Рубрики
Дошкольное образование

Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в дошкольной образовательной организации

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость?

0
Мельникова Ирина Юрьевна,
руководитель СП ДС № 9
ГБОУ ООШ № 4 г.о. Отрадный Самарской области,
iris-zoloto@yandex.ru

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе, наращивать ресурсы противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – физическое и психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье ребенка в целом. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные организации, которые являются первой ступенью общей системы образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепления здоровья детей.

Ежегодно наш детский сад № 9 посещают 120 детей. В дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) функционирует 5 групп, возраст детей – от 1,5 до 7 лет.

За время существования учреждения было выпущено более 2000 детей. Около 20 % всех выпускников со временем привели своих детей в стены родного учреждения.

Детский сад ведет образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования СП детский сад № 9 ГБОУ ООШ № 4 г.о. Отрадный Самарской области (далее – ООП).

ООП ДО направлена на развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Приоритетное направление деятельности нашего дошкольного учреждения – физическое развитие, охрана жизни и здоровья. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено только в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию основ физической культуры и культуры здоровья.

В настоящее время в дошкольной образовательной организации реализуется комплекс инновационных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ физической культуры. Они охватывают работу с детьми от 1,5 до 7 лет и ориентированы на положительную динамику в развитии ребёнка  и  представлены следующей схемой (блоками).

1 блок – «Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников» – включает:

– ежегодный мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;

– отбор развивающих технологий с учетом возрастных особенностей детей и функциональных возможностей на данном этапе развития.

Для дошкольников организован дополнительный образовательный кружок «Здоровята», в котором занимаются дети с высоким уровнем физического развития, продолжая раскрывать свои двигательные способности. Детская команда ДОО является постоянным призером спортивных городских соревнований. Многие выпускники успешно продолжают заниматься в ДЮСШ и добиваются высоких результатов в спорте.

2 блок – «Создание современной предметно-развивающей среды для развития и совершенствования разнообразных видов оздоровительной и физкультурной деятельности»:

– создание оптимального двигательного режима;

Особое внимание было уделено разработке модели двигательного режима, где учитываются все виды двигательной активности детей в течение дня для дошкольных групп, что позволяет реализовать главную детскую потребность – потребность в движении, и снижает утомляемость детей.

Была внедрена новая форма физического развития – «час» двигательного творчества. Дети имеют возможность сами выбирать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т.д. Дошкольникам предоставляется возможность почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, осваивать его пространство. Самостоятельное перемещение в пространстве способствует снятие зажатости, нерешительности, скованности. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале при активном участии воспитателей, физинструктора, один раз в неделю.

– проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка;

Здесь раскрываются приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования.

Большую роль в двигательном режиме ДОО играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства. Этому способствует правильно организованная предметная среда в группе. В распоряжении детей каждой возрастной группы находятся современные пособия и спортивный инвентарь, игровые модули, стимулирующие на разнообразную двигательную активность: мячи и обручи разных размеров, горки, тоннели, мячи-хопы, велосипеды и самокаты, сухой бассейн и многое другое.

Для профилактики плоскостопия в каждой возрастной группе родителями и педагогами изготовлены детские массажные коврики и дорожки здоровья. Это способствовало развитию творчества родителей, педагогов и детей, с минимальными материальными затратами. Массажные коврики применяются на всех статических занятиях, игровой и другой свободной деятельности детей.

Педагогами в работе успешно используются самодельные дыхательные тренажеры для укрепления дыхательной мускулатуры в виде аквариумов, дыхательных тренажеров, подвесок-мобилей «Веселая карусель». Эти упражнения включены в ежедневную деятельность детей.

Все эти приемы побуждают на двигательное творчество детей, способствуют овладению новыми видами движений, профилактике и оздоровлению детского организма.

– полифункциональное использование помещений и оборудования.

Спортивный зал ДОО оснащен необходимым и современным оборудованием для проведения полноценных физкультурных занятий, гимнастик, развлечений, спортивных мероприятий и праздников: детские велотренажеры, мячи трех размеров в достаточном количестве, а также маленькие мячи для метания и развлечений, футбольные, волейбольные и баскетбольные мячи, массажные и релаксационные мячи, ракетки для игры в теннис и бадминтон, велосипеды, обручи трех размеров с массажными насадками, лыжи, самокаты, разнообразные туннели, горки, лабиринты, детский автомобиль, большой и маленький батуты, резиновые надувные игрушки-собаки для прыгания для детей раннего возраста и многое другое.

Учитывая влияние средового пространства на организм человека, особенно ребенка, который более чувствителен и менее защищен, чем взрослый, пространство физкультурного зала не загромождено громоздкими конструкциями. Все пособия легко переносятся и трансформируются по необходимости, безопасны и привлекательны для детей любого возраста.

3 блок – «Модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения личностно-ориентированных педагогических технологий»:

– разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей и состояния их здоровья.

Важным направлением инновационных преобразований в детском саду стала система занимательных физкультурных занятий, разработанная физинструктором. Она не исключает соединения положительных качеств структуры традиционных занятий и вновь разработанных форм. Само занятие изменилось за счет введения во всех частях увлекательных и оздоровительных упражнений:

– занимательная разминка;

– упражнения с элементами акробатики;

– «Веселый тренинг», который позволяет детям в игровой форме укреплять мышцы, развивать гибкость, координацию, понимать, как они могут владеть своим телом;

– комплексы дыхательной гимнастики и точечного массажа. Все это способствует профилактике заболеваний, а так же  гарантирует регулярное и систематическое их проведение;

Необходимым условием занимательных занятий остается оптимальная физическая нагрузка (в соответствии с возрастом) и хорошее эмоциональное состояние детей.

