Рубрики
Литература

Система уроков по жанру баллада в 6 классе

Баллады в силу своих жанровых особенностей – довольно благодатный материал, чтобы вызвать интерес у шестиклассников и увлечь даже тех, кто не особо жалует литературу. Здесь есть все, что в этом возрасте интересно нашим детям: таинственное, героическое, мистическое, исключительное. Баллады дают возможность выстроить уроки с интригой, опираясь на проблемную  технологию и технологию развития критического мышления.

0
Свиридова Анастасия Анатольевна,
учитель литературы
ОАНО г. Москвы школы «Ника»,
nastya_lytkina@mail.ru

Баллады в силу своих жанровых особенностей – довольно благодатный материал, чтобы вызвать интерес у шестиклассников и увлечь даже тех, кто не особо жалует литературу. Здесь есть все, что в этом возрасте интересно нашим детям: таинственное, героическое, мистическое, исключительное. Баллады дают возможность выстроить уроки с интригой, опираясь на проблемную  технологию и технологию развития критического мышления.

1 урок посвящаем определению особенностей баллады как жанра.

Урок строим на основе технологии РКМ.

Этап вызова. Читаем балладу Шиллера «Перчатка». Задаем перед чтением вопрос: «Какой это жанр? На какие произведения похоже?».

Версии разные: легенда, басня, стихотворение.

Начинаем обсуждение, в ходе которого намечаем некоторые жанровые особенности баллады:

– На легенды похоже тем, что в основе сюжета лежит исключительное, вызывающее восхищение событие, воздействующее на чувства читателей. Обозначаем и отличие от легенды. Событие легенды более исторично и масштабно по значению, героями легенд часто становятся реальные исторические личности, преображенные фантазией и вымыслом рассказчика.

– В отличие от стихотворения имеет сюжет, это история, рассказанная в стихах.

– С басней данное произведение объединяет некий поучительный смысл, иносказательность, аллегоричность сюжета. Однако в балладе нет сформулированной автором морали, типология героев иная.

Теперь можно вводить сам термин «баллада» (стихотворный рассказ легендарного содержания с героическим, мистическим, таинственным сюжетом и поучительных смыслом).

Расширяем представления о жанре. Читаем балладу Стивенсона «Вересковых мед».

Задача самостоятельного осмысления:

1. Охарактеризуйте событие, послужившее основой сюжета (мистическое, героическое, таинственное). Ответ аргументируйте.

2. В чем исключительность этого события? Почему оно легло в основу баллады?

3. В чем поучительные значение баллады?

4. В чем сходство баллады Шиллера и баллады Стивенсона?

На этапе рефлексии концентрирует внимание на вопросах:

– Что узнали о жанровых особенностях баллад?

– С какими литературными жанрами сопоставима баллада?

– Какие черты баллады роднят ее с этими жанрами?

– Чем баллады могут быть интересны современному читателю?

В качестве домашнего задания предлагаем прочитать и осмыслить балладу Э. По «Ворон» и записать не менее трех произведений, героем которых становится ворон.

Урок 2. Баллада «Ворон» Э. По

На этапе «вызова» предлагаю вспомнить и записать мифы, фольклорные и авторские произведения, героями которых был ворон. Попытаемся разобраться, какими чертами этот образ наделяется в искусстве и литературе.

Получаем примерно следующий список:

Ворон – атрибут скандинавского бога Одина в скандинавских мифах.

Ворон – спутник Стрибога в славянской мифологии.

Ворон – спутник Аполлона в мифах Древней Греции.

Ворон – герой русских народных сказок («Три царства», «Иван-царевич и серый волк»).

Ворон в народных песнях – «Черный ворон».

Ворон в присказках – «Ворон на дубу».

Ворон в баснях – «Свинья под дубом» И. Крылова.

Делаем вывод, что ворон – символический образ, воплощающий мудрость, истину, тайну, связь земного мира и мира богов. Ему доступен путь из потустороннего мира мертвых в мир живых и обратно. Часто это вестник богов.

Вопрос: «Каков ворон в балладе Э. По? Обычная это птица или мистическое существо?».

Прошу детей записать свою позицию и аргументировать ее текстом.

Этот проблемный вопрос – стержень урока по балладе «Ворон».

