Рубрики
Информатика

Методические рекомендации по проведению бинарного урока обществознания и информатики по теме: «Здоровый образ жизни»

«Всего 34 учебных занятия… Праздники… школьные мероприятия… Еще какие-нибудь неожиданности… В лучшем случае – 32. Хотелось бы и уроки повторения перед контрольными работами, да и сами полноценные контрольные работы… И поиграть, и погулять (строго по теме урока)… А май – практически не учебное настроение (и не только у детей). А объем учебного материала… На чем бы сэкономить, что подсократить не в ущерб…»

0
Аникеева Любовь Петровна,
учитель обществознания высшей категории
ОЧУ г. Москвы «Первая Московская гимназия»,
anykeeva@gymnasia.ru
Андреева Валентина Юрьевна,
учитель информатики высшей категории,
ОЧУ г. Москвы «Первая Московская гимназия»,
andreeva@gymnasia.ru

1. Общая характеристика предлагаемого бинарного урока

«Всего 34 учебных занятия… Праздники… школьные мероприятия… Еще какие-нибудь неожиданности… В лучшем случае – 32. Хотелось бы и уроки повторения перед контрольными работами, да и сами полноценные контрольные работы… И поиграть, и погулять (строго по теме урока)… А май – практически не учебное настроение (и не только у детей). А объем учебного материала… На чем бы сэкономить, что подсократить не в ущерб…»

Знакомые мысли? С них начинается каждый учебный год. Обществознание – один из самых сложных предметов не только для учащихся 9–10 классов, но и для малышей – 5–6 классов. Они в растерянности: кажется, говорим о столь очевидных вещах, что нет необходимости даже открывать учебники (о качестве их содержания – не в этот раз). А при ответах получается что-то не совсем так, как хотелось бы и ребенку, и учителю. Необходимость абстрактного мышления, владение нужным терминологическим аппаратом, умение аргументированного представление своих знаний, идей… Конечно, ребенку сложно. Поэтому перед нами стоит достаточно сложная задачи: и научить, и не дать погаснуть интересу, и закрепить, и проверить. В общем, все как всегда. Каждый ищет свои варианты решения и ответы на стоящие вопросы. Вот мы (учителя обществознания и информатики) и решились на очередной эксперимент, результат которого представляем вашему вниманию – это коллективный проект 5-го класса «Здоровый образ жизни».

Время выполнения – апрель, защита проекта – май (после годовой контрольной работы). Работа над проектом построена так, что отрабатывается целый ряд УУД, закладываются основы для их дальнейшего развития.

Итак, после небольшого совещания, учитель обществознания и учитель информатики расходятся со своими пакетами заданий. Хотим отметить, что пакет учителя информатики значительно объемнее и увесистее, чем у учителя обществознания. Очень удачно, что именно в 5–6 классах на уроках информатики есть темы и по созданию презентаций, и по работе в Интернете, и работе с информацией, которые и позволили нам реализовать свои идеи.

Задача учителя обществознания – рассказать детям о проекте, обрисовать радужные перспективы получения прекрасных отметок и раздать темы. Алёне Л. было поручено провести анкетирование по здоровому образу жизни среди учеников гимназии. Она самостоятельно составила анкету (см. Приложение: Документ № 3). Все. Учитель обществознания на время просто забывает об этом проекте, а только время от времени отвечает на крайне редкие вопросы. Работают ученики и учитель информатики. Почему он идет на это? Да потому, что дети видят в предмете не просто набор навыков, умений, а именно возможность их применения для решения поставленной учебной задачи.

Всем интересно, всем хорошо, все достигают своих целей.

«Находки» данного проекта:

1. Защита проекта перед учащимися 6-го класса. Тема «Здоровый образ жизни» выделяется в рамках работы по ФГОС, 6-е же классы у нас обучаются на основе Федеральной Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а такжеавторской программы «Введение в обществознание 6–9 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. (издательство «Просвещение», 2010 г.). Поэтому для ребят из 6-го класса это не только экспертное оценивание, но и изучение нового материала по программе.

