Рубрики
Воспитательная работа

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания

«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, чтобы это создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

0
Шмелев Антон Александрович,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1908»,
uzory@bk.ru
Шмелева Татьяна Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1908»,
uzory@bk.ru

«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, чтобы это создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

Богатство России – это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине. Именно национальное единство и патриотизм не раз решали судьбу нашей страны. Благодаря народному единству и патриотизму, Россия стала великой державой и останется такой на века.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Родина – это все: и, прежде всего,язык, природа, древняя история своей страны, еепраздники, народные песни, танцыи сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий созидательный труд своего народа».

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. По мнению русского философа и историка И.А. Ильина, «обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать другому человеку его родину – ни педагоги, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть… Патриотизм, как состояние радостной любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное…».

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки духовно-нравственных патриотических чувств.

Сегодня, в целях гармоничного развития общей культуры подрастающего поколения, важно активное приобщение к исторически сложившимся, имеющим широкое распространение видам деятельности, к которой и относится хореография. Ее развитие во многом зависит от характера и качества воспитания и образования детей. Именно хореография направлена на удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных потребностей и возможностей детей.

Хореография выполняет важную миссию в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Специфика ее участия в этом важном социальном процессе обусловлена природой, выразительными средствами танца, функциями в общественной жизни, особенностями развития общества.

Хореография – искусство коллективное, которое способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости и мужества, что оказывает существенное влияние на исполнительскую деятельность участников образовательного процесса.

О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Вся деятельность образцового ансамбля танца «Русские узоры» – яркий пример систематической и целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию, а также огромной воспитательной работы в целом.

В нашем коллективе работу по патриотическому воспитанию мы начинаем с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день пребывания детей в ансамбле мы наполняем радостью, улыбками, добрым и внимательным отношением. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному коллективу, родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем вырастет более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Особое внимание мы уделяем созданию ситуаций, обеспечивающих успех в учебной деятельности, демонстрации воспитанниками своих умений, вовлекая их в активную творческую деятельность (конкурсы и фестивали детского творчества, концертные программы, творческие мастерские, игровые и спортивные программы, творческие и оздоровительные лагерные смены).

Большое значение в образовательном процессе педагоги ансамбля уделяют воспитательному аспекту, используя все воспитывающие резервы хореографического искусства для развития гражданственности, духовного, нравственного и трудового сознания детей, их эстетического и физического развития. Одной из педагогических технологий является коллективное посещение театров, выставок и концертов; экскурсии по историческим и памятным местам, посещение мемориальных комплексов, музеев боевой и трудовой славы.

Очень важными для детей являются совместные концерты с профессиональными творческими коллективами и исполнителями, участие вместе с другими детскими коллективами в акциях и общественно-культурных мероприятиях столицы.

Хотелось бы отметить и еще один фактор, влияющий на успешность детей, их гражданскую позицию, а в дальнейшеми выбор ими профессии – это отношение руководства школы к ансамблю «Русские узоры». Педагоги получают постоянную всестороннюю поддержкуот руководства школы, содействие повышению ими педагогического профессионального мастерства, поощрение к поиску новых форм реализации образовательного процесса.

Формирование гражданского сознания у обучающихся – это сложный, многоступенчатый, развивающийся процесс, который осуществляется в течение длительного периода. Программа обучения в ансамбле рассчитана на 11 лет. В коллективезанимаются дети всего школьного возрастного спектра, что позволяет создать условия для постепенного формирования у учащихся гражданской позиции.

Атмосфера, которая царит в ансамбле, активно влияет награжданское сознание ребенка, формирование у него нового социального опыта, навыков ориентации в информационном пространстве; освоение учащимися духовных и культурных ценностей. Все это позволяет выпустить духовно образованного человека. И не важно, станет ли он исполнителем или педагогом, он прежде всего вырастет человеком, который навсегда сохранит любовь к Родине, к искусству, к коллективу.

Ярким примером служат слова детей: «Огромное спасибо нашим руководителям, которые научили нас через танец выражать свою любовь к Родине, к окружающему миру» (участник ансамбля Вадим М.).

Нашей педагогической целью является создание коллектива единомышленников: педагоги – дети – родители, увлеченные идеей сохранения народных традиций в танце, ведущих активную творческую деятельность, стремящихся к совершенствованию достигнутых результатов. Именно содружество детей, родителей и педагогов выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского мира. При этом особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и педагогов как единого педагогического сообщества. Уже с первого года родители становятся непосредственными участниками образовательного и воспитательного процессов. Постепенно родители приучаются к художественным требованиям, становятся объективными в оценке возможностей своих детей.

