Рубрики
Дошкольное образование

Развитие разговорной речи детей

Ознакомление с окружающим миром состоит из двух составляющих: усвоение предметного словаря и усвоение фраз разговорной речи, способствующих общению и поведению ребенка в обществе, в коллективе.

0
Кузнецова Надежда Константиновна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Курчатовская школа»,
nadezda.kuznezova@mail.ru

Ознакомление с окружающим миром состоит из двух составляющих: усвоение предметного словаря и усвоение фраз разговорной речи, способствующих общению и поведению ребенка в обществе, в коллективе.

Естественно, работа в детском саду начинается с овладения дактилологией, затем дети накапливают предметный словарь по всем разделам, данным в программе. Ведется эта работа с применением табличек (сначала идет их глобальное восприятие, а затем – анализируется буквенно-звуковой состав слова); работа переходит в стадию использования устно-дактильной формы речи, новые слова и фразы преподносятся детям на табличках. Следующий этап работы – приучение детей к считыванию с губ знакомых слов и фраз и постепенный переход на чтение слов и фраз с губ с использованием устно-дактильной речи как вспомогательной.

Накопление предметного словаря требует обыкновенной усидчивости, даже зубрежки, а также частой повторяемости его в речи детей. В старшей и подготовительной группах дети пользуются и письменной речью, чтобы лучше запомнить слова. Это общеизвестно.

Как же проводится работа над развитием разговорной речи? Я обычно ввожу одну-две новые фразы в неделю. Начинаю с самых простых: «привет», «пока», «дай», «дай мяч», «возьми кофту», «на», «спасибо», «я хочу», «я не хочу». Тут важны эмоции воспитателя. Дети каждодневно благодарят няню за еду, воспитателя – за помощь в раздевании и одевании.

Над глаголами «надень», «сними», «дай», «возьми» работа ведется во время организационных моментов и на занятиях методом сопоставления: «возьми куклу», «дай куклу».

Сначала в раздевалке я действую так: кладу в полотно таблички НАДЕНЬ, СНИМИ.

После показа картинки какой-то вещи и ее проговаривания, я даю эту картинку в руки ребенка и жестом прошу положить картинку или к глаголу «надень», или к глаголу «сними». Если ребенок ошибается, я тут же как бы выполняю это действие, и ребенок понимает свою ошибку, исправляется. Затем дети читают по табличке поручения: ВОЗЬМИ, ДАЙ, ПОКАЖИ, УБЕРИ.

Следующий этап – личный пример. Я надеваю кофту и тут же читаю по табличке: «Я надела кофту». Дети повторяют мое поведение. Ввожу вопрос: «Что ты сделал?» Если кто-то ошибается с ответом, то я показываю действием его ошибку. Если ребенок, надев кофту, говорит: «Я снял кофту», я тут же снимаю с него эту кофту. Он протестует и берет правильную табличку.

Во время дежурства по столовой ведется следующая работа. Если ребенок ошибается, я тут же демонстрирую, как это выглядит, и он понимает свою ошибку. Когда дети усвоят фразы «я не могу», «помогите, пожалуйста» следует расширение словаря. После этого ребенок будет говорить: «Завяжите, пожалуйста, шапку», «Застегните, пожалуйста, молнию». Обязателен вопрос: «Что ты сделал?» И ответы: «Я оделся», «Я разделся». «Что ты надел?» – «Я надел кофту, шапку» и.т.д. Та же работа ведется, когда дети утром умываются. Дети устно-дактильно отчитываются о том, что они сделали.

Чтобы дети усвоили словарь и фразы разговорной речи в ситуациях, которых не бывает в детском саду, проводятся сюжетно-ролевые игры: «У врача», «Гости», «Магазин» и другие. Главное, воспитатель в них должен быть очень эмоционален, где-то и пошутить. Дети это очень ценят. Но главное тут не переборщить. Во время полдника также проводится игра «Что ты хочешь?».

Для того чтобы дети усвоили вопросы, проводится работа по закрытой картинке «Нарисуй, как у меня». Чтобы нарисовать верно, дети вынуждены задавать вопросы: «Что это?», «Какой цвет?», «Какой величины?», «Где нарисовано?». Очень хорошо работает прием «маленький учитель». Важно, чтобы дети уже накопили предметный словарь и фразы разговорной речи: «я не знаю», «я забыл», «я не понял».

Игра «У кого какая работа» по закрытой картинке, беседа о том, какой сегодня день, месяц, какое время года.