2. Очень удачной оказалась идея с бланком оценивания для экспертов. И самые гиперактивные, и самые равнодушные к учению, и самые заинтересованные дети серьезно и весьма обоснованно отнеслись к своей роли. Так была решена проблема выставления отметок, которая всегда присутствует при оценивании творческих работ. На вопрос «Почему не…?» не возникает, просто показываешь оценочные бланки. Да и сами пятиклассники, слушая выступления своих одноклассников могли сравнить результат своей работы. Но в этом ничего нового нет.

3. Алёной Л. было проведено анкетирование по здоровому образу жизни среди учеников гимназии. Полученные результаты показали, что у большинства школьников здоровье под угрозой, а они об этом не догадываются. Это дало повод задуматься о своем отношении к здоровью, спорту, питанию.

4. Стихийная находка. На защите отсутствовал один ребенок. Он защищался на следующем уроке (информатики) перед своими одноклассниками, которые уже сами выступали в роли экспертов. Вот тут-то уже они сами были экспертами. Строгими, обоснованными и справедливыми.

2. Структурные компоненты работы над бинарным уроком

Проект разбит на части, и каждый ученик делает свой мини проект. У нас в 5 классе обучается 12 человек, поэтому каждому ученику была задана мини- тема, по которой он должен:

– подобрать информацию;

– подготовить выступление на 3–4 минуты;

– сделать презентацию (3–5 слайдов), сопровождающую выступление, учитывая требования оформления презентаций (см. Приложение: Документ № 1).

Поскольку у каждого ученика – своя тема, являющаяся частью общей темы, учителями был выбран единый дизайн и размер слайдов, чтобы получить презентацию, выдержанную в едином стиле.

На уроке обществознания ученикам розданы темы их выступлений.

Домашнее задание к уроку информатики– подбор материалов к выступлению. Материал должен был сохранён в текстовом файле. Далее каждый ученик распечатал самостоятельно свой документ, и, используя маркер, выделил в тексте информацию, которую поместит на слайды. Началась серьёзная работа с информацией: определение главной мысли, отбор нужной информации, сокращение текста. Конечно, не все ученики пришли подготовленные, но за это они поплатились тем, что на уроке пришлось намного труднее, чем подготовленным ученикам. Это хороший методический прием, с помощью которого ученики понимают важность выполнения домашних заданий.

У Алены Л. задача отличалась от остальных, была намного сложнее и объёмнее. Она сама придумала вопросы для анкеты, создала документ и распечатала его, потом вместе с Анастасией И., которая вызвалась помогать Алене, провели анкетирование среди учеников гимназии. Они вместе обработали эти анкеты. И тут учитель информатики предложила идею по каждому вопросу сделать диаграммы, используя Excel2013. Девочкам было объяснено на одном примере как создать диаграммы, а дальше они справились самостоятельно. Результат работы показан в файле (см. Приложение: Книга № 1). После этой большой подготовительной работы сделали презентацию с результатами анкетирования.

На уроке информатикипервые 10 минут были посвящены повторению правилам создания презентаций (см. Приложение: Документ № 1) и общих рекомендаций по созданию презентации на заданную тему. Учителями заранее был выбран размер слайдов и шаблон презентаций учеников, чтобы получить общую презентацию, выполненную в едином стиле.

Тема изучения редактора созданий презентаций и есть в курсе 5 класса, и именно эти уроки отданы на данный проект. Для учеников 5-го класса самым трудным в работе над проектом было отобрать и сократить отобранную информацию, чтобы поместить самую важную на слайд.

В результате урока у многих учеников была готова своя презентация.

Домашнее задание:доделать презентацию и подготовить выступление на 3 минуты.

Накануне следующего урокаученики сдавали свои готовые работы, с той целью, чтобы учитель проверил работу и внес предложения по доработке презентации (в случае необходимости). Собрать общую презентацию в 5 классе кем-то из учеников учитель информатики не предлагала, а выполнила эту работу самостоятельно, скомпоновав слайды в единую презентацию, но, что важно, не было внесено ни единого изменения, не было исправлено ни одной ошибки. Посмотреть и скачать презентацию можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0BxH5popiGvgjOWtreGdhT3VySk0/view?usp=sharing.

