Рубрики
Управление

Система оценивания слабоуспевающих учащихся (из опыта работы)

Оценивание – очень тонкий психологический момент. Как тебя оценивают окружающие – ясно всем и детям в том числе. Учитель осознанно должен транслировать доброжелательное отношение к ученику.

0
Беликова Ольга Викторовна,
учитель математики и информатики
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1492»,
belolgvik@yandex.ru

Оценивание – очень тонкий психологический момент. Как тебя оценивают окружающие – ясно всем и детям в том числе. Учитель осознанно должен транслировать доброжелательное отношение к ученику.

Неуспевающий ученик – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети (И.П. Подвласов).

Существует много классификаций типологии неуспеваемости:

I группа

II группа

III группа

низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Таблица «Типология неуспеваемости по Н.И. Мурачковскому»

На мой взгляд, эта – самая приемлемая. Начиная работать с новым классом, провожу анализ состава слабоуспевающих учеников. Среди моих учеников представители второй группы встречаются редко. Тех, кого можно отнести к третьей группе, – большинство.

Так, второй год я работаю в 6 классе, преподаю математику с 5-го.

Диаграмма 1

По диаграмме видно, состав класса резко разнополярный. Оранжевый сектор составляют дети имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В сером секторе – дети с разными личными внутренними и внешними проблемами, которые влияют на их успеваемость в школе. Почти у всех слабоуспевающих занижена самооценка, нет веры в свои силы.

Психологами разработано много рекомендаций и советов по обучению слабоуспевающих детей. Я изучала эти советы и стала их использовать. У меня за полтора года преподавания в этом классе сложилась определенная система оценивания слабоуспевающих учащихся. Я условно выделила в системе четыре группы. Прежде всего, на уроке необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности, которая складывается из следующих правил.

I. Преодоление психологического барьера для ответов на уроке

1. Уважение к ответу товарища.

2. Учителю нельзя повышать голос на детей.

3. Разрешать слабоуспевающим учащимся пользоваться наглядными пособиями.

4. Слабоуспевающий ученик никогда не отвечает первым или вторым.

5. Хвалить, используя слова «молодец», «умница».

Часто в начале урока напоминаю детям, что необходимо проявлять терпение при ответе их товарищей, не перебивать, не высказываться. Если повысила голос, извиниться, до конца урока найти способ наладить психологический контакт с детьми, шуткой разрядить обстановку. Разрешаю слабоуспевающим пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления (небольшие схемы в тетрадях, рисунки и т.п.).

Спрашиваю слабоуспевающего ученика только тогда, когда на подобный вопрос ответили сильные ученики четко и правильно. К доске вызываю решать базовые задания, если их успешно решили на ней не один раз, задаю наводящие вопросы, использую слова «молодец», «умница».

Помимо работы на уроке в школе существуют проверочные, самостоятельные работы. Стараюсь их проведение обернуть в сторону ребенка. Использую три простых правила, описанных ниже. И перед работой говорю: «Самостоятельная работа нужна нам для того, чтобы я знала, всему ясмогла вас научить или что-то необходимо объяснить еще раз».

II. Организация самостоятельной работы

1.Заранее предупредить учащихся о предстоящей работе.

2. Обязательно повторить перед работой основные правила, приемы и способы выполнения заданий.

3. В самостоятельную работу обязательно включить 50 % простых и коротких заданий, которые с большой вероятностью выполнят слабоуспевающие ученики.

Контрольные работы – это стресс для детей. Их негативное воздействие я стараюсь свести к минимуму, следуя сложившимся в моей практике приемам.

III. Организация контрольной работы

1. Перед контрольной работой на предшествующих уроках инструктирую о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

2. Осуществляю более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих учеников во время подготовки к контрольной работе.

3. Заранее озвучиваю критерии оценивания работы.

4. Перед контрольной работой задаю на дом тренировочную аналогичную работу.

Во время подготовки к контрольной работе подхожу к ученикам, проверяю в тетрадях правильность выполнения задания, если есть ошибки, помогаю разобраться.

Перед началом работы обязательно говорю: «Вы справитесь со всеми заданиями, вы хорошо подготовлены!». Слабоуспевающим ученикам даю дополнительное время и наиболее легкий вариант заданий. Если все же ребенок не справился с работой, разбираем ошибки, выполняем другой вариант контрольной работы.

Ставить отметки за домашнюю работу не рекомендуется. Я ставлю в редких случаях в журнал исходя из ситуации.

IV. Оценивание домашней работы

1. Домашнее задание по карточке или из рабочей тетради (нет ГДЗ в Интернете).

2. Мало отметок по причине болезни.

3. Регулярного невыполнения домашнего задания.

4. В качестве поощрения, если видна положительная динамика в выполнении или оформлении домашнего задания.

Настаиваю на выполнении домашнего задания в любой ситуации. Слабоуспевающие дети особенно в этом нуждаются. Объясняю детям как важно закреплять пройденное на уроке. Если домашнее задание часто не выполняется, ставлю отметку «2» или «.», завожу тетрадь для ликвидации задолженностей по домашней работе под подпись родителей. Вклеиваю в нее инструкцию, как учить уроки с ребенком, чтобы закрепить пройденное на уроке. Созваниваюсь с родителями. После выполнения заданий «закрываю двойки или точки» отметкой «3». Могу поставить «4» или «5» в качестве поощрения, похвалив ребенка в классе. Объясняю всем учащимся за что ставлю, и почему только этому ученику.

Помимо тех результатов, которых можно добиться, используя выше перечисленные приемы, я для себя приняла и использую следующие простые хорошо известные всем педагогам правила:

– ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми;

– повысив самооценку ученика, выражая веру в его силы, можно добиться успеха в его обучении;

– прилежание, стремление учиться должно быть отмечено похвалой;

– не желание трудиться критикой, не затрагивающей личность, а только действие: «Ты мало трудился», «Отнесся к выполнению задания не серьезно», «Ты ленился».

В заключение хочу сказать, что данные приемы и правила работы со слабоуспевающими учащимися позволяют оценивать их не формально для «галочки», а по результатам их упорного труда.

Список литературы:

1. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М., Просвещение, 1991.
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000.
3. Поташкин М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.