Рубрики
Дошкольное образование

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания

Современное дошкольное образование – это прогрессивная, развивающаяся система, которая мобильно меняется с изменением современного общества. Но при этом никто не будет оспаривать, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка. Для нормального психологического и положительного эмоционального самочувствия главным и необходимым условием были и всегда остаются любовь, забота близких взрослых, общение с ними. Именно приоритет семейного воспитания является основополагающим во взаимоотношениях нашего дошкольного отделения с семьями воспитанников.

0
Гавришко Наталья Федоровна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
1359do7@mail.ru
Малейкина Татьяна Владимировна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

Современное дошкольное образование – это прогрессивная, развивающаяся система, которая мобильно меняется с изменением современного общества. Но при этом никто не будет оспаривать, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка. Для нормального психологического и положительного эмоционального самочувствия главным и необходимым условием были и всегда остаются любовь, забота близких взрослых, общение с ними. Именно приоритет семейного воспитания является основополагающим во взаимоотношениях нашего дошкольного отделения с семьями воспитанников.

Наши современные родители хотят как можно раньше начать адаптацию малыша к дошкольной ступени образования и коллективу, научить общаться и играть со своими сверстниками, развивать их способности. Они предпочитают, чтобы с их малышами занимались профессиональные педагоги. Есть и другие причины: молодой маме необходимо выходить на работу, а ясельные группы полного дня до 3 летнего возраста отсутствуют. Правомерно возникает необходимость помочь семьям с маленькими детьми. Именно с целью удовлетворения этих потребностей в нашем дошкольном учреждении ежегодно открываются группы кратковременного пребывания (ГКП). В них поступает от 50 до 200 малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

При поступлении в дошкольное отделение малыш попадает из знакомой семейной обстановки в неизвестную среду.

Работая много лет в дошкольном учреждении, мы наблюдаем, как тяжело некоторые дети переживают период адаптации: они нервничают, часто болеют, с ними тяжело найти контакт.

Детей часто пугает контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, непривычная для него обстановка. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к созданию стрессовой ситуации, психологическому напряжению. Все это проявляется в нарушении поведения, эмоциональном состоянии малыша, изменения физиологических процессов. Одна из особенностей раннего детства – это взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит именно взрослому.

Группы кратковременного пребывания направлены на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Целью создания ГКП является: обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также создание условий для преемственности дошкольного и начального образования.

Основная задача ГКП – адаптация ребенка к детскому саду и педагогическое просвещение родителей.

К числу приоритетных направлений работы с детьми в ГКП относятся:

– создание мотивации на сотрудничество с педагогами дошкольного отделения;

– укрепление физического, психического здоровья;

– формирование культурно-физических навыков;

– сенсорное развитие;

– коммуникативное и познавательное развитие;

– развитие основных видов деятельности (предметной, игровой, театрализованной, продуктивной), а также музыкальное воспитание;

– развитие изобразительной деятельности;

– развитие речи и речевого общения;

– социализация детей, формирование адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.

Специфика работы ГКП заключается в том, что малыши приходят в дошкольное учреждение 5 раз в неделю на 3,5 часа. В нашем отделении таких групп – четыре.

От педагогического коллектива требуется большая и кропотливая работа. Для родителей, которые по тем или иным причинам не могли или не решались отдать ребенка в детский сад, появилась альтернатива – группа кратковременного пребывания. Такая группа объективно позволяет родителям знакомиться с учреждением и специалистами. Последнее для родителей становятся все более значительным. Они принципиально относятся к профессиональным и личностным качествам педагогов, работающих с их детьми. Родители довольно быстро получают исчерпывающее представление о возможностях детского сада, его режиме работы и предлагаемых образовательных услугах. Для родителей также важно, чтобы люди, которым они доверяют своих малышей, не только добросовестно выполняли свои профессиональные обязанности, но и любили детей, могли найти с ними общий язык.

Наш коллектив воспитателей и специалистов делают все возможное, чтобы с первых дней жизнь наших малышей была наполнена теплом, заботой и любовью. Стараемся постепенно адаптировать малышей к новым условиям. Ребенок должен быть уверен, что после увлекательных игр и занятий мама обязательно вернется и заберет его. Первые две недели пребывания в группе совместная деятельность взрослого и ребенка направлена на освоение окружающей среды, знакомство с педагогами и другими детьми.

Работу с детьми в ГКП осуществляет воспитатель. Необходимым условием успешной работы этой группы является опытный, внимательный к детям педагог, его терпение, такт, доброжелательность. Воспитатель должен быть постоянный. Это вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Ему трудно привыкнуть к новым людям, смена воспитателей для такого ребенка – стресс.

