Рубрики
Дошкольное образование

«В гости к нам пришла матрёшка…»: досуг для детей младшей группы

Человечество всегда стремилось вырастить свою смену достойной, умной, смелой, доброй, красивой и трудолюбивой. Осмысление, сохранение и передача народного искусства следующим поколениям имеет огромное общенациональное значение и способствует сохранению мировой культуры.

0
Тюваева Галина Ивановна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Рычкова Елена Васильевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
sona911@yandex.ru

Человечество всегда стремилось вырастить свою смену достойной, умной, смелой, доброй, красивой и трудолюбивой. Осмысление, сохранение и передача народного искусства следующим поколениям имеет огромное общенациональное значение и способствует сохранению мировой культуры.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно-прикладного искусства. Прикладное – значит то, к чему приложено умение. В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, научают целесообразно использовать материал. Такие поделки удовлетворяют запросы детского воображения, в них проявляется и художественный вкус, и остроумная догадка, и умелое подражание. В дошкольных учреждениях чаще всего детей знакомят с Дымковской и Филимоновской игрушками, Городецким промыслом, голубой Гжелью, золотой Хохломой, русской Матрешкой.

Матрешка – исконно народная, всему миру известная детская игрушка. Нет, наверное, такого дома, а тем более детского учреждения, в котором бы не было нашей русской красавицы – расписной матрешки. Народная мудрость воплотила в ней целый комплекс дидактических идей: знакомство с количеством и счетом, цветом, освоение ребенком формы, величины, не говоря уже об эстетике самого изделия. Нельзя переоценить роль матрешки в воспитании и развитии маленького ребенка. Матрешка стала не только универсальным воспитательным пособием и вечным спутником детства, но и символом России.

 

Фотографии 1–2

В своей статье хочется представить конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе «В гости к нам пришла матрешка». Мы провели досуг, целью которого былоприобщить детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – символе русского народного искусства.С поставленной задачей обогатить активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь, воспитывать эстетический и художественный вкус, развивать любовь к русской народной музыке и танцам, я думаю, мы справились. Дети проявляли неподдельный интерес ко всему, что происходило, с удовольствием играли во все игры, пели, танцевали и украшали нарисованных матрешек.

Но главное, мы поняли, почему русская матрешка является символом России и так нравится людям. В русской игрушке отразились народные представления о мире, добре, красоте. Она несет в себе любовь и дружбу. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Ход мероприятия

Под фонограмму русской народной песни «В хороводе были мы…» дети заходят в зал, идут змейкой и рассаживаются на стульчиках.

Ведущий: Ребята, а вы любите,  когда к вам приходят гости?

Дети отвечают.

Ведущий: Как можно позвать гостей?

Дети: Приглашаем вас в гости. Ждем вас в гости. Приходите, пожалуйста, в гости. Добро пожаловать. Будем рады вашему приходу. Милости просим.

Раздается стук в дверь.

Ведущий: Кажется кто-то услышал наши приглашения и пришел в гости. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Разноцветные Подружки

Перепрятались друг в дружке.

Мал, мала, меньше.

(Ребята отгадывают, звучит музыка и входит Матрешка.)

Матрешка: Здравствуйте, ребята!

К вам пришла я не одна,

Вам подружек позвала.

Фотография 3

Ведущий: Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки,

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Вправо-влево повернись

И в матрешку превратись!

Девочки поют песню «Мы веселые матрешки» (сл. Л. Некрасовой, муз. Ю.Слонова).

Матрешка: Как хорошо вы пели, дружно. Ребята, а какое сейчас время года? Правильно, весна. А весной дети очень любят кататься на качелях. И теперь я приглашаю вас покататься на веселой карусели.

Проводится игра «Веселая карусель» (используется обруч с цветными лентами).

Ведущий: Ну как, ребята, все уселись?

Закружились, завертелись.

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Матрешка: Дети, понравилась вам моя Карусель? Ребята, а кто мне скажет, что бывает весной?

Дети отвечают на вопросы.

Матрешка: Правильно. Наступила весна, и прилетели птицы, зеленеет травка, зацветают первые весенние цветы. Я знаю, что вам очень нравится, когда светит солнышко, на улице тепло и можно гулять. Но весной очень часто бывает, что идет дождь.

Я предлагаю поиграть в игру «Солнце-дождик» (с платочком).

Проводится игра «Солнце-дождик». В руках ведущего – солнце. Дети бегают, играют. Как только музыка изображает дождик – дети бегут под большой платок, который держат воспитатели.

Ведущий: Ах, матрешечка-матрешка,

Хороша – не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

 

Фотографии 4–5

Ребята, посмотрите какие красивые матрешки у нас на выставке. Они такие разные. А сможете ли вы найти и показать нам самую большую? А теперь найдите среди них самую маленькую? Молодцы, справились с заданием!

Матрешка: Ребята, а я вам тоже принесла матрешек. Посмотрите на них.

(Матрешка показывает нарисованных на листах А3 матрешек.)

Ваши матрешки на выставке такие яркие, красочные, в разноцветных сарафанах и платках. Моим матрешкам тоже очень хочется, чтобы были у них красивые наряды. Но пока у них платочки и сарафаны из простой белой ткани. Поможете украсить их наряд?

Ведущий: Матрешка, а ребята в нашей группе очень добрые и отзывчивые, они обязательно тебе помогут. Подойдите, пожалуйста, к столикам, посмотрите, что лежит на подносах.

Дети: Лежат цветы, вырезанные из бумаги.

Ведущий: Выберите себе понравившийся цветок. Какие у вас красивые цветы! Они разного цвета. Покажите цветы красного цвета, желтого, синего. Молодцы! Цвета вы знаете. А теперь украсим этими цветами наряды наших матрешек.

Дети выполняют работу.

Матрешка: Посмотрите, как повеселели мои матрешки. Какие они стали нарядные и красивые. Ребята, я вам очень благодарна за это. Спасибо вам за помощь!

Ведущий: И тебе, Матрешка, спасибо, что в гости к нам пришла. Мы для тебя песню споем.

Ну-ка, девочки-матрешки,

Не устали ваши ножки?

В центр зала выходите,

Как танцуете – нам покажите.

Ну-ка, ну-ка, не зевайте и мальчишек приглашайте.

Звучит песня «К нам гости пришли…»(муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен).

Матрешка: Спасибо за песню. Примите и от меня подарок. Я приготовила для вас угощение.

Ведущий: И тебе, Матрешка, спасибо за угощение. Как весело мы провели время! И поработали, и повеселились! До новых встреч!

Кукла Матрешка нарядна, красива.

Кукла Матрешка — улыбка России.

Матрешка — игрушка, ты всем нам нужна.

Матрешка — подружка на все времена!

(Л. Печников)

Список литературы:

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.
2. «Русские обряды» Г.А. Айдашева. М: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.