Обычно даже в слабых классах ребята предлагают две версии. Ворон – мистическое существо (появляется из ниоткуда, в полночь, не хочет улетать, важно себя ведет, как будто осуществляет некую высшую миссию, разумно отвечает на вопросы героя, как вестник, потусторонний дух). Аргументируя ответ, обязательно работаем с цитатами, подтверждает текстом свои мысли.

Вторая версия: ворон – обычная птица. Он умеет говорить только одно слово: «никогда». Герой задает ворону разные вопросы, поэтому ответ «никогда» приобретает разный смысл, и герою кажется, что ворон осознанно с ним говорит, отвечая на его реплики. Кроме того, герой удручен, сосредоточен только на своем горе. Он тоскует по умершей возлюбленной Леноре, по своему «солнцу». Он знает, что Ленора никогда не вернется, что он никогда ее не увидит. Поэтому он неосознанно или специально задает такие вопросы, ответом на которые будет слово «никогда. Ему хочется забыть свою Ленору, не страдать НИКОГДА, и в то же самое время он не хочет забывать свою любовь НИКОГДА. И этот ворон, знающий только слово «никогда» очень кстати залетел в дом героя.

В сильных классах внимательные ученики высказывали интересные идеи, что ворона вообще не было, это сон героя, его подсознание. Герой грустил над книгами в полусне. Все это приснилось ему, вопросы он задавал сам себе. Это его собственный ответ, его собственный голос: «Никогда!».

Так или иначе, проблемный вопрос задал тональность урока, стал его интригой, вызовом.

Далее вводим понятие РЕФРЕН. О его роли мы уже сказали в процессе обсуждения проблемного вопроса, осталось только запомнить сам термин.

И в качестве закрепления теории предлагаю небольшую самостоятельную работу с текстом. Задание: выписать все диалоги героя с вороном, все вопросы и реплики героя, на которые он получает ответ: «Никогда». Подобные задания формируют навык работы с текстом. Для современных школьников подобные, казалось бы, простые задачи оказываются наиболее затруднительными. Нужно не просто найти цитату в соответствии с заданием, но и понять ее смысл в контексте произведения и передать этот смысл простыми словами.

Выписываем цитату, затем ее переводим в доступный и понятный вопрос.

Получаем 6 пар реплик.

1. «Как ты звался, гордый Ворон, там, где ночь царит всегда?»

Молвил Ворон: «Никогда».

(Как зовут тебя, гордый ворон?)

2. «Друзья сокрылись вот уж многие года,

Завтра он меня покинет, как надежды, навсегда».

Ворон молвил: «Никогда».

(Друзей нет, и ворон завтра меня покинет.)

3. «Прости, мученье,

Это бог послал забвенье о Леноре навсегда, –

Пей, о, пей скорей забвенье о Леноре навсегда!»

Каркнул Ворон: «Никогда».

(Хочу забыть Ленору.)

4. «О, скажи, найду ль забвенье, – я молю, скажи, когда?»

Каркнул Ворон: «Никогда».

(Когда забуду Ленору?)

5. «Заклинаю, умоляя, мне сказать – в пределах Рая

Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,

Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?»

Каркнул Ворон: «Никогда».

(Смогу ли увидеть Ленору в Раю?)

6. «Удались же, дух упорный! Быть хочу – один всегда!

Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь — всегда!»

Каркнул Ворон: «Никогда».

(Хочу быть один, улетай, перестань меня терзать.)

Умение работать с цитатами очень важно для понимания текста. Думаю, излишне говорить, что на итоговой аттестации в 11 классе в заданиях ЕГЭ по всем предметам гуманитарного направления без умения осмыслить текст, прокомментировать нужную цитату, понять смысл слова в контексте, не обойтись.

В качестве домашнего задания предлагаю написать несколько предложений о своём восприятии баллады «Ворон». Какие мысли, идеи вложил Э. По в свое произведение, как вы поняли эту балладу? – вопрос домашнего задания.

3 урок. «Лесной царь» Жуковского

Поскольку домашнее задание письменное, обсуждать на уроке ответы не будем, проверку и комментарий оставляю за собой.

А урок начинаю без объявления темы с музыки И. Шуберта «Лесной царь». Выбираем вариант без слов. Предлагаю послушать музыкальную балладу, а затем предположить и записать название композиции и небольшой сюжет, который мог лечь в основу музыки Шуберта.

Затем сравниваем получившиеся тексты с балладой Жуковского «Лесной царь».