4 сентября 2016 года образцовому ансамблю танца «Русские узоры» исполнилось 20 лет. А когда-то это был танцевальный кружок школы 1908. Именно здесь свои первые шаги в мир танца совершали тысячи детей. Огромной гордостью коллектива являются выпускники, которые с теплотой отзываются об ансамбле. Многие обучаются в специальных учебных заведениях, работают артистами балета, балетмейстерами в профессиональных ансамблях, педагогами в детских хореографических коллективах. Все они успешные, состоявшиеся личности. Сейчас в коллективе много детей наших выпускников, которые успешно начинают свои первые шаги в мире искусства, знакомятся с историей и культурой своей страны.

В феврале 2014 года наш ансамбль в числе 17-ти лучших коллективов России принимал участие в Эстафете Олимпийского огня в Розе Хутор и в городе Сочи. Активно участвовал в культурных концертных программах «Live site Sochi 2014» в Олимпийской деревне, в Олимпийском парке, в городе Сочи в период проведения XXII Олимпийских зимних игр. Мы с гордостью представляли Москву и Московскую область!

Фотография 1

Вот как дети описывали свои впечатления от поездки: «В первую очередьмы бы хотели выразить благодарность директору школы и нашим педагогам! Только благодаря их усилиям и верев насу коллектива выдалась возможность попасть в эту удивительную атмосферу Всемирного праздника! Честно говоря,передать все эмоции словами невозможно! Ведь каждый из нас ощутил масштабность и значимость этого события! Даже каждодневные выездные репетиции и концерты не давали нам нина одну секундууставать. Все мы были поражены той атмосферой, которая царила в Сочи. Приезжая на концертные площадки, мы чувствовали себя частью чего-то грандиозного! Улыбающиеся лица,бесконечные камеры,репортеры…Мы и представить себе не могли,что когда-нибудь будем участвовать в таком историческом событии! Если бы в тот день, когда мы только пришли в Ансамбль «Русские узоры», кто-нибудь сказал нашим педагогам и нам,что мы будем участвовать в культурной программе на Олимпиаде в Сочи – вряд ли бы мы поверили. А теперь все наши мысли и разговоры об этой поездке! Для кого-то Олимпийские игры в Сочи – это репортажи, для кого-то–поддержка своей страны, спортсменам выпала честь представлять свою страну на играх, организаторам принимать гостей других стран. Адля нас – это история! История нашего коллектива,наших усилий и стараний! История для следующих поколений ребят, которые, как и мы, будут танцевать в нашем родном ансамбле! История, которая навсегда останется в нашей памяти и в наших сердцах! История, которая создается благодаря нашим педагогам! Мы очень гордимся нашим коллективом!» (участницы ансамбля Любовь А., Мария К.).

«…Первое время было непривычно осознавать, что я становлюсь частью большой и дружной семьи. Теперь надо отвечать за свои поступки перед ансамблем, гордиться не своими успехами, а заслугами всего коллектива, переживать не только за себя, а за всю семью. Мчались годы… Менялась я, но коллектив оставался,как прежде,любимым, добрым и открытым для общения и новых знакомств.. За эти 8 лет коллектив стал моей семьей, а педагоги – родителями. Спасибо Вам за все!

Следующие записи были сделаны в “Артеке”, в который я бы никогда не попала, если бы не мой родной ансамбль.…Два часа пролетели незаметно, как и пейзажи, виднеющиеся из окон автобуса, начинающиеся с виноградных плантаций, посаженных настолько ровно, что рябит в глазах, до скалистых и шелковых гор. А море, столь глубокое, столь чуткое и таинственное, что понимаешь, насколько неизведана Земля. И маленькие, разбросанные между зеленой тесьмой домики, словно сделанные из карт, величаво прижались к необъятным просторам моря…

Всеэто удалось увидеть благодаря моему любимому образцовому ансамблю танца «Русские узоры», который поддерживает меня во всем, а главное, учит любить свою Родину, быть ее патриотом!» (участница Ансамбля Екатерина Я.).

При помощи национальногосознания,патриотического воспитания каждый конкретный народ продлевает себя в детях, генерирует свой дух, характер, психологию, традиционную культуру, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Видя изменения, происходящие в самом ребенке, родители сами начинают больше интересоваться народной культурой и искусством. Ведь невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия.

Ансамбль танца «Русские узоры» помогает формировать фундамент для развития нравственных чувств детей, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Приобщение детей и родителей к традиционной народной культуре – это бесценная заслуга.

Не секрет, что если бы работа по патриотическому воспитанию в ансамбле не была бы систематической, а мы, педагоги, не были бы патриотами своей Родины, то дети никогда бы не стали патриотами своей школы, своего коллектива, своей Родины. Ансамбль никогда бы не добился высоких результатов на городских и всероссийских конкурсах, не смог бы достойно представлять нашу страну на международных форумах и фестивалях.

Список литературы:

1. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодежи // Национальный институт развития современной идеологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/100 (дата обращения: 29.11.2016).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0