Рубрики
Управление

Общешкольный проект как инструмент современного образования (на примере проекта «Золотое кольцо России»)

Среди множества проблем, стоящих перед учителями сегодня, одной из наиболее серьезных, на наш взгляд, является проблема организации работы обучающихся с информацией. Трансляция информации больше не актуальна: благодаря широкому распространению информационно-компьютерных технологий наши дети имеют к ней свободный доступ. Однако это не упрощает, но лишь качественно меняет нашу профессиональную миссию. В результате перед педагогом встает новая задача: научить анализировать полученный материал, отбирать действительно ценное и полезное и, наконец, использовать информацию для разрешения практических задач.

0
Денисова Оксана Владимировна,
 учитель мировой художественной культуры
ГБОУ г. Москвы «Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева»
Гусева Ирина Витальевна,
учитель технологии  
ГБОУ г. Москвы «Школа №463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева»

Среди множества проблем, стоящих перед учителями сегодня, одной из наиболее серьезных, на наш взгляд, является проблема организации работы обучающихся с информацией. Трансляция информации больше не актуальна: благодаря широкому распространению информационно-компьютерных технологий наши дети имеют к ней свободный доступ. Однако это не упрощает, но лишь качественно меняет нашу профессиональную миссию. В результате перед педагогом встает новая задача: научить анализировать полученный материал, отбирать действительно ценное и полезное и, наконец, использовать информацию для разрешения практических задач.

Очевидно также, что в условиях открытости информационного пространства проблема формирования этических ценностей приобретает особое значение. Как защитить детей от вредных влияний, передать им нравственные и культурные богатства, накопленные нашим народом, научить разрешать мировоззренческие проблемы, руководствуясь традиционными культурными нормами?

Педагоги ГБОУ города Москвы «Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева» успешно работают над поставленными вопросами на основе использования проектного метода. Проект – это особая «философия» образования, ориентированная на самостоятельную постановку цели и выбор способов деятельности. Проектная деятельность позволяет обучающимся вести в рамках избранной темы поиск актуального лично для них содержания, и что особенно важно — добиватьсяконкретных результатов.В ходе работы над проектом синтезируютсяэлементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой и коммуникативнойдеятельности, развиваются креативные способности и практические навыки, повышается интерес к изучаемому материалу, формируются социальные качества. Учитывая все перечисленные преимущества проектного метода, педагоги школы приняли решение о необходимости фундаментальной разработки какого-либо серьезного проекта, интересного обучающимся всех возрастных групп. Предполагалось, что работа над проектом станет началом, организующим образовательную и воспитательную работу всего учебного заведения, своего рода сверхзадачей.

После долгих споров и размышлений была определена тема проекта – «Золотое кольцо России». Этот выбор продиктован комплексом причин, некоторые из которых хотелось бы рассмотреть более детально.

Наша школаимеет богатые традиции патриотического воспитания. Военно-исторический музей, действующий в нашей образовательной организации, неформальные мероприятия, проводимые на его базе, контакты с ветеранами, регулярное участие в общегородских акциях, наиболее яркой из которых является «Бессмертный полк», – все это активно способствует выстраиванию системы ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданского сознания. Однако мы отдаем себе отчет в том, что необходим поиск новых форм работы, воспитывающих у обучающихся любовь к Родине, обогащающих их как духовно, так и интеллектуально.

«Золотое кольцо» – это поистине культурная сокровищница нашей страны. Об этом свидетельствует уже и название: «золотое кольцо» – выразительный метафорический образ, передающий общенародное представление о богатстве и красоте. Далеко не случайно этот образ, создателем которого является литератор Юрий Бычков, написавший в 1967 году серию одноименных очерков для газеты «Советская Россия», так органично вошел в наш язык.

Несколько древних городов, расположенных северо-восточнее Москвы – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир – действительно образуют символическое кольцо. Кроме того, в последние годы в Золотое кольцо вошли Калуга и некоторые другие города Калужской области. Что же объединяет их? Древняя история, культурные достопримечательности, замечательные традиции народных ремесел, а также уникальные природные комплексы, самобытные пейзажи.

