Рубрики
Иностранный язык

Киноклуб как средство метапредметного развития учащихся

В современной общеобразовательной школе существует потребность в целенаправленном педагогическом руководстве интересами учащихся в области экранных искусств, в установке на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Однако большая часть педагогов использует кино как средство наглядности, не зная о богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно решать проблему метапредметного развития.

0
Свиридова Ирина Ивановна,
учитель французского языка
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1449 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова»,
iisvi@list.ru
Шутова Юлия Алексеевна,
учитель французского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1248»,
shutova-yua@mail.ru

В современной общеобразовательной школе существует потребность в целенаправленном педагогическом руководстве интересами учащихся в области экранных искусств, в установке на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Однако большая часть педагогов использует кино как средство наглядности, не зная о богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно решать проблему метапредметного развития.

Киноклуб создает условия для целенаправленного воспитания художественного вкуса, развития интереса к экранным искусствам у школьников всех возрастных групп, для понимания универсального языка кино. Умение воспринимать этот язык – условие дальнейшего эмоционально-интеллектуального развития современного человека.

Кино – это такое искусство, которое с самого начала развивалось на базе достижений смежных искусств. Поиски кинематографом собственных художественных средств долгое время представляли собой сознательное перенесение в кино художественных приемов театра и литературы, живописи и музыки. Вместе с тем, кино находило в старых приемах новые особенности, новую выразительность. Используя новую технику, оно превращало отдельные приемы выразительности старых искусств в новый художественный язык. Таким образом, развивая восприятие киноповествования, мы можем, в рамках киноклуба, одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства, театра.

Кинематограф дает возможность познакомить учащихся с непостижимым миром другой страны, иных базовых ценностей. Объектив кинокамеры способствует установлению диалога между людьми, живущими в разных условиях и культурах.

Очень важным для понимания кино является изучение технологии его создания. Люди пяти профессий (оператор, сценарист, режиссер, актер кино и звукорежиссер), появившихся еще на заре развития кинематографии, и поныне являются основными участниками в производстве любого фильма. В ходе заседаний киноклуба ребята начинают разбираться в том, как снимают фильмы и даже делают первые шаги в съемках собственных. Работа киноклуба подразумевает просмотр фильма (художественного, документального, короткометражного, анимационного) целиком, чтобы дать возможность погрузиться в фильм, почувствовать его атмосферу. После этого приступаем к совместному анализу: сюжета, актерской игры, предыстории, техники съемок, костюмов, музыки и т.д. Мы предлагаем много творческих, аналитических заданий.

Возникает вопрос: что смотреть? Если фильмы на русском языке более или менее доступны, то фильмы в оригинале, на французском языке, если и есть в Интернете, то очень плохого качества. Огромным подспорьем может стать платформа Французского института в России «IFcinéma» (http://ifcinema.institutfrancais.com/fr/) , на которой после регистрации педагоги могут получить доступ для некоммерческого использования к произведениям классического и современного французского кинематографа (в том числе и с субтитрами).

Очень тронул сердца детей фильм Юнга и Лорана Буало «Цвет кожи: медовый» (2012), повествующий о судьбе мальчика из Южной Кореи, усыновленного бельгийской семьей. Мы предлагаем материал для учителя, который поможет организовать работу с фильмом до и после просмотра.

Couleur de peau : miel.

Niveau A2.FICHE PROFESSEUR

Film de Jung et de Laurent Boileau

Thème : Famille et enfance

Après une mise en route, les étudiants identifieront les personnages du film puis raconteront l’histoire réelle d’un garçon coréen. Ils discuteront ensuite de la morale du film et donneront leur avis sur l’ensemble.

Note culturelle

Au début des années soixante-dix, la Corée fut le premier lieu d’adoption pour les familles américaines, belges ou françaises (13 000 enfants rien que pour la France). La raison en était simple : la guerre de Corée avait fait beaucoup d’orphelins, déstructurant les familles, provoquant aussi des naissances mixtes, américano-coréennes, réprouvées par la société. On abandonnait les enfants qu’on confiait aux orphelinats coréens.

Objectifs communicatifs

– Anticiper le film à partir de l’affiche.

– Décrire le protagoniste du film.

– Raconter le film.

– Exprimer de manière simple une opinion.

Sensibilisation à l’univers du cinéma

– Repérer des techniques utilisées dans un film d’animation.

– Identifier le personnage principal d’un film.

