Рубрики
Физическая культура

Обычные подвижные игры с необычными правилами

Подвижные игры – это один из главных способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных переживаний и эмоций. Подвижные игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость и себялюбие,– осуждаются.

0
Лучкин Дмитрий Игоревич,
учитель физкультуры
ГБОУ г. Москвы «Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»,
trewasq@mail.ru

Подвижные игры – это один из главных способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных переживаний и эмоций. Подвижные игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость и себялюбие,– осуждаются.

«Салочки» («пятнашки», «догонялки») – наиболее общее название детской игры в разных вариантах, но с главным принципом: игроки пытаются осалить друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику игры ведение (необходимость осалить кого-то другого).

Салки футбольным мячом

Но если обычные салки немного разнообразить, добавив футбольный мяч, игра сразу преобразится и станет намного интересней и динамичней. Смысл игры заключается в том, чтобы осалить как можно больше игроков мячом без помощи рук. Тем самым у ребенка улучшается навык владения футбольным мячом. Кроме этого можно добавить второго водящего и второй мяч, а при выбывании игрока из игры, предложить сделать определенные физические упражнения, чтобы вернуться в игру.

Что нам это дает:

– ведение футбольного мяча и контроль за ним улучшается в несколько раз, так как если водящий не сможет быстро реагировать на перемещение игроков, то не сможет никого осалить;

– точность удара также улучшается;

– умение распределить силу удара в этой игре не менее важно, в противном случае попадание в игроков маловероятно.

При использовании данной вариации салочек навык владения мячом у детей проходит гораздо быстрей и легче, улучшается координация ребенка и ориентация в пространстве, так как надо следить не только за игроками, но и за мячом, который ты ведешь.

Салки Зомби

Еще одна разновидность салок – «Салки Зомби». Название и правила придуманы мной, и моим ученикам игра очень нравится, но если вам кажется что название не этично или может напугать детей, то можете на свое усмотрение заменить название с «Зомби», например, на:

– «Охотники и зайцы»;

– «Дед Мороз и снежинки»;

– «Пожарные и огоньки», или любое другое название, чтобы было приятно проводить данную игру.

«Зомби-салки» – это один из вариантов салок, но очень необычный и захватывающе интересный.

Для этого варианта салок нам понадобится.

1. Место проведения: зал, спортплощадка, территория с заранее оговоренными зонами.

2. Инвентарь: набивные мячи весом 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг и 5 кг, теннисные мячи.

3. Обозначенная зона ночевки (место, где салить нельзя).

Ход игры

Вначале выбирается водящий (Зомби), в зависимости от возраста и степени физической подготовки ему выдается набивной мяч определенного веса. Задача водящего, не выпуская мяч из рук осалить им (бросать нельзя) других игроков (выживших). Игроки, которых коснулся водящий (Зомби) становятся тоже водящими (Зомби). Игра делится на раунды: условно, день – ночь. Днем выжившие бегают по игровому полю от Зомби (как будто перебегают от одного убежища к другому). Когда судья говорит, что настало время ночи, выжившие бегут в обозначенную зону (дом). Зомби не могут заходить на эту территорию.

Теперь рассмотрим различные вариации игры.

«Обычный» – игра идет так, как написано выше.

«Мутанты-зомби» – этот вариант игры предполагает наличие разных типов Зомби (водящих) с различной физической направленностью. В данном случае есть три варианта:

1) «Обычный зомби» – водящий с подходящим для его возраста и физических способностей мячом, но достаточно тяжелым;

2) «Зомби криворукий» – Зомби (водящий) носит в руках два мяча разного размера и веса. В данном случае очень хорошо тренируется координация ребенка, так как ему приходится перемещаться с разным весом в руках;

3) «Зомби-горбач» – этот вид отличается от других тем, что водящий мячики не носит, а катает по полу. Мяч с пола поднимать запрещается, только катать. Салить нужно только когда мяч находиться на полу. Выносливость – вот то качество, которое тренируется в этом случае, так как приходится перекатывать мяч по всему залу.

«Миссия “Cпасение”» – правила точно такие, как в обычном варианте игры, но с небольшим дополнением: во время ночлега (когда игроки находятся в домике) учитель может кинуть на поле любые предметы (например теннисные мячи) и зомби, поймавшие эти вещи могут опять стать людьми и вернутся в убежище, продолжив играть за выживших. В погоне за предметами водящие должны освободить свои руки.

«Армия» – здесь у нас появляется вооружение. Вооружением могут быть предметы, которые игроки будут кидать в водящих, чтобы те выбыли из игры. Предметы должны быть легкими без острых углов, например, теннисные мячи. Вооружение у игроков может появляться только в убежище и на усмотрение учителя. Стрелять (кидать предметы) можно только в тело, иначе попадание не считается.

