Рубрики
Дошкольное образование

«Осенний лес»: методические рекомендации по проведению открытого занятия (досуга) по ознакомлению с миром природы в средней группе

Основная цель данной работы – это закрепление полученных детьми знаний о сезонных изменениях в природе, деревьях, грибах, а также, в рамках экологического воспитания, закрепление правил поведения в лесу соответственно возрасту детей.

0
Паршина Ольга Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1034»,
olga-2004@mail.ru

Основная цель данной работы – это закрепление полученных детьми знаний о сезонных изменениях в природе, деревьях, грибах, а также, в рамках экологического воспитания, закрепление правил поведения в лесу соответственно возрасту детей. Данная работа затрагивает следующие образовательные области:

– социально-коммуникативное развитие;

В процессе открытого занятия, у детей формируется положительное отношение к окружающему миру, сверстникам, приглашенным гостям. Развивается уверенность в своих знаниях и возможностях.

– познавательное развитие;

Благодаря красочному оформлению группы, использованию музыкального сопровождения во время проведения занятия, у детей формируется познавательный интерес, развиваются воображение, мышление, память, внимание, восприятие.

– речевое развитие;

В процессе открытого занятия дети активно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, пели песни, дискутировали со сверстниками и воспитателем – все это способствовало формированию активного словаря и расширению словарного запаса.

– физическое развитие;

Во время занятия дети не сидели на стульях, а постоянно находились в движении, свободно перемещались по группе «Осеннему лесу», участвовали в динамической паузе, что полностью удовлетворило физическую активность.

Данное мероприятие прошло по задуманному мной плану, цель достигнута, задачи решены в полном объеме. Благодаря использованию сюрпризных моментов, записей детских песен и яркому оформлению группы, мне удалось удержать внимание детей на протяжении всего досуга. Отзывы от присутствующих коллег получены положительные.

Программное содержание

– закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;

– закреплять знания детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их;

– уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений;

– закреплять знания детей о правилах безопасного обращения с лесными грибами;

– закреплять знания детей о грибах (белый гриб, мухомор, лисичка, опята, подберезовик) на основе пройденного материала;

– воспитывать бережное отношение к живой природе, способность любоваться ее красотой.

Оборудование

– макеты деревьев;

– листья и семена деревьев;

– игрушки: белочка;

– макет грибной поляны;

– запись: песня А.А. Евтодьевой «Танец с листочками», песня «Осень снова к нам пришла», песня Е.В. Скрипкиной «Осень в гости к нам пришла».

Ход занятия

Воспитатель (показывает детям красивый резной листок): Ребята, посмотрите, к нам прилетел листочек, не простой, а с письмом. Но чтобы прочитать письмо, надо отгадать от кого оно:

Пусто в поле, дождь идет.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползет,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? –…

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали загадку, письмо нам прислала осень, интересно, что там написано? Давайте прочитаем его: «Дорогие ребята, здравствуйте, я – Золотая осень, приглашаю вас погулять в осеннем лесу и посмотреть, что изменилось с моим приходом». Ребята, вы хотите погулять в осеннем лесу и увидеть, как он преобразился?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Давайте тогда вспомним правила поведения в лесу.

Дети: Нельзя мусорить, ломать деревья и рвать цветы, трогать диких животных, разорять птичьи гнезда, трогать и употреблять в пищу грибы и ягоды, разводить костер.

Воспитатель: Молодцы, вы знаете правила поведения в лесу, теперь мы можем отправляться в путь! Давайте для осени споем песню, чтобы дорога к лесу не казалась долгой и скучной. Вставайте в круг.

Воспитатель с детьми поют песню для осени и отправляются в осенний лес (звучит песня «Осень в гости к нам пришла»).

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу (рассматривают лес). Ребята, а за что вы любите осень?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: И я люблю осень! Осень – замечательное время года, посмотрите на деревья, как их разукрасила природа. Какого цвета листья на деревьях? Давайте посмотрим и назовем, какие деревья растут в этом лесу.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите сколько листьев вокруг, как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Правильно – листопад. Но осенью с деревьев осыпаются не только листья, но и семена. Давайте их рассмотрим. (Воспитатель показывает листья и семена деревьев. Дети определяют с какого дерева лист и семечко, называют признаки.)

