Рубрики
Дошкольное образование

Об опыте реализации проекта «Наша машина»

Проектная деятельность с дошкольниками – это увлекательный и результативный процесс [5, с. 1]. Всем известно, что взрослый волевым усилием будет выполнять «неинтересную работу». Дошкольник, если деятельность не является его потребностью, а содержание ему не интересно, не будет что-то делать. Именно интерес побуждает ребенка концентрировать свои силы на чем-то конкретном, быстро запоминать, усваивать [1, с. 4]. А. Эйнштейн писал: «… Дети любят искать, сами находить; в этом их сила».

0
Гудкова Ольга Викторовна,
воспитатель ДО № 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2120»,
olya151970@mail.ru
Житникова Людмила Анатольевна,
воспитатель ДО № 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2120»,
4_mila_4@mail.ru

Проектная деятельность с дошкольниками – это увлекательный и результативный процесс [5, с. 1]. Всем известно, что взрослый волевым усилием будет выполнять «неинтересную работу». Дошкольник, если деятельность не является его потребностью, а содержание ему не интересно, не будет что-то делать. Именно интерес побуждает ребенка концентрировать свои силы на чем-то конкретном, быстро запоминать, усваивать [1, с. 4]. А. Эйнштейн писал: «… Дети любят искать, сами находить; в этом их сила». По словам Л. Свирской, «под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии, связанной с одной темой занятий и игр» [5, с. 4–6]. Крайне важно создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность, устойчивый интерес к проблеме и инициативу [2, с. 29]. Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя, как личность.

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: совместный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы и воспитатели.

Цель проекта: создать условия для развития творческой активности, инициативы и самостоятельности детей. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление, коммуникативные навыки дошкольников. Поощрять детское экспериментирование, навыки исследовательской работы.

Педагогические задачи проекта:

1. Учить подбирать материал, мотивируя свой выбор.

2. Учить позитивно оценивать себя и творчество товарищей.

3. Развивать стремление к самостоятельному решению возникших проблем.

4. Развивать чувство формы и композиции, фантазии и воображения.

5. Приобщать воспитанников к дизайн-творчеству.

6. Формировать психологические условия развития общения, готовности к сотрудничеству, принятия решений с учетом позиций всех участников.

Этапы проекта

Основной: формирование мотивации участников, обсуждение вопросов: «Какие бывают машины?», «Из какого материала?», «Какой формы?». Проектирование машин в рисунках. Рассматривание иллюстраций. Обдумывание возможных вариантов. Тактичность со стороны воспитателя при рассматривании всех предложенных детьми вариантов решения проблемы: каждый ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Практическая деятельность детей: помощь педагога в планировании собственной деятельности детей и решении поставленных задач. Оказание практической помощи детям со стороны воспитателя (по необходимости), в том числе в подборке необходимых материалов. Контроль за осуществлением проекта.

Заключительный: подведение итогов проекта. Демонстрация продукта собственной деятельности детей и его оценка. Совместное обсуждение возникших проблем при работе над проектом, а также сопоставления полученного результата с ожидаемым.

Как возник проект

Современный мир полон продвинутых технологий. Наука придумала массу интересных и полезных новинок, которые существенно облегчают труд миллионов людей и делают нашу жизнь более комфортной. Рынок детских игрушек также переполнен всевозможными новинками. Однако развитие инноваций зачастую лишает детей возможности подключать воображение, мыслить творчески, фокусировать внимание. В связи с этим зародилась идея сделать с детьми такой мир, который был у нас, только намного лучше, мир нашей мечты! Из картонных коробок можно сотворить невероятные вещи. И мы, и наши дети будут в восторге от таких выдумок. Материал для творчества (картонные коробки) – доступный, его всегда можно найти.

В ходе обсуждения дети предлагали различные идеи реализации проекта: сделать своими руками замки, домики, гаражи, машины. Выбор детям дался нелегко, каждый из них не только отстаивал свою позицию, но и учился объективно оценивать и понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Каждый ребенок смог преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, переходил на новый уровень интеллектуального развития. Педагог подвел всех воспитанников к идее и выбору коллективного проекта – изготовлению машины.

Дети начали работу. Они рассматривали иллюстрации с изображением различных видов машин. Каждый ребенок высказывал свое мнение и предлагал собственную идею изготовления машины.

 

Фотографии 12

 

Фотографии 34

Возник вопрос: «Какой должна быть машина?» Ответы: «Прочной, красивой, чтобы можно было сделать самостоятельно и легко переносить с места на место».  В своих рисунках дети отразили видение будущей машины из коробки. В процессе поиска дети пришли к единому представлению о своей будущей машине.

Рисунки машин.

Фотография 5

Дети занялись конструированием машины из крупного строительного материала для наглядного представления я о том, где будут располагаться колеса, фары и прочие составные части.

 Фотография 6

Наконец, принялись за работу – строить машину из картонной коробки.

1) Обклеиваем наружную часть картонной коробки белыми листами бумаги со всех сторон.

 

Фотографии 78

2) Изготавливаем колеса из одноразовых тарелок и раскрашиваем их гуашевыми красками.

Фотография 9

Фотография 10

3) Вырезаем из самоклеящейся бумаги красного цвета 4 круга и наклеиваем на каждое колесо.

Фотография 11

Фотография 12

4) Для прочности укрепляем нижнюю часть нашей будущей машины при мощи скотча.

Фотография 13

5) Используя  канцелярский нож, воспитатель отрезает от коробки две верхние части.

Фотография 14

5) Дети самостоятельно выкладывают на одноразовую тарелку гуашевую краску красного цвета, берут валик и по очереди раскрашивают коробку со всех сторон, предварительно определив переднюю и заднюю части автомобиля.

 

Фотографии 1516

6) Выделяем синей гуашевой краской колеса, и наклеиваем к будущей машине остальные недостающие детали (фары, улыбка, глаза). Оставляем на некоторое время сохнуть для того, чтобы детали прочно приклеились к картону.

 

Фотографии 17–18

 

Фотографии 1920

7) Наступил долгожданный момент – наша машина готова! Дети очень рады такому результату своей деятельности! Они бережно относятся к своей машине и в процессе игры представляют себя настоящими водителями.

 

Фотографии 2122

 

Фотографии 2324

Подводя итоги проделанной работы, дети и воспитатели пришли к выводу: машина – прочная, красивая, большая. В нее можно играть и легко перемещать по игровой комнате. Она подходит для всех детей – и маленького, и большого роста. Совместная работа над машиной сплотила детский коллектив. Ребята стали более отзывчивыми, дружными, научились выслушивать мнение своих товарищей и давать оценку. В общении со сверстниками, каждый ребенок с чувством гордости делился яркими впечатлениями о результате совместной деятельности. Торжество и радость переполняли чувства ребят, их глаза светились от счастья!

Таким образом, наш проект способствовал развитию игровой деятельности детей, формированию у них элементарных исследовательских действий; любознательности, инициативы, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Игровое пространство пополнилось любимой, собственно созданной  машиной, которая каждый день находится в центре детского внимания.

Список литературы:

1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
2. Блохина Е., Лиханова Т., Морозова Л. и др. «Лэпбук – наколенная книга». Журнал «Обруч». № 4. 2015.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Гулидова Т.В. (автор-составитель). Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов. Водгоград: Учитель, 2012.
5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. 2 изд., испр. и доп. М.: Центр педагогического образования, 2016.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.