5 класс обучается в условиях ФГОС: Они, конечно же, знакомы с проектной деятельностью. Тем не менее для большинства учеников возникали трудности в работе над проектом. Ценность этого бинарного урока, мы считаем в том, что ученики провели тренировку по подготовке и защите своего годового проекта, который каждый ученик защищает в конце учебного года. Для этого мы провели защиту проекта учениками 5-го класса перед учениками шестого класса.

Защита проектапроходила в кабинете информатики. На уроке было два класса: 5 и 6-й и два учителя (так позволило расписание): учитель информатики и учитель обществознания. Пятиклассники защищали проект, шестиклассники выступали в роли экспертной комиссии. У каждого шестиклассника был бланк для выставления оценки (см. Приложение: Документ № 2). Такой урок у нас получился без внесения изменений в расписание: у 5 класса был урок обществознания, а у шестого класса был урок информатики по расписанию. Урок проходил в кабинете информатики, так как в нашей гимназии он большой, и в нём разместились оба класса.

Для 5 класса была настоящая сдача проекта перед экспертной комиссией. Шестиклассники выступали в роли экспертов.

Ценность данного урока для учеников:

– во-первых, внимательно слушали выступления, так как им надо было выставить оценки по нескольким параметрам;

– во-вторых, повторили правила оформления презентаций;

– в-третьих, учились анализировать предложенные доклады и задавать вопросы докладчику;

– в-четвертых, могли представить себя в роли сдающего проектную работу.

Хотим отметить, что оценки ученики выставляли очень строго. Кроме того, результаты анкетирования живо обсуждались. Тема проекта затронула всех, было видно, что большинство детей поняли ценность здорового образа жизни для человека.

Урок защиты был очень интересный, в нем были задействованы все присутствующие ученики. Учителям осталось только выставить оценки в журнал. Оценку в журнал получили и шестиклассники. Критерий оценки был простой: на сколько процентов и обоснованно был заполнен оценочный бланк. На нашем уроке были все пятерки, так как работать экспертами шестиклассникам очень понравилось, и все бланки были заполнены полностью.

Готовый проект 5-ого класса приведен в презентации, которую можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0BxH5popiGvgjOWtreGdhT3VySk0/view?usp=sharing.

Подобные бинарные уроки нам очень понравились, дали толчок к созданию подобных уроков по другим темам, с другими классами. Презентации, созданные на таких уроках, учитель обществознания далее использует при изучении этих тем на уроках.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Монтлевич Т.А. Секреты оформления успешной презентации // Слово учителю. [Электронный ресурс]. URL: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/987-montlevich-t-a-sekrety-oformleniya-uspeshnoj-prezentatsii(дата обращения: 31.10.2016).
2. Обучение PowerPoint. https://support.office.com/en-us/article/PowerPoint-training-40e8c930-cb0b-40d8-82c4-bd53d3398787?ui=en-US&rs=en-US&ad=US (дата обращения: 31.10.2016).
3. Правила жизни 100-летнего человека. Окинава // Проект «Моя планета». URL: http://project.moya-planeta.ru/pravila_zhizni_stoletnego_cheloveka_okinava/ (дата обращения: 05.11.2016). Youtube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jCOFA3ZTQgM&list=PLS93_pp5BAdW4jqL7Nplpq2AiOw9sCS9K&index=3 (дата обращения: 05.11.2016).
4. Правила жизни 100-летнего человека. Россия // Проект «Моя планета». [Электронный ресурс]. URL: http://project.moya-planeta.ru/pravila_zhizni_stoletnego_cheloveka_russia/ (дата обращения: 05.11.2016).
5. Требования к оформлению презентаций. http://www.openclass.ru/pages/144920 (дата обращения: 31.10.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0