Рубрики
Экономика

Обучающая игра «Первые шаги будущих финансистов»

Формирование начальной финансовой грамотности обучающихся через развитие экономического мышления.

0
Никулина Татьяна Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1631»,
nikulina.tv@sch1631.ru
Григорьева Анастасия Владимировна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1631»,
grigoreva.av@sch1631.ru
Шацкова Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1631»
teacher18409@rambler.ru

Цель: формирование начальной финансовой грамотности обучающихся через развитие экономического мышления.

Задачи:

1. Сформировать у обучающихся представление о том, что такое деньги и как они появились.

2. Способствовать формированию у обучающихся начальных навыков рационального потребления.

Оборудование: электронная доска, мультимедиа, стенд с клейкой основой.

Возрастная группа: 4–5 классы.

Ход занятия

Перед обучающимися находится сундук с неизвестными предметами. Ведущие поочередно достают из него различные вещи.

1. Волшебный сундучок

Наполнение: ракушка, перышко птицы, рыбка, глиняные черепки, цветные камушки, бусы.

Ведущие: Добрый день! Сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы поиграть! Для игры нам понадобятся очень необычные предметы! Давайте вместе посмотрим на них.

Ведущие открывают сундучок, показывают и называют предметы лежащие там.

Ведущие: Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти предметы? Что с ними можно сделать?

2. Мульт-пауза «Откуда деньги?» [2]

Ведущие: А теперь вы можете сказать, что объединяет все эти предметы? (Деньги!)

Что бы вы хотели узнать о деньгах? Какая информация будет вам полезна? (Целеполагание, формулирование задач.)

3. Презентация об истории денег или работа по пониманию текста

Ведущие: А было ли на Земле время, когда денег совсем не существовало? Конечно! Первобытным людям деньги были совершенно ни к чему, они были вооружены дубинами и добывали пищу самостоятельно.

С развитием общества люди стали жить по-другому. Люди делали орудия труда из камней, глины. Пища добывалась на охоте или рыбалке. Если нельзя было добыть еду, люди отнимали ее друг у друга. Если одному племени не хватало ресурсов, они начинали отнимать их у других племен. Тогда начиналась война за ресурсы, где победители становились их хозяевами. В тех случаях, когда сила не помогала, людям приходилось идти на хитрость и обмениваться недостающими продуктами.

Постепенно обмен стал развиваться. Чтобы удобно было меняться, люди собирались в определенных местах. Приходили люди из разных мест и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было в избытке. Выработали люди и правила обмена. Согласились считать, что можно обменивать, например: 1 топор или на 10 стрел, или на 2 копья, или на 2 горшка, или на 1 овцу. Но больше всего любили люди менять на украшения – раковины, кусочки янтаря и прочие красивые предметы. Те, у кого было больше навешано ракушек и украшений, считался красивее и богаче. Эти предметы можно было обменивать на нужные вещи. И эти украшения хорошо менялись, ведь люди знали, что их можно поменять на оружие, вещи, продукты.

А вспомните, что это такое, за что можно купить все что угодно? Это деньги. Таким образом, украшения постепенно стали деньгами. [1]

Работа по пониманию текста:

1. Прочитайте внимательно текст. Выделите главное.

2. Почему человеку в древности не нужны были деньги?

3. Когда возникла нужда в деньгах?

4. Что использовали вместо денег?

5. Какие еще были деньги? (Возвращение к «Волшебному сундучку».)

Ведущие: Вывод: во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что «эти товары обладают высокой ликвидностью».

4. Идем в магазин (работа в группах)

Ведущие: Ребята, а вам приходилось ходить в магазин одним без родителей?

Вы умеете выбирать товар в магазине?

Мы предлагаем вам сегодня отправиться за покупками в необычный магазин. Каждой команде необходимо будет выполнить задание поработать со списком покупок и денежными эквивалентами.

Обучающимся предложены корзинки для покупок и денежные эквиваленты (изображения ракушек, меховых хвостов, бус, рыбок). Каждая группа получает свое задание по обмену денежных эквивалентов на определенный набор продуктов. Для обмена денежных эквивалентов установлен прайс. Обучающиеся самостоятельно определяют, какие товары и по какой цене они обменивают на денежный эквивалент. После получения карточек с продуктами, обучающимися создается плакат по теме их задания.

Задания для обучающихся:

1. Вам необходимо приобрести продукты к завтраку для семьи из 4 человек. Что бы вы приготовили? Денежный эквивалент – ракушка.

2. Вам нужно приобрести продукты для того, чтобы накормить двух малышей. Денежный эквивалент – лисий хвост.

3. Вы идете в гости. Что бы вы взяли с собой? Денежный эквивалент – бусы.

4. Вас попросили приготовить обед для бабушки и дедушки, которые приедут к вам в гости. Какие продукты вам нужны? Денежный эквивалент – рыбка.

Ведущие: Вывод:все молодцы и хорошо поработали! Мы с вами можем сказать, что деньги это мера стоимости любого товара! Но… Давайте вместе подумаем, везде ли можно было использовать такие деньги как у вас? (Нет, не везде есть возможность поймать рыбу в больших объемах, или нет животных с ценными породами меха и т.д.)

Как вы думаете что придумали люди для того чтобы проще было совершать покупки? (Бумажные и металлические деньги.)

Правильно!

5. Народная мудрость о деньгах. Рефлексия

Ведущие: У каждого народа есть огромное количество пословиц и поговорок о деньгах и бережному или наоборот безответственному к ним отношению. В таблице собраны несколько таких пословиц (см. Приложение), но они зашифрованы!

Чтобы собрать целиком пословицу, необходимо к началу  в первом столбике подобрать окончание из второго столбика и полученный результат записать в таблицу.

Желаем удачи!

1 Вовремя копейка А счетом крепки
2 Голосом петь, конем воевать, Б и дела нету.
3 Не то денежки, что у бабушки, В а рубль голову стережет
4 Денег нету — Г дороже рубля
5 Денежка рубль бережет, Д а то, что в запазушке
6 Деньги не щепки Е а деньгами торговать

 

1

2

3

4

5

6

           

 

6. Подведение итогов и награждение

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Петр Кошель. История денег. Рассказы для детей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2014/04/29/1860 (дата обращения: 20.11.2016).
2. Уроки тетушки Совы: «Из истории денег» // Видеохостинг «Youtube». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&feature=youtu.be (дата обращения: 20.11.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.