«Зомбиленд» – все варианты игры смешаны в один. Все просто.

Вышибалы

«Вышибалы» – одна из самых популярных игр с мячом нашего детства. Для игры необходим не очень тяжелый мяч, лучше волейбольный. Если играете с маленькими детьми – то легкий детский резиновый мяч.

На площадке чертим две линии на расстоянии 5–7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и отбегают назад. Задача вышибал – попасть в игроков мячом. Задача игроков – увернуться от мяча и ловить «свечки» (о «свечках» читайте ниже). Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Если мяч сначала ударился о землю, а потом попал в игрока, данный удар не считается результативным. Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются, и все начинается сначала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается. Для того чтобы разнообразить и усложнить игру, можно ввести несколько дополнительных правил и названий мячей:

«Свечка» – свечкой считается мяч, не успевший ударится о землю (потолок или неактивного игрока) и пойманный игроком. Свечка – это лишняя жизнь. Свечка сгорает, если в игрока попадает мяч, но при этом он остается в игре. Свечку можно подарить выбитым товарищам и вернуть их в игру. При неудавшейся попытке поймать свечку игрок выбывает.

«Картошка» – вышибала кричит «Картошка!» и отправляет мяч катиться по земле. Все, кто в центре, должны выстроиться в шеренгу, расставив ноги «воротцами» Мяч должен прокатиться через все воротца. Тот, под кем мяч не прокатился, выбывает. Иногда этот вариант еще называется «Ручеек».

«Речка» – как «ручеек», только мяч не просто катится, а еще и прыгает.

«Бомба» – вышибала кричит «Бомба!» и бросает мяч вверх. Игроки в центре должны сесть на корточки, накрыв голову руками и не двигаться с места. Тот, в кого попал мяч, выбывает.

«Граната» – вышибала кричит «Граната!» и бросает мяч как обычно. Игроки при этом не могут двигать ногами.

«Камень» – вышибала кладет мяч рядом с линией и кричит «Камень!». Все игроки должны быстро обежать вокруг мяча. Когда последний игрок обежит мяч, вышибала хватает мяч и кидает. Обычно он попадает в спину последнему убегающему.

«Куропатка» – похожий на камень вариант: водящий присаживается и помещает голову между колен – чтобы никого не видеть. А игроки должны обежать его и убежать. И опять мяч достается последнему.

«Солдатики» – при этой команде все игроки встают неподвижно как солдаты – руки-ноги вместе, мяч катится по земле, как в «Картошке».

Это всем привычные варианты правил, но есть и еще о которых здесь не говорится. «Вышибалы двумя мячами» играется так же, только в игре находятся два мяча.

Что нам это дает:

1. Взаимопонимание – способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. Взаимопонимание является показателем социально-психологического общения и имеет исключительное значение для групповой, общей деятельности людей. Объективной основой взаимопонимания выступает общность интересов, близких и отдаленных целей, взглядов. Взаимопонимание конкретно реализуется через восприятие вербального и невербального поведения.

При игре в два мяча очень важно взаимопонимание с партнером на другой стороне площадки. При игре двумя мячами сложнее координировать действия. В данном случае взаимопонимание тренируется намного лучше, нежели в остальных случаях.

2. Ситуативная готовность – это способность предвидеть возникновение возможных ситуаций и реагировать на них наиболее эффективным образом.

В нашем варианте игры ситуативная готовность тренируется как нельзя лучше, ведь вместо одного мяча, есть еще и второй, о котором надо всегда помнить. При этом надо успевать следить за другими играющими, чтобы не столкнуться.

При использовании варианта игры двумя мячами мы получаем все обычные навыки, которые дает игра «Вышибалы», плюс еще два новых и, несомненно, очень важных.

«Вышибалы с защитой» – классический вариант «Вышибал», за исключением того, что игроки, уклоняющиеся от мяча, могут использовать маты для своей защиты. Количество матов выбирается на ваше усмотрение. Дети могут начать бегать от мяча с матом в руках, или же построить укрепление, в котором будут от него прятаться.

Вот тут, как нельзя лучше развивается чувство локтя и работа в команде, так как постройка защиты и одновременное уклонение от мяча – очень сложная задача. Кроме того, у детей проявляются лидерские качества и абстрактное мышление. В процессе игры дети быстро ориентируются, где и как лучше прикрыть себя или партнера, построить укрепление и так далее.

В педагогической науке подвижные игры являются одним из важнейших средств всестороннего развития ребенка. Попробуйте и вы сыграть с детьми в известные всем игры, но с измененными правилами, и сами убедитесь в их привлекательности и полезности для ребенка.

До новых встреч.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.