Молодцы, вы все правильно рассказали о деревьях, листьях и семенах. Давайте немного отдохнем, поиграем с листочками

(Разминка под песню А.А. Евтодьевой «Танец с листочками».)

Воспитатель: Отдохнули? А теперь отгадайте следующую загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

Дети: Гриб.

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, мы с вами пришли к грибной полянке (рассматривают поляну).

Воспитатель: Скажите, а где можно найти гриб?

Дети: На поляне, возле пней, в траве, под листьями…

Воспитатель: Давайте вспомним, как правильно обращаться с лесными грибами. Что надо сделать в первую очередь, если вы нашли гриб?

Дети: Позвать взрослого и показать им гриб.

Воспитатель: Можно ли детям трогать гриб руками и почему?

Дети: Нет, потому что грибы могут быть ядовитыми.

Воспитатель: Ребята, если гриб оказался съедобным можно его срывать?

Дети: Нет, взрослый его должен аккуратно срезать ножом.

Воспитатель: Правильно, если сорвать гриб, то новый гриб на его месте может больше не вырасти. Скажите, а можно топтать и пинать ногами грибы?

Дети: Нет, потому что съедобными грибами питаются животные, а несъедобными, например, мухомором лечатся.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, у полянки сидит маленькая белочка, она не знает какие грибы можно есть, а какие – нет. Давайте поможем белочке, расскажем название грибов и не опасны ли они. Для начала вспомним из каких частей состоит гриб?

Дети: Гриб состоит из ножки и шляпки.

Воспитатель: Какие бывают грибы?

Дети: Съедобные и несъедобные.

(Далее рассматривают грибы, называя их.)

 

Фотографии 1–2

Воспитатель: Как называется этот гриб? Съедобный ли он?

Дети: Это белый гриб, он съедобный.

Воспитатель: А как по-другому можно назвать белый гриб?

Дети: Царь грибов, боровик.

Воспитатель: А как называется эти грибы? Они съедобные?

Дети: Эти грибы – лисички, они съедобные.

Воспитатель: Посмотрите, какие смешные маленькие грибочки выросли на пне, как они называются? Скажите белочке, они съедобные?

Дети: Опята, опята – дружные ребята. Это съедобные грибы.

 

Фотографии 3–4

Воспитатель: А это что за гриб? На что похожа его ножка? Как вы думаете, он съедобный или несъедобный?

Дети: Подберезовик, его ножка похожа на ствол березы. Подберезовик съедобный.

Воспитатель: А это что за красивый красный гриб? Скажите белочке, он съедобный?

Дети: Это мухомор, он несъедобный.

Воспитатель: Молодцы, что помогли белочке, теперь она знает съедобные и несъедобные грибы. Белочка за вашу помощь приготовила подарки – целую корзину шишек, чтобы вы помнили о нашей прогулке в лес. А теперь пора нам возвращаться в детский сад. (Возвращаются в детский сад, звучит песня «Осень снова к нам пришла».)

Итог занятия

 

Фотографии 5–6

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в наш детский сад. (Воспитатель задает детям наводящие вопросы, побуждая их вспомнить свои действия.) Давайте вспомним, где мы сегодня были? Вам понравилось путешествие? Что мы видели в лесу? Что мы делали в лесу? Кому в лесу помогали? Что нам белочка дала в подарок? Что мы можем сделать из шишек?

(Ответы детей.)

Список литературы:

1. Загадки, пословицы, поговорки и стихи про осень // Воспитатель. [Электронный ресурс]. URL: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-osen.html (дата обращения: 2.12.2016).
2. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы // Загадки. [Электронный ресурс]. URL: http://zagadki1.ru/zagadka/pod-sosnoyu-u-dorozhki-kto-stoit-sredi-travy.htm (дата обращения: 2.12.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.