Рубрики
Литература

Образ русской дороги в художественных текстах и живописи

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны». (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

0
Лапина Оксана Адольфовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 374»,
lapina671@mail.ru

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны». (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

– Охарактеризуйте основную мысль фрагмента. Какова авторская позиция? Выделите ключевые слова.

– Какие черты русского национального характера отразились в любви к быстрой езде?

– Назовите основные тропы. На примере данного текста объясните, что такое градация.

– Объясни смысл слов: облучок, кибитка.

– Объясни знаки препинания в сложном предложении.

Счастливая дорога домой

«Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьем колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть угол, но горе холостяку!» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

– Какова основная мысль данного фрагмента? Какие ассоциации возникли при слове дорога в сознании человека, жившего в начале XIX века?

– Объясните значение слов и словосочетаний: починка, перебранка, ямщик, лобзания, станционный смотритель.

– Какая риторическая фигура лежит в основе образности текста?

– Объясните знаки препинания при однородных членах предложения?

– Расскажите, какие вы испытываете чувства, вернувшись домой после долгого отсутствия?

Дорога – символ жизненного пути

Дорога – символ жизненного пути человека, его судьбы. Об этом пишет А.С. Пушкин в стихотворении «Телега жизни»:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не лезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел!..

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Иносказание пронизывает все стихотворение. Какой смысл символов вы себе представляете под словами: утро, полдень, вечер, телега, ямщик?

Дорога – путь скорби и страданий (в русской живописи)

Издавна дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь. И.И. Левитан изобразил эту печально знаменитую дорогу на своей картине «Владимирка».

Рисунок 1. Картина И.И. Левитана «Владимирка»

– Рассмотрите картину И.И. Левитана «Владимирка».

– Опишите летний день, изображенный Левитаном. Какое настроение веет с этой картины? Какие чувства владели художником при создании полотна? Можно ли сказать, что он сочувствует страдающим людям?

– Как изображена дорога? Что находится на переднем плане, в центре, на заднем плане?

– Каков колорит картины? Какого цвета небо на горизонте? Какие краски и оттенки использует художник для изображения дороги, облаков, придорожной травы и деревьев?

– Обратите внимание, что чуть в стороне от дороги художник нарисовал голубец – установленную на столбик икону. Для чего на Владимирской дороге икона?

Творческое задание

Напишите дорожный дневник, в котором отразите свои путевые впечатления от поездки в другой город, деревню, на дачу…

Увлекательные задания «Угадай»

1. Чьи это слова «В России две беды: дураки да дороги!» (Н.В. Гоголь)

2. Кто из этих героев едет в данном средстве передвижении:

3. Назови элементы упряжи:

4. Рассмотрите лошадей и назовите их масти:

(гнедой)                                     (вороной)                                  (чубарый)

5.Объясни значение фразеологизмов о дороге:

Зайти куда по дороге.

Туда ему и дорога.

Туда тебе нет дороги.

Ему к нам запала дорога.

Всякому своя дорога.

Отрезать кому-нибудь дорогу.

Счастливой дороги!

– Какие из этих фразеологических выражений устарели, а какие используются сейчас?

С середины XIX века в быт русского народа вошли железные дороги. Строительству первой железной дороги между Петербургом и Москвой. Н.А. Некрасов посвятил свое стихотворение «Железная дорога». Во времена И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского для обозначения железного поезда употреблялось слово «машина». Паровоз первоначально называли пароходом, такое словоупотребление встречается в знаменитой «Попутной песне» М.И. Глинки на слова Н.В. Кукольника. Но это уже другая история…

Список литературы:

1. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. М.: Ладомир, 2006.
2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
3. Степанов Ю.С.Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.