 15

Качественный урок характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся.

Урок требует неизменного процесса совершенствования и модернизации. Например, инновационным приемом исследовательской самостоятельной работы на уроке может стать использование исторических парадоксов, и как в постановке темы урока, в обозначении проблемы исследования, так и в содержании заданий. Ведь совершенно очевидно, что парадоксы:

1. способствуют формированию критического мышления;

2. обеспечивают творческое применение знаний;

3. формируют опыт исследовательской деятельности;

4. вскрывают противоречивые стороны объекта познания;

5. приобщают к самостоятельному решению познавательных задач;

6. представляют метапредметные связи в интеграции с научными знаниями;

7. создают основы для коммуникационного общения и взаимодействия.

(Подробнее см.: Карпинчик С.Г. Исторические парадоксы как метод реализации компетентностного подхода.// Слово учителю. [Электронный ресурс]. URL: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/901-karpinchik-s-g-istoricheskie-paradoksy-kak-metod-realizatsii-kompetentnostnogo-podkhoda-na-osnove-informatsionnogo-prostranstva-istoricheskogo-parka-rossiya-moya-istoriya(дата обращения: 8.12.2016).

Как известно, в Стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам. А, значит, в структуру урока следует внести диагностику, прогнозирование, новые элементы, связанные с достижениями личностного результата. Выполнение данных требований определяет роль учителя как модератора, а обучающихся – как активных субъектов образовательного процесса.

Рисунок 16

Таким образом, эффективный урок сегодня необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя на основе различных информационных ресурсов. Образность, яркость фактов – обязательное условие эмоционального восприятия, запоминания, активной мыслительной деятельности. Учитель располагает выбором форм, способов и приемов реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Принципиально лишь учесть при этом возрастные особенности учащихся, уровень подготовленности. Поэтому одной из главных черт качественного урока является его результативность, то есть усвоение учащимися основного изучаемого материала в классе, на уроке, умелое сочетание исследования нового материала, с повторением изученного ранее, подготовка учащихся в процессе урока к последующей самостоятельной работе.

И тогда, к нашему удовлетворению, «Обратившись к истории, юноша будет общаться с великими душами лучших веков». (Мишель де Монтень)

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский провидчески утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим возможностям и условиям.

Список литературы:

1. Балашов Л.Е. Парадоксы и парадоксальное мышление. М., 2011.
2. Мишель Монтень. Опыты. Кн. I. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1960.
3. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики / Избранные труды. В 4 кн. М.: Дрофа, 2005.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.