У ГКП есть несомненно много преимуществ по сравнению с группами полного дня. Подмечено, например, что в этих группах дети болеют реже, так как ребенок находится в дошкольном отделении всего несколько часов и предлагаемая ему физическая, умственная и эмоциональная нагрузка значительно меньше, он не переутомляемся и реже оказывается в стрессовых ситуациях.

Для успешной адаптации детей педагоги стараются установить с родителями более тесные и неформальные контакты, благодаря чему повышается грамотность родителей в вопросах гигиены и охраны здоровья ребенка. Родители охотно прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, перенимают опыт их работы и, как следствие, начинает просматриваться единство требований детского сада и семьи.

В современных социально-экономических условиях, лишь небольшая часть молодых семей по своему экономическому, образовательному статусу способна обеспечить условия, необходимые для воспитания здоровых детей. Так что при грамотной организации работы ГКП уже сегодня могут помочь устранить часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих здоровье детей дошкольного возраста, создать условия для гармоничного физического и психического развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья.

Режим работы ГКП является для ребенка здоровьесберегающим. Занятия познавательной направленности проводятся 1 раз в неделю.

Музыкальные занятия проводит специалист (музыкальный руководитель) 2 раза в неделю. Участвует вся возрастная группа, т.к. действия детей основаны на подражании.

Продуктивная деятельность планируется 2 раза в неделю. Лепка чередуется с рисованием.

Коммуникативная деятельность или развитие речи предполагает 2 занятия в неделю.

Занятия по развитию движений проводит специалист инструктор по физкультуре 2 раза в неделю в соответствии с перспективным планом.

Длительность занятий зависит от их содержания и продолжаются от 10 до 15 минут.

На занятиях широко используются:

– наглядные методы (показ предметов, образца, способа действия);

– словесные (вопросы, объяснения, указания);

– игровые методы и приемы;

– сюрпризные моменты.

Приобщение детей к здоровому образу жизни и их физическое воспитание осуществляется через игры, физкультурные занятия и спортивные праздники. Чтобы познакомить родителей с тем, как живут и чем занимаются дети в дошкольном отделении, проводятся Дни открытых дверей, регулярно оформляется новостной материал на сайте учреждения. Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, бывают на занятиях совместного творчества.

Хочется обратить особое внимание на самый первый день знакомства педагога с родителями и детьми.

Для большинства родителей привести ребенка первый раз в детский сад – очень волнительный  и тревожный момент: «Как встретят их любимого сыночка или дочь? Как все это будет?».

Чтобы рассеять родительские сомнения и переживания воспитатель должен хорошо продумать и подготовиться к первому дню встречи с родителями и детьми.

Поделимся опытом, как проходит этот день в нашем дошкольном отделении.

Накануне был продуман план и организовано игровое пространство для детей, подобран музыкальный репертуар, празднично украшена группа.

Утро 1 сентября. Воспитатель дружелюбно приглашает родителей и детей в группу. Дети свободно передвигаются, с любопытством изучают окружающее пространство. Воспитатель и родители наблюдают за детьми, знакомятся, задают интересующие их вопросы.

Звучит тихая музыка. Воспитатель приглашает родителей и детей расположиться на ковре. Проводит «приветствие», побуждая взрослых и детей выполнять действия в соответствии с текстом. Очень важен позитивный, искренний, положительный эмоциональный настрой воспитателя, его мимика и жесты.

Приветствие:

«Собрались все вместе в круг

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слышат.

Ручки хлопают.

Ножки топают. Ура! Мы проснулись!»

Воспитатель обращает внимание всех присутствующих на нерешительную гостью – куклу Катю, которая первый раз пришла в детский сад и не решается войти.

Игра «Знакомство»

Воспитатель приглашает куклу Катю в группу, знакомит с детьми.

Кукла сообщает детям о том, что у нее есть верный друг – собачка, которая любит веселые, шумные игры.

Игра «Догони мяч»

Родители и дети под музыку передают мяч друг другу из рук в руки, собачка пытается догнать мяч. По окончании игры воспитатель приглашает родителей и детей на ритмическую музыкальную игру: «Ты похлопай вместе с нами…» (муз. Железновой).

Такая встреча помогает снять внутреннее эмоциональное напряжение, создать доброжелательную атмосферу общения.

В завершение встречи, воспитатель предлагает детям выбрать длинный шарик любого цвета и проводит для родителей мастер – класс. За считанные минуты шарики оживают и превращаются в слоников, бабочек, жирафов. В глазах детей не скрываемая радость и удивление. Первая встреча в дошкольном отделении подошла к концу. Дети уходят домой с воздушными чудо-игрушками.

Надо сказать, что родители проявляют большой интерес к работе группы кратковременного пребывания, прислушиваются к советам педагогов, консультируются с ними. Таким образом, выполняется главная задача – адаптация детей проходит быстро и безболезненно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.