Рубрики
Дошкольное образование

«Приключения семи гномов в осеннем лесу»: интегрированная познавательная деятельность дошкольников

Интегрированная совместная образовательная деятельность с дошкольниками в нашей организации строится на основе общих положений педагогической работы, проводится систематически с целью формирования и закрепления двигательных динамических навыков. Совместная работа строится на принципалах доступности, наглядности и индивидуального подхода.

0
Шаркаева Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед СП № 4
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий № 1347»,
1057470@mail.ru
Храменкова Наталия Игоревна,
музыкальный руководитель СП № 4
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий № 1347»,
khramenkova.natalya@yandex.ru

Интегрированная совместная образовательная деятельность с дошкольниками в нашей организации строится на основе общих положений педагогической работы, проводится систематически с целью формирования и закрепления двигательных динамических навыков. Совместная работа строится на принципалах доступности, наглядности и индивидуального подхода.

В работе с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи, важную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя. Взаимодействие осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее, информационно-консультативное. И учитель-логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместной деятельности с детьми. Во время проведения такого вида деятельности, развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу дошкольников, активизируют их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогают в социализации ребенка. Совместные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

В интегрированной игровой деятельности каждый из педагогов осуществляет ряд направлений:

Учитель-логопед:

– постановка диафрагмально-речевого дыхания;

– укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

– формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

– развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

– совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

– обучение умению связно выражать свои мысли;

– совершенствование мелкой моторики;

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

– слухового внимания и слуховой памяти;

– координации движений;

– умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

– темпа и ритма дыхания и речи;

– просодики;

– фонематического слуха.

Совместная деятельность включает в себя использование большого количества музыкально-речевого материала: распевки, игры со словом, пальчиковые игры, логопедические игры, музыкально-ритмических движения с пением, поговорки, небылицы, считалочки, музыкально-дидактические игры со словом, потешки, частушки, загадки, стихи, скороговорки, инсценировки сказок и песен.

Интегрированные познавательные досуги учителя-логопеда и музыкального руководителя проводятся временными циклами для закрепления пройденных тем. В начале учебного года был проведен интегрированный досуг «Приключение семи гномов в осеннем лесу». Участниками мероприятия стали воспитанники подготовительной к школе групп в возрасте 6–7 лет.

Цель мероприятия:

– развивать речь детей, ритмические способности дошкольников путем сочетания слова и музыки.

Задачи:

– способствовать умению детей отожествлять себя с заданным персонажем;

– прививать интерес к сказкам русских и зарубежных авторов;

– закреплять умение детей сочетать движение и речь;

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию;

– развивать музыкальный и фонематический слух;

– развивать диалогическую, монологическую речь детей;

– воспитывать бережное отношение к природе

Действующие лица: учитель-логопед в роли «Хранительницы леса», музыкальный руководитель – в роли «Учителя музыки», воспитанники – в роли «гномов».

Предварительная работа включала в себя повторение сказок в виде викторины, конкурс рисунков «Сказочные герои», теоретическая и практическая работа с нотным станом и знанием нот, обучение творческой игре со стихами,

Оборудование: костюмы героев и атрибуты к их образам, иллюстрации к сказкам, «нотбука» (доска для разучивания нот), музыкальные инструменты – треугольники, большие металлические колокольчики, со звучанием каждой из семи нот, мольберты, столы, клей-карандаш, цветная бумага, ватман, конверты с заданиями, деревянный дом «Теремок», настольный театр.

Ход мероприятия

На середину музыкального зала выходит Учитель музыки и смотрит по сторонам: Куда-то подевались мои воспитанники? Мы с ними пришли в лес, чтобы послушать музыку осеннего леса: голоса птиц, шуршание листьев, завывание ветра.

Хранительница леса: Здравствуйте, вы кого-то ищете?

Учитель музыки: Да. Потерялись мои воспитанники.

Хранительница леса: Это те ребята, которые шумели в лесу? Они распугали всех лесных жителей, птички разлетелись, зверюшки спрятались по своим норкам. Ребята топтали грибы. Я очень рассердилась и наказала их.