Обидно, что многие москвичи, живя в нескольких часах езды от «Золотого кольца», зачастую имеют смутное представление об этом регионе: ведь любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь, то, что действительно считаешь своим. Одним словом, мы решили, что работа над проектом станет еще одним направлением процесса патриотического воспитания, обогатит и разнообразит его содержание.

Для школьников проект привлекателен во многом благодаря его практической направленности – исчерпывающе полно рассказать об этом замечательном регионе, привлечь новых туристов в города Золотого кольца, способствовать их экономическому и культурному развитию и дальнейшему процветанию. В рамках общешкольного проекта «Золотое кольцо» и младшие, и средние, и старшие школьники осуществляют разработку своих проектов, позволяющих решать образовательные, воспитательные и прагматические задачи на уровне, соответствующем их возрасту, развитию и интересам. Опора на принцип посильности (за которым стоит тщательная методическая выверенность предлагаемых к рассмотрению вопросов), возможность видеть конкретные результаты своих усилий, безусловно, стимулирует школьников участвовать в проекте, но не менее важной является естественная человеческая потребность делиться своими открытиями, информационными и эстетическими находками, которую испытывает большинство подростков. Поэтому уже сейчас, на старте проекта, ребята охотно приступают к созданию презентаций, роликов, буклетов, содержащих первые плоды их информационной, исследовательской и творческой деятельности.

С точки зрения содержания проект можно сравнить с вектором, организующим работу школьников и учителей. В ходе егоразработки ребята имеют возможность углублять и совершенствовать приобретенные на учебных занятиях знания, умения и навыки: от математических методов статистики (например, при изучении динамики экономического развития городов) до методов проведения экологического мониторинга на берегах рек, озер или в лесах, которыми так богат этот регион, ставший колыбелью нашей цивилизации.

Но не только предметные знания и умения обучающихся развиваются в ходе работы над проектом «Золотое кольцо». Для решения масштабных практических задач необходимы навыки постановки проблемы, выдвижения и проверки гипотезы, выбора адекватных средств и методов деятельности, умение самостоятельно найти недостающую информацию, способность и готовность консультироваться по всем вопросам с другими участниками проекта, высказывать собственную точку зрения и конструктивно реагировать на критику, а также принимать на себя ответственность за результаты как индивидуальной, так и коллективной деятельности в рамках проекта. Федеральный государственный образовательный стандарт относит эти навыки к числу метапредметных.

Что касается личностных результатов, достижение которых, согласно ФГОС, также является неотъемлемой составляющей современного образования (в их число входят самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация и др.), то, как уже упоминалось выше, изучение родного края не может не способствовать целостному и гармоничному развитию личности. Подробнее коснемся этой проблемы на примере художественно-творческой деятельности обучающихся.

Как известно, художественно-творческая деятельность невозможна без вдохновения, поэтому начать работу необходимо было с экскурсионных поездок по городам «Золотого кольца». Древние соборы, старинные городские усадьбы и доходные дома, причудливое сочетание деревянной и каменной архитектуры, просторные, ведущие к волжским набережным бульвары и тесные улочки – память о ремесленных слободках, некогда располагавшихся на этом месте, богатейшие краеведческие музеи и парковые комплексы произвели неизгладимое впечатление даже на самых искушенных путешественников. В первых проектах, созданных по горячим следам этой поездки, нашел выход сложный комплекс чувств, переполняющих сердца юных экскурсантов. С одной стороны, это восторг, восхищение фантастическим разнообразием и красотой пейзажей, с другой – несомненно, гордость от сознания того, что это их Родина, их страна.