Данный проект – «Занимательная физкультура для дошкольников» – был представлен на всероссийской ярмарке педагогических инноваций. Он успешно апробируется во многих учреждениях нашего образовательного округа.

– разработка технологий оздоровительной физической культуры с дошкольниками.

Одним из инновационных направлений стало использование в проведении утренней гимнастики оздоровительного бега и элементов ритмики. Эти составляющие гимнастики способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы организма, развивает ритмичность и пластичность. В течение всего года гимнастика для дошкольных групп проходит на свежем воздухе, что улучшает работоспособность детского организма за счет интенсивного усвоения кислорода тканями и органами, поднимает у детей мышечный тонус и создают хорошее настроение.

Для того, чтобы компенсировать влияние экологических факторов на здоровье детей, был внедрен инновационный проект «Укрепление здоровья ребенка с помощью аэроионофитотерапии». Для реализации этого проекта была пополнена физиотерапевтическая база ДОО. Данный проект включает в себя несколько компонентов:

– улучшение микроклимата музыкального и физкультурного залов, применяя облучатель бактерицидный напольный;

– применение в целях профилактики и оздоровления фито-ингаляторов и дыхательных тренажеров «Самоздрав»;

– использование экологической комнаты для релаксационных занятий, проведение психогимнастики.

Обязательным моментом в режиме ДОО является проведение динамических пауз, зарядки для глаз, точечного массажа и самомассажа. Они являются механизмом повышения умственной работоспособности и снижение утомляемости детей в течение дня, регулируют учебно-воспитательные нагрузки дошкольников с учетом их состояния здоровья и умственной работоспособности.

4 блок – «Взаимодействие ДОО с семьей и социумом»:

– привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья;

Необходимым условием достижения результатов в данном направлении мы считаем организацию эффективного взаимодействия педагогов и родителей, направленного на повышение их педагогической компетентности, формирование у них педагогических умений и навыков и обмен опытом. В работе с ними мы перешли от педагогического общения к активному их включению в образовательный процесс через различные нетрадиционные формы взаимодействия:

– проведение «Дней здоровья» с участием родителей;

– выпуск внутрисадовой газеты «Кроха» с постоянно действующей рубрикой «Инновационные процессы в воспитании здорового ребенка». Наши родители являются активными участниками  выпуска печатного органа – это является одним из вариантов совместной деятельности во благо детей.

– оформление фотогазет с предоставление лучшего опыта работы по оздоровлению в ДОО и семье;

– работа семейного консультационного пункта «Клуб заинтересованных родителей» с участием специалистов детского сада. Тематика формировалась по запросам родителей через организацию «почтовых ящиков», анкет, опросных листов и т.д. Основная форма встреч – тренинги, дискуссии, обсуждение злободневных проблем.

– проведение декады «Здоровая улыбка» с приглашением врачей, организаций развлечений и конкурсов рисунков;

– запись видеоматериалов с режимными моментами оздоровительной направленности и просмотр на совместных мероприятиях;

– проведение фестивалей семейного творчества (коллективные коллажи, конкурс рисунков на асфальте, конкурс атрибутов из бросового и природного материала, выставка совместных работ);

– оформление фотовыставки совместных спортивных мероприятий;

– проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд

Таким образом, наша работа способствовала тому, что родители стали активными участниками педагогического процесса и укрепило позиции нашей образовательной организации, соединяющей в единое целое три составляющих воспитательно-образовательного процесса: ребенок, семья, педагог.

Внешняя интеграция основного дошкольного и дополнительного образования осуществляется в тесном сотрудничестве ДОО с социумом: домом молодежных организаций, ледовым дворцом «Роснефть-Арена», детской юношеской спортивной школой (далее – ДЮШС), МАУ «Спортивный комплекс “Шанс”», музеем истории города, библиотекой, детской поликлиникой и др. Примерами тесного сотрудничества являются проводимые профилактические оздоровительные мероприятия, организованные поликлиникой, тематические лектории, консультации для педагогических работников. ДЮСШ и МАУ «Спортивный комплекс “Шанс”» неоднократно предоставляли помещения для проведения соревнований ДОО и городских спортивных мероприятий. Также и детский сад активно привлекает специалистов социума на семинары, родительский собрания, круглые столы и пр. Так, в 2014 году на базе нашего детского сада прошел окружной семинар «Здоровьесберегающая образовательная среда ДОО», куда были приглашены специалисты детской поликлиники и спортивной школы. В рамках семинара состоялся деловой и обстоятельный разговор о проблемах сохранения здоровья детей с раннего возраста.

Мониторинг показателей состояния здоровья воспитанников в конце учебного года, некоторых психических процессов, владения двигательными действиями, физической подготовленности выявил позитивные изменения. Прежде всего, следует отметить, что заболеваемость имеет тенденцию к снижению. Отмечена положительная динамика показателей тревожности. Существенно изменились показатели физической подготовленности. Результаты диагностики уровня физического развития детей за три года показали, что ежегодно уменьшается количество детей с низким уровнем физического развития. В 2014 году – 11 % детей с низким уровнем физического развития, в 2015 году – 7 % детей, в 2016 году – 4 %, и видна динамика роста детей с высоким уровнем физической подготовленности.

Результаты диагностики уровня физического развития детей

Все это свидетельствует о том, что инновационная деятельность в нашем ДОО становится стимулирующим фактором в деятельности педагогов и позволяет добиваться положительной динамики в состоянии здоровья и физического развития воспитанников.

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1999. № 1. С. 22–26.
2. Глазырина Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников: Автореф. дис. докт. пед. наук. Минск, 2002.
3. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦИФК, 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.