Если ребенка что-то интересует, и он хочет вас об этом спросить, то сразу дать ответ не всегда верно. Поспешный ответ часто ограничивает тот материал, который можно было бы усвоить в связи с данным вопросом. Например, когда ребенок, поглядев в окно, спрашивает, где снег, можно ответить: «Снег растаял». Но можно спросить его: «А ты как думаешь?». То есть ребенок должен дойти до этого сам. Удовлетворяясь чужим ответом, ребенок не ищет ответ сам, не думает. Так прожить легче. Понимание, уважение и поощрение детских вопросов актуализирует детские интересы. Следует постоянно приучать ребенка мыслить, искать причинно-следственные связи во всем («Почему лужи?»; «Почему нельзя гулять?»; «Какое время года тут?»; «Почему ты так думаешь?»; «Что мы будем делать на занятии?»; «Почему тебе нравится (или не нравится) рисунок?»). Когда дети выходят из класса после занятия, держа в руках конфеты, я спрашиваю: «Почему у тебя две конфеты?» – «Потому что я хорошо занимался». Работа над вопросом «почему» ведется очень долго. И как же радостно становится, когда дети вдруг сами начинают меня спрашивать: «Почему?». Очень важно, чтобы поведение воспитателя было искренним, неформальным, чтобы он учил на своем примере благодарить за помощь. Следует использовать каждую ситуацию, чтобы пообщаться с ребенком, даже создавая их искусственно. Например, я специально ставлю в полотно неправильные таблички с названием блюд, провоцирую детей. Дети это замечают, и радостно говорят: «Вы ошиблись!». То же говорят и друг другу: «Лишняя ложка, у меня нет ложки». На занятиях сознательно кому-нибудь не даю кисточки или бумагу. Дети вынуждены говорить: «У меня нет кисточки, дайте, пожалуйста, кисточку». Предлагаю общаться друг с другом: «Попроси кисточку у Миши!». Предлагаю кому-то в конце занятия собрать кисточки, а кому-то пластилин. Дети говорят: «Миша, дай дощечку, дай пластилин, дай кисточку. Надежда Константиновна, возьмите, пожалуйста, кисточки». Если ребенок что-то просит, я напоминаю ему, что нужно сказать «Можно взять?». Если он что-то хочет посмотреть, то без фразы «можно посмотреть» я ему ничего не покажу.

В конце занятия дети просят конфеты, орехи. Я спрашиваю: «Что ты хочешь?». Звучат ответы: «Я хочу конфеты». «Сколько?» – «Две конфеты». Надо помогать детям оречевлять их просьбы, вопросы, высказывания. Если ребенок просит о чем-нибудь жестом, то я тут же даю ему аналогичную табличку, например: «Кто звонит?», «Где Миша?». Если кого-то толкнули, ударили, то надо помочь ребенку сообщить мне об этом. На доске висят таблички с ответами на вопрос «Что случилось.?». Правда сейчас уже меньше жалуются, называя жалобщика «ябедой».

Каким же должен быть воспитатель? Приведу два примера из моей практики. Занятия про животных. На вопрос «Что ест кошка?» воспитатель ждет ответа: «Кошка пьет молоко, ест рыбу». И вдруг кто-то говорит: «У меня дома кошка ест кашу, салат». Один воспитатель может сказать: «Не мешай, мы занимаемся». Но лучше сказать: «Твоя кошка ест кашу? Интересно. Ты дома посмотри, что еще ест твоя кошка, потом нам расскажешь».

Первый ответ свидетельствует о том, что интересы ребенка и он сам глупы и неинтересны. Это гасит интерес ребенка. А второй ответ – это тот, который следует за значимыми интересами ребенка, даже если они на первый взгляд не связаны с изучаемым предметом. Ведь ребенку нужно гораздо больше, чем просто материальные знания. Воспитатель, как личность, имеет для него большое развивающее значение.

Например, мы рисуем снеговика, а ребенок расстроился (сосед посмотрел на его рисунок и сказал или показал жестом – «Плохо!», или что-то черканул на его листе). Разрешить этот конфликт очень важно, даже важнее того, чтобы ребенок правильно рисовал предмет. Почему плохо? Хорошо! Извинись! Посмотри на свой рисунок. Вот вам и тренировка разговорной речи и воспитательный момент. И в конце можно сказать о тесной связи с родителями. Они чувствуют вашу заинтересованность в воспитании и обучении ребенка и по выходным дням выполняют ваши задания (одна-две фразы разговорной речи даются домой каждую неделю для закрепления).

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.