Рубрики
Дошкольное образование

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

0
Зеленская Екатерина Александровна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени М.Л. Миля»,
zelenskiy84@mail.ru
Романова Валентина Юрьевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
vale4ka78@mail.ru

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Мы решили познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбуком.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Еще его называют «тематическая папка» или «коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками», которые дают возможность размещать информацию в виде небольших текстов, рисунков, графиков и диаграмм на любую тему и в любой форме.

Лэпбук – это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

С чего начать? Тема – план – макет – оформление. Тема должна обязательно быть интересна детям, а также соответствовать их возрасту (т.е. выполнима). Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук.

Макет наглядно покажет расположение окошек, книжек-раскладушек и т.д. Ну а затем можно будет приступать к оформлению.

Фотография 1

 

Фотографии 23

Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру он умещался на коленях. Педагог собирает эту книгу, склеивает ее отдельные части в единое целое, использует всевозможные цвета и формы и креативно оформляет ее. Лэпбук – собирательный образ книги, плаката и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы. Он не только расширяет кругозор ребят, но и формирует навыки и умения. Если вы хотите закрепить определенную тему с детьми, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, то рекомендуем выбрать вам лэпбук.

 

Фотографии 4–5 

Дети в любое удобное время просто открывают лэпбук и с радостью повторяют пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Также самостоятельная работа с лэпбуком формирует у детей навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей.

Фотография 6

Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Также лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители оказывают организационную (походы, экскурсии), техническую (фото, видео), информационную (собирают информацию для лэпбука) и мотивационную (gоддерживают интерес и уверенность в успехе).

Работа с лэпбуком способствует организации партнерской деятельности взрослого с детьми. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми, а дошкольники добровольно присоединяются к работе. Дети свободно общаются и перемещаются во время деятельности и каждый работает в своем темпе.

Использование лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста позволяет им самостоятельно собирать нужную информацию, структурировать большой объем знаний, развивать креативное и творческое мышление. Лэпбук объединяет взрослых и детей для увлекательного и полезного занятия, может разнообразить совместную деятельность ребенка и взрослого, а также побуждает интерес у детей к познавательному развитию.

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Лэпбук – это эффективное средство для развития познавательных способностей у дошкольников.

Такая увлекательная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развивать их.

 «Книга на коленях» является также очень мобильной системой. Ее можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.

 

Фотографии 78

Фотография 9

 

Фотографии 10–11

Фотография 12

 

Фотографии 1314

Список литературы:

1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986.
2. Гаврина С.В., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем познавательные способности у детей 5–7 лет. М.: Академия развития, 2006.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
4. Холодова О., Крашенинников Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.