Рубрики
История

История Крыма в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Проблема патриотизма стоит перед Российской Федерацией достаточно остро. За последние 25 лет новейшей истории Россия пережила и всплески антипатриотизма, и патриотизма [1, с. 26]. Но в последнее десятилетие необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения была четко осознана на высшем уровне и школа вновь стала проводником идей любви к родному краю, стране в целом, ее истории и языку.

0
Кошелева Анна Александровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1494»,
kosheleva_anna89@mail.ru

Проблема патриотизма стоит перед Российской Федерацией достаточно остро. За последние 25 лет новейшей истории Россия пережила и всплески антипатриотизма, и патриотизма [1, с. 26]. Но в последнее десятилетие необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения была четко осознана на высшем уровне и школа вновь стала проводником идей любви к родному краю, стране в целом, ее истории и языку.

Патриотизм – понятие духовное и, как считают многие исследователи, теоретическое. Но совсем недавно, в марте 2014 г., это теоретическое понятие приобрело практический смысл [1, с. 26]. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. Референдум прошел в соответствии с демократическими принципами и международно-правовыми нормами. В голосовании приняло участие более 82 % избирателей. Более 96 % высказалось за воссоединение с Россией. 21 марта 2014 года президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя [2, с. 1801].

Нам удалось стать современниками невероятного события – воссоединения Крыма с Россией. Этот факт творения истории прямо на наших глазах не мог не вызвать восторга у миллионов россиян. Думаю, многим в тот момент удалось подняться над своими каждодневными проблемами и ощутить себя частью большой общности – российской нации. Работая учителем истории и обществознания в общеобразовательной школе г. Москвы, я сама была свидетелем того, как патриотизм охватил сердца школьников в весенние месяцы 2014 г. Ученики с 5 по 11 класс с завидной регулярностью приводили пример исторической судьбы Крыма во время ответа на вопрос учителя на уроках истории и обществознания, да и в разговорах между детьми на переменах тема Крыма присутствовала неизменно.

Но постепенно все возвращалось в привычное русло, и это грандиозное историческое событие стало забываться учениками, отходить на второй план перед более актуальными, на их взгляд, проблемами и занятиями. В связи с этим заместитель министра образования РФ В.Ш. Каганов считает важным донести до учащихся смысл происходящего сейчас в Крыму и на Украине, так же, как и смысла действий России в этих направлениях [2, с. 1801].

Тогда перед педагогическим сообществом, особенно перед учителями истории и обществознания, встала новая задача – не дать угаснуть тому живому связующему патриотическому порыву, который объединил всех – и учителей, и учеников – весной 2014 г. Усилия учителей и классных руководителей должны быть направлены на обогащение учащихся знаниями об историческом прошлом, которое связывает Россию и Крым, на создание образа полуострова как неотъемлемой части русской земли.

В рамках этой программы было организовано немало мероприятий, направленных на повышение компетентности учителей в этой тематической области. Например, 23 апреля 2014 г. на базе МИРО прошла научно-практическая конференция «Крым в истории и культуре России». 28 мая 2014 г. в Севастополе НИИ военной истории Военной академии Генерального Штаба ВС РФ была организована военно-историческая конференция «Крым в истории России: К 70-летию освобождения. 1944–2014» [3], в рамках которой были затронуты темы военно-стратегической операции по освобождению полуострова от немецко-фашистских сил, вклада народов Крыма в эту победу. Стоит отметить, что материалы конференции очень быстро оказались в открытом доступе в сети Интернет и были и остаются немалым подспорьем для учителей истории и классных руководителей.

В 2014–2015 учебном году перед учителями истории и обществознания структурного подразделения средней и старшей школы была поставлена задача провести историко-патриотические мероприятия, направленные на популяризацию образа Крыма, для всех параллелей. Автору, как учителю, выбравшему тему самообразования «Образ Крыма в истории России», довелось быть на переднем краю этой масштабной работы.

Учитывая возрастные особенности учеников 5–6 классов, было принято решение остановиться на форме познавательной викторины. К октябрю 2014 г. викторина была создана и получила название «Крымский калейдоскоп» (см. Приложение 1). Главный смысл игры заключается в изучении роли различных народов в историческом прошлом и настоящем Крыма.