Не секрет, что в последнее десятилетия для восстановления и благоустройства городов «Золотого кольца» делается очень и очень много. Например, к тысячелетию Ярославля центр города был полностью отреставрирован, а на фасадах домов-памятников появилась информация об эпохе постройки, стиле, архитекторе. Вместе с тем у Золотого кольца существует еще немало проблем. Порой экскурсантов поражают контрасты между стоящими по соседству отремонтированными и разрушающимися зданиями, красивой и свежей главной улицей и отходящим от нее разбитым, замусоренным переулком. Поэтому первые творческие работы обучающихся – циклы фотографий «Мое Золотое кольцо» – это сплав восторга и боли. Не только старшеклассники, но и учащиеся средних и младших классов осмыслили свою первую встречу с древними русскими городами через призму эстетических категорий прекрасного и безобразного. Их поразительный контраст взывает к социальной ответственности не только фотохудожника, но и зрителя. Не жди гибели памятника, помоги, чем можешь, или, по крайней мере, не разрушай, не делай граффити на стенах дворянских особняков или театров, не расклеивай объявления, не бросай мусор!.. По мнению фотохудожников, даже внешний вид человека, его одежда должна до некоторой степени соответствовать атмосфере, духу древнего города. И уж конечно, на улицах городов каждый его житель или гость должен держаться достойно, помня о традициях учтивого и благородного поведения, с незапамятных времен существовавших в России.

Богатейшие материалы, полученные в ходе экскурсионных поездок, могут стать основой для интересной эстетически и значимой социально выставки «Золотое кольцо России глазами молодых москвичей» или «Золотое кольцо России – наша гордость и ответственность». Реализованный полностью, этот проект, наряду с художественно-творческим развитием, обеспечит формирование критического мышления, чувства патриотизма, ответственной жизненной позиции не только ее авторов, но и посетителей, которыми могут стать учащиеся соседних школ, жители микрорайона и все желающие.

Выставочная деятельность школьников может продолжиться в рамках проведения экспозиции эмблем-символов городов Золотого кольца, разработанных как индивидуально, так и коллективно. При создании эмблем используется смешанная техника: рисунок, живопись, фотография. Эмблема синтезирует древние и современные символы города, но при этом включает и эмоционально-авторские элементы трактовки, выражающие личные впечатления создателя коллажа.

Важно отметить, что художественно-эстетическая и творческая деятельность в рамках проекта неотделима от познавательной и исследовательской работы. В этом смысле полезные результаты принесет активизация межпредметных связей мировой художественной культуры с историей и литературой. Широко известно, что Русская Православная церковь сыграла огромную роль в процессе собирания русских земель вокруг Москвы, способствовала становлению государственности в нашей стране – далеко не случайно во всех городах Золотого кольца так много монастырей и храмов. Исследовательские проекты по истории конкретных памятников должны иметь наглядное сопровождение. Для этого используются графические изображения (рисунки) храмов. Этот вид деятельности способствует развитию эстетического вкуса, мелкой моторики, умения анализировать объект, отражать пропорции, и т.п. Другой вариант иллюстрирования проекта – создание макетов, может быть использован в работе со старшеклассниками: эта кропотливая работа включает длительный этап предварительного изучения объекта, далее этап моделирования и наконец – непосредственного воплощения.

Небезынтересно на примере конкретных памятников рассмотреть эволюцию русского храма: от крестово-купольного и шатрового до архитектурных шедевров в стиле барокко, классицизма и эклектики. При защите таких проектов целесообразно активно использовать наглядность, представляя как отдельные детали храмов, характеризующие принадлежность данного памятника к тому или иному направлению, в отрисованном или перефотографированном виде, так и целостные изображения.

Еще одним обширным пластом работы может стать изучение народных ремесел, распространенных в городах Золотого кольца. На сегодняшний день у нас в планах подробное ознакомление с технологией создания валяных изделий, ее происхождением, местными особенностями, ассортиментом товаров (бижутерия, одежда, обувь, ковры, сумки и пр.) – города Северо-Восточной Руси испокон веков славились своими валяными изделиями.

Находясь на старте проекта и глубоко осознавая его огромный дидактический и развивающий потенциал, мы часто задаем себе вопрос о том, что же необходимо сделать, чтобы работа не заформализовалась, чтобы живой интерес учащихся не угас. Наверное, не последнюю роль должна играть личная заинтересованность педагогов. Ведь основа проектного метода – принцип сотворчества. Пока взрослый видит в проектной деятельности личные смыслы, он способен вести за собой ребят. Во всех остальных случаях творческая работа оборачивается рутиной.

Список литературы:

1. Все Золотое кольцо. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zolotoe-koltso.ru/ (дата обращения: 8.11.2016).
2. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр «Школьная книга», 2006.
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.