Надо сказать, что многие дети услышали стук копыт скачущей лошади в музыке, услышали, что музыка передает бег или движение человека, возможно, это погоня, а так как повторяется одна и та же музыкальная тема, это преследование, от которого невозможно оторваться. Настроение мрачное, зловещее, наверно, события происходят ночью. После таких предположений интересно было читать балладу, сравнивать, что удалось понять в музыке, как на самом деле звучит текст.

Далее творческое задание на внимательное чтение и понимание текста. Предлагаю самостоятельную работу. Записать в два столбика сюжет баллады. В 1 столбик от лица «скептика», не верящего в чудеса и потусторонний мир. Интересно, что многие дети сразу озвучили, что это взгляд отца на происходящее с сыном! Во 2 столбик записать взгляд «романтика». Это задание на развитие речи (учимся связно и кратко излагать события произведения) и на формирование навыка внимательного, вдумчивого, медленного чтения.

Примерный вариант:

Скептик

Романтик

Отец с сыном скачут на коне по ночному лесу, сын дрожит от холода или болезни. Вместо тумана над водой он видит лесного царя, вместо ветел – его дочерей. Мальчик задыхается, ему кажется, что это лесной царь делает ему больно. Когда отец доскакал домой, то увидел, что младенец мертв.

Отец скачет с сыном на коне по ночному лесу, сын дрожит. Он видит лесного царя, его дочерей, слышит их голоса. Царь хочет забрать мальчика в свой волшебный мир и в конце пути, действительно, забирает его к себе.

Эта таблица позволяет продолжить разговор о том, являются ли события баллады вымыслом или правдой. Дома предлагаю записать выводы и сформулировать идеи произведения.

4 урок. Особенности перевода

Этот урок также посвящаем балладе «Лесной царь», т.к. этот материал дает возможность поговорить о переводных произведениях, роли переводчика, о том, чем перевод отличается от нового произведения на основе авторского сюжета. Вспоминаем уже известные сведения об Эзопе и Крылове, о бродячих сюжетах. Делаем выводы, что задача переводчика – сохранить изначальный авторский текст, показав его особенности, донести без искажения авторскую идею. Если же целью является трансформация сюжета, героев, мотивов поступков, идеи, то перед нами самостоятельное произведение.

Вопрос: «Лесной царь» Жуковского – это перевод баллады Гете или новый текст?

Сравниваем дословный перевод Гете и балладу Жуковского.

Далее можно работать по группам или индивидуально.

1. Сопоставляем образы отца у Гете и Жуковского.

2. Сравниваем образы детей.

3. Сопоставляет образы Лесного царя.

Дети делают очень точные сравнения. Подмечают почти все различия, о которых пишет Марина Цветаева в своей статье о Гете и Жуковском «Два лесных царя».

Основные выводы:

1. Отец у Гете более молодой, энергичный, он тоже напуган состоянием и страхом ребенка. Он утешает мальчика ласковыми словами. У Жуковского старик отмахивается от страхов сына, не пытается его понять и утешить, только в финале оробев от криков младенца, он что есть силы погоняет коня.

2. У Жуковского сын совсем маленький ребенок. Он не понимает, что с ним происходит, он кричит от страха. У Гете мальчик осознает, что царь ему делает больно, удивляется, что отец не видит Лесного царя, пытается доказать отцу, что Лесной царь гонится за ними.

3. Лесной царь Гете более страшный и коварный. Он уже не в человеческом облике, как у Жуковского, а с хвостом и бородой, как настоящий демон. Он шепчет вкрадчиво, предлагая не золото и драгоценности, а то, что может заинтересовать ребенка – веселые игры, цветы, хороводы. В конце Лесной царь Гете силой забирает ребенка, делает ему больно.

После того как разобрали и сопоставили тексты, обращаемся к выводам в домашней работе по идее баллады Жуковского. Выясняем, что Жуковский пишет о непонимании между отцом и сыном, о том, что потусторонний мир может увидеть только наивная душа, о том, что этот таинственный мир страшен и прекрасен одновременно.

Затем пытаемся понять смысл баллады Гете. Здесь все по-другому. Это о понимании между отцом и сыном, о безуспешной попытке помочь сыну, о том, как силен «другой» мир, намного сильнее человека, он захватывает человека, несмотря на протест и попытки противостоять неведомой силе.