Сама игра построена по аналогии с телевизионной игрой «Своя игра» и подразумевает выбор категории и количества очков, например, «Греки 200» (см. Приложение 1, Слайд 2). Учитель, проводящий викторину, нажимает на соответствующую кнопку в презентации и переходит к слайду с вопросом (см. Слайд 5). Команды, принимающие участие в игре, получают минуту на обсуждение и поиск ответа, по истечении времени надо дать ответ. Учитель слушает ответы команд и дает правильный ответ, комментируя его.

Кроме образовательной и историко-патриотической целей, данное мероприятие способствовало развитию у учеников универсальных учебных действий:

1) личностных: формировать стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним; осознание ответственности за себя и за свои  действия, воспитывать эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова, взращивать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

2) коммуникативных: участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения; высказывать, аргументировать свою позицию;

3) познавательных: понимать информацию, представленную в графическом виде и переводить ее в словесный, читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом; осуществлять анализ, синтез, классификацию, обобщение, ориентироваться на различные решения задач, устанавливать причинно-следственные связи;

4) регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Игра «Крымский калейдоскоп» прошла в конце октября 2014 г. среди смешанных команд из учеников 5–6 классов. Надо отметить неподдельный интерес, с которым учащиеся вникали в вопросы и задания викторины, как они старались быстрее оппонентов дать правильный ответ. Мероприятие достигло главной цели – привития ученикам уважения к многонациональной истории Крыма, понимания важности вклада всех народов в развитие региона в прошлом и настоящем.

Для работы с учениками 7–9 классов была выбрана форма проектной деятельности. В начале учебного года совместно с коллегой, классным руководителем одного из 8 классов, учителем истории, был проведен опрос по выявлению учеников, заинтересовавшихся данной проблематикой. В основу работы были положены проблемные вопросы, актуальные и по сей день: «Почему подавляющее большинство жителей Крымского полуострова долгие десятилетия относило себя к российскому обществу? Проявляется ли в этом историческая справедливость?». Для ответа на эти вопросы ученики с помощью научных руководителей поставили следующие задачи:

1) выяснить, когда полуостров Крым начинает фигурировать в истории России;

2) понять, при каких обстоятельствах Крым стал частью Российской империи в 1783 г.;

3) пролить свет на то, какие военные события истории России связаны с полуостровом;

4) изучить, как менялось восприятие Крыма в русском национальном самосознании;

5) выявить, закономерны ли итоги референдума 16 марта 2014 г. и последующее воссоединение Крыма с Россией.

В ноябре 2014 г. началась работа над основной частью проекта, и учащиеся столкнулись с первыми трудностями, связанными с некоторой глобальностью заявленной темы: подразумевалась проработка вопроса через весь курс истории России. Еще одно затруднение было связано с недостатком источников информации. Ведь отдельная монография [4], посвященная истории Крыма, была опубликована только в 2015 г. Однако эти проблемы вместе с научными руководителями удалось разрешить.

К февралю 2015 г. учащиеся сформулировали выводы проекта и приступили к подготовке творческого отчета, который предполагалось осуществить в форме презентации и буклета. Творческое название проекта было сформулировано так: «Россия и Крым: вместе сквозь века» (см. Приложение 2). В нем уже заложены выводы авторов проекта о закономерности исторической судьбы Крыма.

Выше уже отмечалось, что заявленная тема оказалась очень масштабной и потребовала проработки через курс истории России с древнейших времен до современности. Можно выделить следующие историко-тематические блоки проекта:

1) взаимоотношения полуострова и Древней Руси – завоевания Святослава Игоревича, крещение князя Владимира, Крымское ханство (см. Приложение 2, Слайды 4–6);

2) присоединение Крыма к Российской империи (см. Приложение 2, Слайды 7–8);

3) Крымская война как значимый рубеж в истории полуострова (см. Приложение 2, Слайды 9–16);

4) изменение представлений о Крыме в российском массовом сознании во второй половине XIX– начале XXвв. (см. Приложение 2, Слайды 17–20);

5) Гражданская война в Крыму (см. Приложение 2, Слайд 21);

6) Крым в годы Великой Отечественной войны (см. Приложение 2, Слайд 22 – интерактивная карта, Слайды 23–26);

7) Переход Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 г. (см. Приложение 2, Слайд 27);

8) Крымский кризис февраля-марта 2014 г. и его разрешение (см. Приложение 2, Слайды 28–31).