Под музыку, из- за дерева выбегают Гномы и танцуют. («Пестрый колпачок» Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой «Праздник каждый день» подготовительная группа. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2009).

Учитель музыки: Так это же мои ребятки, их семеро, только они совсем другие! Они превратились в гномов?

Фотография 1

Хранительница леса: Да, да, да! И не случайно я превратила их в гномов. Гномы трудолюбивы, серьезны и бережно относятся к природе. Чтобы снялось заклятие, необходимо приложить усилия и выполнить ряд заданий.

Учитель музыки: А можно ли мне позволить помогать ребятам? Я бы хотела, чтобы они побыстрее вернулись ко мне.

Хранительница леса: Конечно можно. Итак, первое задание для вас: Гномик, принеси листочек из-под березки!

Гномик приносит листочек с заданием.

Хранительница леса: Ответьте на вопрос: в каких сказках встречается число семь. Подсказкой для вас будут картинки с сюжетом из сказок, которые лежат на столе.

Фотография 2

(Дети выбирают соответствующую картинку, называют сказку с семью персонажами и ставят на мольберт.) «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм, «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка), «Спящая красавица и семь богатырей» Ш. Перро, «Семь королей и одна королева» Е. Пермяка, «Мудрая девица и семь разбойников» (русская народная сказка).

Хранительница леса: С первым заданием вы справились.

Звучит волшебная музыка и одному гномику незаметно снимается колпачок.

Учитель музыки: Ой, посмотрите, произошло чудо. Один из гномиков превратился в моего воспитанника.

Хранительница леса: Вас ждет следующее испытание. Гномик, принеси, пожалуйста, листочек с заданием. Я прошу, вас (обращается к Учителю музыки) помочь прочитать задание.

Учитель музыки читает: Где в музыке можно встретить число семь? Ребята, мы говорили с вами об этом на наших музыкальных занятиях. Давайте-ка вспомним и ответим на вопрос.

Дети: В музыке есть семь нот.

Фотография 3

Учитель музыки: Правильно. Давайте для Хранительницы леса их пропоем и выложим на ноутбуке! (Дети поют и выкладывают ноты.) Уважаемая Хранительница леса, ребята у меня очень музыкальные. Из семи нот складываются прекрасные мелодии, и одну из них мы дарим тебе!

Дети исполняют на металлических музыкальных колокольчиках осеннюю композицию (П. И.Чайковский. Цикл Времена года. Ноябрь «На тройке»).

Хранительница леса: Спасибо, эта музыка просто волшебная. Семь нот способны творить чудеса!

Под волшебную музыку снимает еще один колпачок со второго Гномика.

Но это еще не все задания. Третий Гномик входи за следующим листочком. Третий Гномик приносит следующий листочек.

Хранительница леса: Где в природе можно встретить число семь? Послушайте внимательно загадку и ответьте на вопрос:

Что за мостик разноцветный

Мы увидим каждым летом

Через речку, через лес.

Повисел он и… исчез!

Дети: Радуга!

Хранительница леса: Правильно, это радуга. Сколько цветов у радуги?

Дети отвечают: В радуге семь цветов!

Хранительница леса: Какая необычная фраза помогает вспомнить последовательность цветов радуги?

Дети: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Фотография 4

Хранительница леса:

Молодцы! В каждом слове стихотворения первая буква обозначает цвет радуги. К — красный, О- оранжевый, Ж- желтый, З- зеленый, Г- голубой, С- синий, Ф- фиолетовый.

(Дети выкладывают последовательно буквы на мольберте)

Перед вами ватман, на котором вы должны изобразить радугу, с помощью разноцветных осенних листочков. (Дети делятся на команды, и каждая команда наклеивает свой цвет, чтобы получилось изображение радуги).

Фотография 5

Хранительница леса: Не могу поверить, и с этим заданием справились.

Под волшебную музыку снимает еще два колпачка у «гномиков».

Я вижу, что вы немного устали. Предлагаю отдохнуть.