– Discuter de la morale d’un film.

Mise en route

Quel rôle joue la famille dans la vie de chaque personne ?

Vous passez beaucoup de temps ensemble avec votre mère, votre père ?

Quels sont vos loisirs ?

Est-ce que les relations avec les parents changent votre comportement ?

Qu’est-ce qu’une famille idéale selon vous ?

Pourquoi la famille est-elle si importante ?

Est-ce que toutes les familles sont pareilles ou elles sont différentes ?

Pistes de correction :

Une caresse maternelle nous rend joyeux, de bonnes relations nous donnent envie d’être obéissant(e), de mauvaises relations nous donnent envie d’être furieux etc. Une famille où l’on peut se parler, où il n’y a pas de sujets tabous, Une famille qui t’aime bien, qui te protège, qui te dit ce qu’il faut faire, où les parents demandent l’avis des enfants, une famille avec plein d’animaux, qui partage tes ideés, tes passions, tes joies et tes peines.

Chacun de nous a besoin :

– d’un lieu où il est aimé, où il est en sécurité,;

– d’un abri contre les agressions de la vie.

La famille nous donne des racines.

La famille, c’est encore le lieu où se forment nos caractères.

Avant le visionnement

En petits groupes. Décrivez cette affiche : couleurs, objet(s), lieu, personnage.

Mise en commun orale. Inciter les apprenants à parler spontanément et à lister tous les mots que leur évoque l’affiche.

En petits groupes.Qui sont cet homme et cette femme ?

Qu’est-ce qu’ils font ? Cette famille est grande ? Combien d’enfants y a-t-il dans la famille ?

À votre avis, cette famille est unie ? Tous les enfants ont l’air content ? Quel âge ont-ils ? Comment sont-ils ?(Apparence physique : grand, peti , gros, jeune, vieux, les cheveux très longs, sympa, gentil, etc. Caractère : triste, toujours de bonne humeur, énergique, drôle, méchant, etc.)

Inviter les apprenants à expliquer leur(s) réponse(s) en s’appuyant sur leur ressenti de l’affiche.

Activité 2                                                                                       

À deux. Faites l’activité 2 : soulignez les bonnes réponses dans cette présentation du personnage principal.

Pistes de correction / Corrigés :

Ce garçon s’appelle Jung/Jungle. C’est un enfant japonais/coréen. Il est adopté par une famille belge/française à l’age de 5/7 ans. Il habite dans une petite/grande maison simple/luxueuse.  Sa nouvelle famille est assez nombreuse/petite.

Activité 3

À partir des propositions, légendez les images puis faites une phrase pour résumer l’histoire du film. Mise en commun orale.

Activité 4

En petits groupes.Faites l’Activité 4de la fiche apprenant : quelles sont les idées principales de ce film ?

Cochez la bonne réponse et expliquez votre choix. Est-ce que vous êtes d’accord avec cette morale ?

Mise en commun à l’oral. Inviter les apprenants à discuter et à commenter les réponses des autres. Accepter toutes les réponses du moment qu’elles sont justifiées.

– L’amour maternel est plus puissant que l’amour du père.

– On ne peut pas tout maîtriser dans sa vie.

– La guerre casse les destins des gens.

– La solitude dans la famille amène aux tragédies de vie.

– Le soutien des proches peut aider à résoudre n’importe quels problèmes.

– La recherche de l’individualité est très nécessaire pour se réaliser dans la vie.

– On ne peut pas oublier ses racines et son pays natal.

– Le progrès scientifique et économique est mauvais pour l’homme.

Кинематограф, который изначально задумывался как нехитрое развлечение для невзыскательной публики, довольно быстро превратился в род изобразительного искусства и сейчас занимает уже весьма значительную часть современного культурного пространства подрастающего поколения. Создание школьного киноклуба является важным шагом введения кинообразования в учебно-воспитательный процесс как средства метапредметного развития учащихся, интеграции опыта общения школьников с традиционными видами искусства, как унифицированного способа освоения информации.

Список литературы:

1. Ващенко И. Как снимают кино. [Электронный ресурс]. URL: http://elhow.ru/razvlechenija/kino/kak-snimajut-kino(дата обращения: 8.11.2016).
2. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин: Ээсти Раамат, 1973.
3. Пудовкин В.С. Избранные статьи. М.: Искусство, 1955.
4. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников, автореферат, М., 1989.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.