Несмотря на то, что в ходе работы над проектом применялись методы исследовательской работы, все же главная цель и социальная значимость проекта была историко-просветительской. Ученики, готовившие проект, должны были представить его перед своими сверстниками, учениками 7–9 классов, и расширить их представления об исторической роли Крыма. Презентация и защита проекта состоялась в рамках школьной научно-практической конференции «Школьные знания для реальной жизни» в апреле 2015 г. Проект произвел очень большое впечатление на аудиторию благодаря своей красочности и правильному подбору информации и был удостоен приза зрительских симпатий.

Для учеников старшей школы решено было организовать проблемную дискуссию «Крым и Россия: почему мы вместе?». Автору довелось принимать участие в подготовке материалов для дискуссии. Она велась по трем проблемных блокам:

1) «Крым в русском национальном самосознании»;

2) «Страницы военной истории, связанные с Крымом»;

3) «Образ Крыма в русской культуре и массовом сознании».

Ввиду того, что в 2015 г. праздновалось 70-летие победы в Великой Отечественной войне, особое внимание учащиеся и ведущий уделили страницам военной истории Крыма 1941–1945 гг. Ведь именно Севастополь первым подвергся бомбардировке немецко-фашистской авиации ночью 22 июня 1941 г. [5], среди жителей этого славного города были первые жертвы страшной войны. Дискуссия получилась очень содержательной и эмоциональной. Было видно, что данная тема не оставила учеников равнодушными и заставила их прочувствовать всю силу единения России и Крыма. Эта мысль и легла в основу выводов по итогам дискуссии.

Таким образом, мероприятия, связанные с популяризацией образа Крыма и направленные на понимание его роли в истории России, охватили все классы средней и старшей школы.

Была проделана очень большая работа, но предстоит сделать еще больше, ведь мы не можем останавливаться на достигнутом. Президент РФ Владимир Путин призвал экспертов включить в новый школьный учебник истории события, связанные с вхождением Крыма в состав России. По мнению президента, «это то, на чем мы можем и должны воспитывать наших молодых людей» [2, с. 1801].

Но пока этого не произошло, мы, учителя, должны взять на себя миссию по разъяснению истории Крыма и Севастополя и привитию ученикам патриотической гордости за нашу страну, ставшую родным домом для миллионов крымчан.

Роль Крыма в патриотическом воспитании также натолкнула автора на идею создания веб-квеста «Крым: три лика войны», посвященного событиям Великой Отечественной войны в Крыму (см. Рисунок 1). Несмотря на то, что работа над проектом продолжается и по сей день, его особенность уже состоит в том, что у участников будет возможность выбрать героя, от лица которого они хотят пройти квест. Иными словами, ученики смогут взглянуть на войну глазами ребенка, пережившего Вторую героическую оборону Севастополя, бойца курсантского батальона, чей боевой путь прерывается с падением города, партизана, сражающегося в районе Керчи.

Президент В.В. Путин в послании Федеральному собранию 18 марта 2014 г. отметил: «В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века» [6]. Именно эти слова послужили мотивационным фундаментом для той патриотической работы, которая уже была реализована в указанных выше проектах и, надеемся, будет продолжена в дальнейшем.

Презентация к статье – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Березуцкая Д.О. Патриотическое воспитание россиян с опорой на медиаобразовательный ресурс // Общество: социология, педагогика, психология. 2014. № 3. С. 26–31.
2. Даровских И.С. Воспитание патриотизма у школьников на примере факта воссоединения Крыма с Россией // Фундаментальные науки. 2014. № 11. C. 1799–1802.
3. Военно-историческая конференция «Крым в истории России: к 70-летию освобождения 1944–2014». Севастополь: Издательство НИИ военной истории Военной академии Генерального Штаба ВС РФ, 2014.
4. Хапаев В.В., Спивак И.А., Непомнящий А.А. История Крыма. М.: Просвещение, 2015.
5. Морозов М. Севастопольский вальс // Авиамастер. 2005. № 5. С. 2–23.
6. Обращение Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 (дата обращения: 16.11.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.