Логоритмика «Наши гномики проснулись»:

Жили-были в домике (cкладывают руки над головойдомиком)

Маленькие гномики

Утром гномики проснулись, (потянуться)

Ручкой вправо потянулись, (руки вправо)

Ручкой влево потянулись, (руки влево)

Солнцу нежно улыбнулась. (руки вверх, в стороны, улыбка)

В кулачок все пальцы сжали, (показать кулачки)

Растирать все ручки стали (пошуршать ладошками)

Ручки, ножки и бока. (потереть ручки, ножки и бока)

Вот какая красота. (топнуть ножкой)

Хранительница леса: Молодцы! Гномик, принеси, пожалуйста, следующее задание.

(Гномик приносит листочек с заданием и отдает Учителю музыки.)

Учитель музыки: Где в жизни можно встретить число семь? Отгадайте-ка загадку:

«Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.»

Ответы детей: Братья, которые ходят друг за другом – это дни недели.

Учитель музыки: А сколько дней в неделе?

Дети: В неделе семь дней.

Учитель музыки: Давайте представим, что неделя – это Теремок, и в нем живут семь жителей. Самый первый день недели – понедельник. Первой поселилась в Теремок Мышка-Норушка. Второй день – вторник, второй житель Теремка Лягушка-Квакушка. Третий день – среда, Ежик. Четвертый день недели – четверг, Зайка-Побегайка. Пятый день – пятница, Лисичка-сестричка. Шестой день – суббота, Волчок-серый бочок. Седьмой день недели – воскресенье, поселился Мишка-Топтышка.

Фотография 6

Дети подходят к столу и поочередно выставляют жителей Теремка с помощью настольного театра. Хранительница леса снимает два колпачка с Гномиков.

Учитель музыки: Дорогая Хранительница леса, мы бы хотели подарить тебе стихотворение про осень, рассказав и показав его руками.

Ребенок читает стихотворение А. Плещеева «Осень».Дети выполняют движения руками, изображая его.

Осень наступила, (разводят руки в стороны)

Высохли цветы, (поднимают и опускают кисти рук)

И глядят уныло (голову наклоняют набок, выражение лица – грустное)

Голые кусты. (поднимают руки с растопыренными пальцами)

Вянет и желтеет (опускают кисти рук)

Травка на лугах, (рисуют в воздухе травку)

Только зеленеет (разводят руки в стороны)

Озимь на полях.

Туча небо кроет, (поднятой рукой рисуют тучу)

Солнце не блестит, (показывают рукой наверх и мотают головой в знак отрицания).

Ветер в поле воет, (наклоняют поднятые руки вправо-влево)

Дождик моросит… (стучим указательным пальчиком по ладошке)

Зашумели воды (одну руку прикладываем к уху)

Быстрого ручья, (рукой показывают волнистую линию)

Птички улетели (делают взмахи руками, как крыльями)

В теплые края. (машут рукой – прощаются)

Хранительница леса: Изумительно! (Снимает последние два колпачка.) Вот и случилось волшебство. Все гномики опять превратились в детей. Надеюсь, вы вынесли урок и теперь поняли, как нужно правильно вести себя в лесу. Давайте еще раз вспомним и назовем правила поведения в лесу.

Дети: В лесу не нужно шуметь. Нельзя топтать грибы и ломать ветки деревьев. Не нужно трогать гнезда птиц, разорять муравейники. Нельзя в лесу разводить костер. Нужно уважительно относится к лесу. Лес нужно беречь.

Учитель музыки: Большое спасибо вам, Хранительница леса! Надеюсь, что теперь ребята будут бережно относиться к природе.

Хранительница леса: На прощанье мне бы хотелось вам вручить осенние дары. (Дарит детям, корзиночки с подарками.) Пусть они напоминают вам о нашем приключении в осеннем лесу. До свидания!

Фотография 7

Список литературы:

1. Метельская Н.Г. Сто физкультминуток на логопедических занятиях. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
2. Никитин А.В. Покажи стихи руками. СПб.: Издательство «КАРО», 2009.
3. Радынов О.П. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
4. Узоров О., Нефедов Е. Большая книга загадок. М.: Издательство «Астрель», 2006.
 Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.