Все эти выводы дают возможность утверждать, что перед нами два разных произведения, что Жуковский делал не перевод, а создал свою балладу.

Для подтверждения правильности этих выводов читаем поэтический перевод баллады Гете, сделанный Афанасием Фетом.

Дома предлагаю внимательно прочитать балладу Пушкина «Ворон к ворону летит» и написать, о чем это произведение, как поняли его до анализа текста.

5 урок. А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит»

О том, как превратить урок по этому стихотворению Пушкина в расследование, написано довольно много. В рамках этой системы уроков по балладам предлагаю свой вариант урока-детектива, построенного на основе принципов развития критического мышления и проблемного обучения.

На этапе актуализации знаний записываем на доске предварительные выводы по балладе, сделанные дома после  самостоятельного чтения и осмысления текста.

Примерно это выглядит так:

– произведение о воронах, как они ищут добычу;

– произведение о мистических птицах, которые знают о смети;

– произведение о том, как все изменчиво. Жил богатырь, а теперь стал добычей воронов.

Теперь обращаем внимание на убийство, описанное в стихотворении и на то, что нам предстоит его расследовать и выяснить кто, почему, зачем и как убил богатыря. Вся информация есть в подтексте стихотворения, что очень удивляет, интригует детей. Принимаемся за дело.

Предлагаю выписать ответы на вопросы:

1. Кто знает об убийстве и его цели?

2. Что стало со всеми, кто знает?

Проверяем ответы. Прошу записать самостоятельно  логический вопрос, вытекающий из двух предыдущих и дающий нам возможность продолжить расследование.

3. Почему они знают?

А теперь предлагаю провести самостоятельное расследование. Конечная цель – записать имя убийцы и охарактеризовать цель и характер преступления. С этого момента договариваемся не произносить вслух никаких вопросов, комментариев, версий. Задание сложное, кто достигнет цели – получает бонус. О своей системе бонусов надеюсь написать отдельную статью. Бонус — поощрение, которое помимо оценки даёт некое преимущество. Каждый учитель может придумать, что это может быть для его учеников.

У нас есть вся необходимая информация, теперь ее нужно логически осмыслить, систематизировать, чтобы получить нужный результат.

Для начала заполнить таблицу, используя цитаты или делая выводы на их основе.

Подозреваемые

Улики (доказательства виновности)

Алиби (доказательства невиновности)

После заполнения таблицы записываем имена преступников.

Последнее задание – разобраться в составе преступления. Для этого прошу записать цитату, в которой сообщается о месте преступления. Пытаемся осмыслить эту информацию. Почему ракита растет в чистом поле? Почему убитый богатырь лежит под ракитой?

Делаем предположения о том, как произошло убийство. Основная версия – убили спящего богатыря. Имеем дело с коварными убийцами.

А теперь возвращаемся к предварительным выводам о стихотворении, записанным в начале урока.

После анализа текста выводы совершенно иные. Стихотворение не о воронах, а о предательстве, измене, вероломстве. Еще раз говорим об этих понятиях, пытаемся осмыслить, чем ужасны эти поступки, выстроить аллюзии.

Дома предлагаю прочитать два текста (в учебнике Москвина они представлены): русскую народную песню «Ах ты, поле» и шотландскую народную балладу «Два ворона». Выбрать то из них, которое ближе всего к балладе Пушкина по сюжету, образам и общему смыслу.

Последний 6 урок по балладам – самостоятельная работа с текстом. Проверяем навыки медленного вдумчивого чтения, анализа контекста и подтекста, сопоставления художественных текстов.

1 задание. Привести не менее 3 аргументов с использованием цитат, доказывающих, что к пушкинскому тексту ближе всего выбранное дома стихотворение (из двух предложенных).

2 задание. Сопоставляем образную систему двух сравниваемых стихотворений. Выявляем сходство и различия. (Отдельно сравниваем образы, отдельно героев произведений, отдельно мотивы.)

3. Сопоставляем общий смысл, идею стихотворений.

Список литературы:

1. Словарь литературоведческих терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://slovar.lib.ru/dict.htm (дата обращения: 22.11.2016).
2. Словарь литературоведческих терминов // TextoLogia.ru– журнал о русском языке и литературе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456 (дата обращения: 22.11.2016).
3. Цветаева. М. Два лесных царя. [Электронный ресурс]. URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/dva-lesnyh-carya.htm (дата обращения: 22.11.2016).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.